Бессовестные святые или что такое совесть

Алексей Куклин
Мало у каких еретиков возникнет мысль, что совесть может быть чем-то не нужным. И действительно, кому нравится иметь что-то общее с бессовестным человеком. Например, человек врет тебе в глаза, и ему не стыдно. Или использует тебя, твое время, имущество и не то что не испытывает благодарности, а напротив, осуждает. Куда приятнее, иметь дело, пусть с теми же врунами или там ворами, но с совестливыми, которые извинятся, поблагодарят, скажут, какой ты хороший, пообещают, что больше так не будут.

Что же такое совесть? Когда и откуда она появляется? Когда закончится? Кто инициирует это чувство в нас, мешающее порой нам грешить, спать, радоваться, жить? Что это, плод духа или дело плоти? С каким чувством человеческим её можно сравнить? И вообще, является ли совесть чувством?

Самое простое определение совести - это когда стыдно. Продвинутые христианские психологи скажут, что стыд это еще не совесть, и что настоящая совесть – это когда: стыд, стыд, да еще и перед Богом. Думаю, разницы нет. Любой стыд или чувство вины, могут угрызать совестливого человека, не только когда это вина перед Богом, но даже когда это и вовсе не вина этого человека. Например, ребенку может быть стыдно за своего отца, и это чувство вины способно нанести отпечаток, не только на детство, но и на взрослую жизнь. Конечно, кроме стыда совесть производит и страх, и неустройство, депрессию, сожаление о соделанном. Но, похоже, что стыд или чувство вины - это главная составляющая совести, потому как страх и все остальные, (перечень можно дополнить) могут существовать и независимо от совести, а вот стыд – скорее всего, нет.

Когда появилась совесть?
Адам с Евой были бессовестными. Как говорится: «Стыдно – когда видно». А они отжигали по райскому саду, в чём Бог сотворил, нисколько не стесняясь. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». (Бытие 2:25)
И что потом? Потом пришел грех. С грехом вошли стыд, осуждение, страх, чувство вины. Похоже, что это была совесть.
«Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.» (Бытие 3:10).

Когда закончится совесть?
Следуя логике, совесть перестанет быть, когда перестанут быть осуждение, страх и стыд. Когда это произойдет? В раю, это уже точно. А можно раньше? Вопрос к размышлению. Ну к этому вернемся.

А когда бывает стыдно?
Бывает стыдно ребенку, которому никогда, ничего не запрещали? А если ему сказали, что курить натощак нельзя? Или стыдно ли отдыхающим на пляже за свой внешний вид? (это не про складки на теле). А если их в таком наряде высадить где-нибудь в центре города или привезти в храм или в театр, прямо в пляжных тапочках? А бывает стыдно воину из какого-нибудь племени, за то, что он, скальп своего врага повесил на дереве, а сердце съел прямо сырым и грязными руками? А если, он же, нечаянно сломает, осквернит, считающееся священным в этой местности растение? А за что стыдится женщина, любящая бездомных кошек и собак и заботящаяся о них, но при этом ненавидящая окружающих её людей? Ну и совсем серьезно. Было ли стыдно христианам, прятавшим в своих домах евреев от фашистов? «Есть евреи?», «Нет». А ведь всякая неправда – грех. Ну и еще один пример. Вам бывает стыдно при прослушивании песен любимого исполнителя? А между прочим, вы тут бесплатно удовольствие получаете, а автор не получил при этом своих авторских отчислений, и его бедные детки, голодные и чумазые ждут, когда же их любимый папочка получит оплату за свой труд. И что там с нашей совестью? Живите теперь с этим).

Приведенные примеры свидетельствуют, что стыдно может быть и когда ты не виноват, а может быть и не стыдно, когда ты виноват. И это не обязательно следствие морально-нравственных качеств человека, часто это просто результат внешней установки.

Получается, что совесть это понятие не абсолютное, раз её проявление зависит от многих факторов. Этими факторами можно совестью манипулировать, причем, как своей собственной и чужой, так и общественной. Идеология и пропаганда - ни что иное, как инструменты воздействия на совесть целых наций и народов.

