Глава II из Книги I - Фаворский Свет

Татьяна Мильде
                ИЗ    ЦИКЛА
 
                Фаворское Преображение


                Литературный, исторический, документальный и
                автобиографический, православный ЭПОС в трёх
                книгах


                По благословению Его Святейшества Патриарха
                Иерусалимского и всея Палестины Феофила III
               
                Святая Земля - Иерусалим
                Резиденция Патриарха
                1 августа 2012 года.


                С любовью и благодарностью за помощь в
                работе над эпосом моей дочери  -
                Натали Кушаковской    




                „Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?“
                Слово Иоанна Златоуста
                „На Святую Пасху».

                Книга - I

                Фаворский  Свет

                Памяти моей дорогой мамочки –
                Пащенко Валентины Владимировны,
                урождённой Черновой, посвящаю.


                «Познай где Свет и тогда поймёшь где тьма».
                Иисус Христос

                «Никто не поднялся на ту высоту познания души
                на которую поднялся Он».
                Николай Васильевич Гоголь

                «Источником светлой радости является Сам Бог».
                Патриарх Московский и всея Руси
                Кирилл



                Глава – II

                «Кирие элейсон!» -греческое
                «Господи, помилуй!».
               
                «Чудо внутреннего преображения при
                соприкосновениями со святынями».
                Архимандрит Ефрем настоятель
                Ватопедского монастыря на Афоне

               
         В православной Греции церковный и государственный праздник Преображение Господне, в русской транскрипции с греческого языка – Метаморфоси, - отмечается 6 августа по новому стилю Григорианского календаря, пришедшему в 1582 году с новой реформой летоисчисления, объявленной Римским Папой Григорием XIII. Однако особое чествование Спасителя Иисуса Христа начинается у греков с 1 августа с одновременным поклонением Кресту Господнему и Божией Матери, что соответствует 14 августа у православных, придерживающихся старого стиля Юлианского календаря на исторических древне-русских землях, где в этот день совершаются пришедшие вместе с Христианством из Византии празднование Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и празднество Всемилостливому Спасу и Пресвятой Богородице, а также начинается короткий, до 28 августа – двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы, Успенский пост с освящения - благословления мёда и воды в церквях, в связи с чем праздник отмечаемый 14 августа в народном просторечии называют на Руси «Медовым Спасом», «Водным Спасом» и «Первым Спасом» - одним  из трёх августовских Спасов, помимо «Второго Спаса» - «Яблочного Спаса» - 19 августа, когда в храме совершается благословление яблок и других плодов, и «Третьего Спаса» - «Спаса на Полотне» - 29 августа, когда освящают холсты, или его же называют в народе - «Хлебным Спасом», так как он приходится на период окончания жатвы.

         На северо-востоке греческого острова Керкира, находящегося в Ионическом море в форме удлинённого серпа и носящего официальное итальянское название Корфу - Korfu, ежегодно с 1-го по 6-е августа, в дневное время из столицы Керкира движется праздничный Крестный ход по узкой дороге в виде серпантина длиною более чем 20 километров на крутую и самую высокую на острове гору Пантократорас или Пантократор, возвышающуюся над уровнем моря на 917 метров и в сухое время года достигаемую на экскурсионном автобусе немногим менее чем за два часа, при медленном и чрезвычайно осторожном движении с остановками из-за очень опасных обрывистых и резких поворотов.

         Природная скупость и окружающая тишина погружают поднимающегося на Пантократор человека в особый духовный мир. На вершине этой лысой карстовой горы, то есть имеющей в рельефе много пещер, пустот и впадин, образующихся в результате явлений, связанных с растворением водой горных пород, известной у итальянцев как Monte San Salvatore – гора Святого Спасителя, поближе к Богу, расположился на узком коротком и слегка наклонном плато, называемом монахами улицей, миниатюрный греческий православный мужской монастырь Пантократор – Pantokrator, дословно - Всевластный, Всесильный, носящий одно из имён Господа Бога Иисуса Христа – Пантократор, означающий в переводе на русский язык – Господь Всевластитель, Вседержитель.
 