Это, собственно, аргументы против утверждения, что совесть является голосом Бога в нас. Даже то, что к понятию «совесть» можно подцепить любое прилагательное, причем, с противоположным нравственным окрасом должно лишить её этого звания. Добрая – злая, чистая – грязная, сильная – слабая, ну и т.д. Попробуйте с любым из плодов духа проделать такое.

Вспомним Адама с Евой. Совесть у них проснулась до того, как Бог стал говорить с ними. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (Бытие 3:7).
Кто же послал им чувство вины, стыда и страха? Боюсь предположить, но очевидно, что это тот же, кто соблазнил их на грех. Пришел Бог, чтобы обличить и устыдить, а никого уже нет, все уже спрятались, всем уже и так стыдно.

Соглашусь с вами, довольно-таки жестковатый для переваривания вывод. Возникает вопрос. Неужели дьявол заинтересован в том, чтобы пробудить в человеке совесть, чтобы она своими угрызениями побуждала к покаянию?
Конечно, нет. Его цель, чтобы человек просто постоянно испытывал осуждение. Неважно, заслуженно или нет.

Ну а если мы действительно виноваты, тогда совесть и осуждение к чему служат, если не к покаянию?
«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4). БЛАГОДАТЬ приводит нас к покаянию, это то, что сделал Бог, наказал Своего Сына вместо нас. ВЕРОЙ мы принимаем, то, что Бог сделал для нас. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». (Еф.2:8). Нас спасает благодать и вера.

Так может в них поискать нужно совесть? Ну не лезет в голову, то, что совесть, возможно, не участвует в спасении. В благодати совести точно нет. Потому что благодать, это вообще не про нас, это чисто Божье дело, независимо от нас.

В вере? Может совесть быть в вере? Или инициировать веру?
«Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия». (Рим. 10:17). Получается вера приходит от слова Божия. Вот где нужно поискать совесть.
Закон Ветхого завета это слово Божие? - «Да».
Заповеди, постановления Бога пробуждают в нас чувство вины, стыда, осуждения? - «Да».
Ну, наконец-то. Кажется, мы нашли совесть.
Теперь, попробуем проследить, какие действия производит совесть или закон в не спасённом человеке.

Человек слышит заповедь, совесть производит в нем действие обличения. Какая реакция человека?
Думаю, в подавляющем большинстве человек справится и найдет способы как с совестью договориться. В чём собственно и преуспели иудеи. Все заповеди закона, усиленные совестью не смогли ни кого приблизить к праведности Божьей.
«Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. (Рим.10:3-4).
В этом преуспели и все остальные люди, не только иудеи.

В особо запущенных случаях, когда совесть сильна и человек с высоким морально-нравственным развитием чувствует её угрызения, он не идет с ней на сделку, а пытается решить проблему, борется с грехами, изменяет характер, меняет отношение к людям, в общем совершенствуется. Что, безусловно, заслуживает уважение.

Но что мы видим в результате?
Если у него получается плохо, то мы видим человека неуверенного, загруженного осознанием своего несовершенства и вины. Если такому рассказать о Христе, что Он его любит и ждет, ответ будет: «Мне еще рано, я не готов, мне ещё нужно это и то исправить».

А если человек в этом успешен, сильной волей побеждает порок за пороком, и так не был пьяницей, а тут и вообще бросил выпивать (запретили врачи), не изменял жене, а тут и вовсе перестал думать про это, не считал себя вором, а тут на пенсию вышел. Перед нами портрет человека самоправедного. Весть о том, что Христос хочет его спасти, вызовет в нём возмущение:
«Спасти?... Меня?... Все согрешили?... Бог любит всех одинаково?... Убийц, прелюбодеев и воров также как меня?... И этого Бога вы называете справедливым?»

А вот какое действие совесть производит в верующем и спасенном человеке.
Человек согрешил, совесть говорит:
«Ты виновен, ты подвел Бога. Какой же ты верующий? Бог не будет общаться с тобой, отвечать на молитвы тоже». И пошлет его куда-нибудь «в долину смертной тени», каяться, восстанавливаться, исправляться.

«Все правильно», воскликнут другие верующие, чей грех не так заметен. «Грех отдаляет нас от Бога, поэтому на восстановление нужно время». И на всякий случай не будут общаться с потерпевшим месяца три.

Позвольте, в защиту совестливого верующего сказать несколько слов. Если хотя бы половина того, что уже было сказано про совесть – правда, то может не стоит ей безоговорочно доверять. Если не она привела нас к спасению, то и не ей нас обвинять, тем более его лишать.
"Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас". (Рим. 8:33-34).

У верующих грешников есть огромное преимущество перед грешниками неверующими. В них живет Святой Дух. Вот кто, по-настоящему, заинтересован в нас, вот кто не даст нам обмануться и мириться с грехом, вот кто истинно принципиален, и не поведётся на наши уговоры и объяснения.
И самое главное, Он никогда не пошлёт нас от Бога, как бы глубоко мы не упали, пока мы сами не откажемся от Него.

Возникает вопрос. Как отличить голос Святого Духа от голоса совести?
Самое простое, то, что на поверхности. Если чувствуем осуждение, которое отдаляет нас от Бога, это совесть. Если постоянно каемся, не уверены, что Бог простил, что Он с нами и что не оставит нас, то это совесть. Если чувствуем, что что-то не додали или не доделали для Бога, и поэтому теперь не получим от него, что просили, это тоже совесть. Совесть также может устроить нам экскурс в прошлое, по местам прошлых грехов типа: «Помнишь, каким ты был негодяем, не вздумай забыть, а то перестанешь ценить, что Христос сделал для тебя». Не верьте ей, всё это не приблизит, а только отдалит вас от Бога.

А что же Святой Дух?
Проблема, что когда мы согрешаем, то слышим только голос совести.
Есть взаимосвязь. Чем громче голос совести, тем тише голос Святого Духа и наоборот.

Вот, здрастьте, приехали. Так получается, что совесть – единственная, кто обличает, и только она и противостоит греху?
Нет. Если совесть нас утянет в свои лабиринты, то мы возвращаемся к тому, о чём уже здесь говорилось. Мы можем подолгу страдать и мучиться, сомневаясь, что Бог простил, а можем, подобно неверующим, начать зарабатывать своё спасение в попытках улучшить себя. Вспомните, как вы первый раз пришли к Богу. Вы просто приняли Его благодать.

Так где же святой Дух?
Он тоже говорит, просто мы не на той волне, чтобы услышать Его.

Тогда как же услышать?
Верой. Верой, приняв слово, что Бог любит нас, не смотря ни на что, мы сможем услышать Его голос и вновь ощутить радость прощения и мир в сердце.

Вот смотрите, какая картинка. Все мы согрешаем, ну или не так ласково – грешим. (если кто-то нет, то вам либо удалось договориться с совестью, либо вы тот о ком будет написано в конце). Это происходит периодически. Период нашего восстановления, или возобновление отношений с Богом зависит, на сколько наша совесть задержит нас в своих объятиях. Чем короче эти периоды, тем больше мы с Богом и меньше со своей совестью. А теперь представьте на секунду, что эти периоды стремятся к нулю. Поясню. Согрешил, совесть еще не успела ни чего понять, а ты уже послушался Духа Святого и опять под благодатью, наслаждаешься общением с Богом.

«Позвольте!» - возмутятся верующие, чей грех не так заметен.
«Это что значит, что грех ничего не значит? Вы превращаете благодать в повод к распутству!»

Нет.
Вот те нехорошие гностики – да. Вот бы увидеть хоть одного. Но не в них суть.

Вернёмся к нашей картинке. Смотрите, что произошло. Психологи знают, что самый эффективный способ избавиться от чего либо - это не думать об этом, еще лучше думать о чём-то другом. Но в вопросе греха и прощения, почему-то предлагают посмаковать, повспоминать, потеребить, как говорится, совесть, чтобы глубже осознать благодать. Это не путь освящения.

Принцип замещения. Чем больше наши мысли заняты размышлением о Боге, о Его слове, благодарностью за его любовь, прощение, чем больше мы в Нём, тем меньше в нашей плоти. А это и есть настоящий путь освящения, о котором мечтают все верующие.
Путь, который превратит любого в бессовестного святого.