         Монастырь Пантократор буквально парит над окружающей его крутизной горных массивов. От северного отвесного обрыва над морем и отчасти с востока монастырь Пантократор защищает массивная каменная стена, имеющая с внутренней стороны арочную галерею с каменными столами и скамьями. В древности тут располагалась монастырская трапезная, когда в обители было большое количество братии.
      
         После растаявшей обычной здешней послеобеденной туманной дымки с горы Пантократор открывается вид на склоны самой горы, на остров Корфу, на Ионическое море, на побережье материковой Греции и побережье Албании вместе с вершинами гор Балканского полуострова, а при ясной солнечной погоде и на берега Италии, находящейся от Корфу в 130 километрах.
 
         Современный облик белоснежного монастыря Пантократор был создан в XIX веке на деньги жителей двадцати трёх горных деревушек на месте древнего монастыря, основанного в 1347 году, разрушенного в 1537 году и вновь отстроенного в 1689 году. На 2007 год в обители постоянно проживало два монаха и скромность её казалась очевидной, вместе с незначительным озеленением территории. На то время монастырь на строве Корфу ещё не был столь популярен, каким стал к концу второго десятилетия XXI века в связи с развитием массового паломничества православных из бывшего Советского Союза.
 
         Высокая стена отделяет монастырь с юга от оставшейся небольшой и более узкой части плато, на которой могут поместиться и развернуться всего несколько машин и пара автобусов. В центре южной стены находится вход в монастырь в виде небольших металлических ворот, над которыми возвышается надвратная колокольня, построенная по распространённому на Корфу византийскому принципу в виде невысокой и неширокой плоской удлинённой вверх стены. Внутри двух равных проёмов в верхней части звонницы  висят на одном уровне два колокола среднего размера.
 
         Возведенная из белого известняка – горной осадочной породы, состоящей преимущественно из кальцита, Преображенская церковь-базилика имеет внешние очертания прямоугольника, а её потолок изнутри очень необычный для православного храма – в форме длинного купола. Над входом в церковь выполнена художественно вписанная в полусферу яркая фреска из скреплённых между собой кубиков смальты – непрозрачного цветного стекла, изображающая верхнюю часть иконографического сюжета «Преображения Господня» с Иисусом Христом в розовом одеянии, окружённого овалом белого сияния, называемого в иконографии – мандорлой, и с двух сторон от Него двумя пророками: слева - ветхозаветным Патриархом и Пророком Моисеем, и справа – великим Пророком Ветхозаветной Иудейской Церкви Илией, особо почитаемых и в Новозаветных Православных Церквях: Элладской и Русской.

         6 августа по новому стилю календаря  в праздник Преображения Господня в монастырской церкви служится наиторжественная праздничная Литургия. В течение года Преображение Господне - главное событие монастыря Пантократор и храмовой праздник его церкви. Но не только в этот прекрасный особый августовский летний день, а с весны до осени сюда спешат тысячи паломников со всего мира, чтобы приблизиться к Спасителю и поклониться небольшой чудотворной иконе «Преображение Господне», установленной справа от трёхъярусного барочного мраморного иконостаса и облачённой, как и все его иконы, в красивый серебряный оклад-панцирь, чётко чеканящий композицию сюжета Преображения Спасителя на горе Фаворе в местности Галилее на территории Древней Палестины и оставляющий свободными только Лики Иисуса, двух Пророков и трёх Апостолов, исполненные маслом по дереву.
 
         Церковь Преображения Господня монастыря Пантократор хранит иконы и фрески трёх разных стилей: первого – иконы Македонской школы живописи 2-й половины XV века, изящно изображающей Спаса, Богоматерь и всех Святых с миндалевидными глазами, и тем близкой к традиционной плоскостной иконописной Византийской школе, но созданные в послевизантийское время, кроме потрясающей на стене справа от иконостаса в охрово-золотом колоре местно чтимой иконы Богородицы в короне и со скрещенными на груди руками, датируемой 1292 годом, а за её яркие и тёмные цвета близкой к гораздо поздней Венецианской школе живописи; иконы второго стиля представлены качественной ремесленной Критской школой живописи XVI и XVII столетий, попавшие с острова Крита после захвата его в 1715 году турками, образы роднящиеся с византийскими, но отличающимися от них своею утончённостью и аристократизмом; и третьего стиля - иконы XVII века Эктонийской школы иконописи Ионических островов, в число которых входит и Корфу, с заметными элементами картинного венецианского влияния, отчего на Западе их называют Венецианско-Корфским стилем.
 
         Среди фресок церкви Преображения Господня монастыря Пантократора на острове Корфу выделяется классическое изображение Иисуса Христа, сидящего с Новым Заветом в руках в день Страшного Суда. Над находящейся в центре южной фасадной церковной стены входной дверью и по обеим сторонам от неё, а также на противоположной северной стене имеется на одном уровне ряд Тондо – картин в формате круга. Тондо изображают бюсты Святых, среди которых сразу бросается в глаза являющийся крайней редкостью для православного храма английский миссионер и реформатор, Апостол германцев Святой Бонифаций, по немецки – Germanenapostel Bonifaz (1672-1754), похороненный в основанном им монастыре в городе Фульда - Fulda, немецкой земли Hessen, называемой по-русски – Гессен.

         Метрах в пятнадцати - двадцати от входа в церковь монастыря Пантократор и в центре его уютного дворика находится небольшой фонтан в образе цветка колокольчика с изливающейся из него водой бирюзового цвета.
 
         Во второй половине сентября 2007 года Татьяна совершала двухнедельное путешествие по греческому острову Корфу вместе со своей взрослой дочерью Наталией. Они хотели осуществить поездку на один из трёх «пальцев» полуострова Халкидики, на северо-востоке Греции, вдающегося в Эгейское море на 120 километров, но накануне их запланированной поездки где-то там произошло большое наводнение и в туристическом бюро западногерманского города Оффенбаха-на-Майне, земли Hessen, где Татьянина семья жила с января 1992 года, им предложили поездку на остров Корфу. «Ну что-же, значит именно на Корфу нам нужно быть!» – сказала Татьяна. Так волею природно-погодного обстоятельства они с дочерью оказались на греческом острове Керкире и в один из дней в монастыре Пантократор, о котором до этого не слышали ничего.

         После осмотра монастырской Спасо-Преображенской церкви все прибывшие вместе с ними экскурсанты, из единственного на то время автобуса на горе Пантократор, побежали кто в кафе, кто в сувенирную лавку, а Татьяна с дочерью, оставшись совсем одни на территории монастыря, подошли к его фонтану. Пребывавшая ещё во власти от всего только что увиденного Татьяна присела на широкую бровку фонтана, выложенную из камней, сверху приглаженных бетоном. За её правым плечом оказался росший вечнозелёный невысокий куст, а рядом с ним лежала груда камней из белого песчанника  - осадочной горной породы из слежавшегося песка, глины и извести. К наибольшему из этих камней была прикреплена средних размеров икона «Преображение Господне» в её классическом варианте с Иисусом Христом, ветхозаветными Пророками Илией и Моисеем, и с учениками Спасителя - Апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. Безлюдность, лазурного цвета высокое чистое небо, пронизанное солнечным светом, при полном отсутствии палящего и слепящего Солнца, тёплая погода с лёгким бризом смешанного горного и морского воздуха вместе с умиротворённо журчащей водой фонтана дополняли в полной мере благость Святого места и испытываемую душевную благодать от покоя и радостной здешней безмятежности. Дочь тихо стояла рядом с сидящей Татьяной и задумчиво смотрела вдаль. В какой-то момент всё окружавшее их пространство вдруг озарилось ещё намного ярче, ещё более и пронзительнее сусально-золотисто и серебристо засверкало, и это внезапное высшее мгновение в виде острого восприятия светозарной энергии вызвало у Татьяны адекватное переживание взрыва внутреннего света, ясно открывавшего ответ на её долгий поиск смысла жизни и которое великий русский Святой Преподобный Серафим Саровский определил твёрдо и кратко как «Стяжание Святого Духа».