Критические заметки. 7

Светлана Каплун
    В предыдущей части речь шла о реке Сатис. Напоследок я указала что существует версия, по которой так назвать реку мог загадочный народ буртасов. Правда, Сатис лежит несколько в стороне от основного массива названий на –ис. Но, что важно, все эти названия без исключения (а их более десятка) произносятся с ударением на «И»! А это может означать, что ис – не просто вспомогательный суффикс, а самостоятельное слово. М.С. Полубояров предлагает вариант из венгерского языка: вииз, что значит «вода».

    Так что, буртасы – финно-угры? Но известно, что к татарам-мишарям вплоть до XVIII века параллельно употреблялся этноним буртасы. Татары тюркоязычны. Но тюркская вода (су) и река (узен) – это что-то типа Карасу или Кызылузен, но никак не Сатис! Да и буртасы могли влиться в татарский этнос уже на излёте своего самостоятельного существования. Сами татары до сих пор не могут осознать себя единым народом, поскольку совершенно разные общности влились в их состав.

    Занимались буртасы скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Есть даже точка зрения, что поскольку до нас дошло устойчивое выражение «буртасские меха», то буртасы – это не народ, а категория податного населения, платившая налоги мехами.  Е. С. Галкина приводит факты трупосожжения у буртасов и отождествляет их с аналогичными ритуалами у сармато-алан. К тому же, имеются сообщения Истахри и Ибн-Хаукаля о том, что язык булгар походит на язык хазар, у буртасов  – другой язык, равно как язык руссов – не язык хазар и буртасов. Возможно, что первоначальной формой этого термина было написание, встречающееся у Бакри – фурдас. Первую часть можно перевести с иранских языков как «сын» (санскритское «путра», скифское «фурт», осетинское «фырт», персидское «пур»). Некоторые различия в написании первой (п – ф) и третьей (т – д) согласных соответствуют фонетическим особенностям осетинского языка, по которым древнеиранскому «п» в осетинском языке тождественно «ф», а звук «т» может переходить в «д». Вторая часть этнонима – ас – известное подразделение аланской этнолингвистической общности. Поэтому этноним «фурт-ас» вполне можно перевести как «сын асский».

    Меня же заинтересовало имя Бортэ. Но найти его толкования я не смогла. Нашла похожие:  Байрта (то же, что и калмыцкое имя Баира  "радость"), Берта  (немецкое «яркая, светлая, великолепная»), наименее подходящее Бирута  (греческое «ребенок», но финикийский «Барут» является столицей не Греции, а Ливана и значит «колодец», что тоже граничит с радостью). Мужское имя Барат (арабское "очищение" ) и Бурда (еврейское "борода").

    Бортэ… Девушка из рода унгират (племя лебедя). Согласно монгольской генеалогической легенде, хонгираты принадлежали к монголам-дарлекин (монголам «вообще»), то есть потомкам неких Нукуза и Кияна, ушедших в местность Эргунэ-кун. Помните венгерского военачальника Леведия, от которого страна венгров называлась Лебедией? Так что, буртасы всё-таки угры?

    Как бы ни был загадачен народ буртасов, но есть Буртас — река в Рязанской и Пензенской областях России, левый приток Выши. Система водного объекта: Выша ; Цна ; Мокша ; Ока ; Волга ; Каспийское море. Обращаю внимание, что Выша тоже является рекой на венгерский «вииз». К сожалению, совсем ничего не нашла по происхождению этого гидронима. Разве что второе название Выши — Нокса. Татаро-монголы, короче говоря!

    А теперь давайте посмотрим в другую сторону. Висла. Название было впервые записано Помпонием Мелой в 40 г. н. э. и Плинием в 77 г. н. э. в «Естественной истории». Мела называет реку Vistula, Плиний использует форму Vistla. До угров ещё далеко, и до гуннов тоже. Слово происходит от индоевропейского корня *ueis- «медленно течь» (ср. др.-инд. avesan «они текли», др.-сканд. veisa «слизь, тина»). Примеры: Weser, Viesinta. По мнению В. Лучика, значение праславянского корня «вис» можно трактовать как «разливаться», «течь» (родственно с гидронимами Виска и Висунь). Думаю, и Вазуза (которую пытались выводить из Взауза-зауженная, углублённая) вполне попадает в этот ряд.

    Ещё один ряд — это реки на –ис. Например, Танаис — древнегреческое название реки, которая впадает в Азовское море; в настоящее время этой рекой считается Дон, за верхнее течение которого древние греки принимали Северский Донец. Тиса — самый длинный приток Дуная. Истр (древнегреческое название Дуная). Река берёт начало в горах Шварцвальда, где возле города Донауэшинген на высоте 678 м над уровнем моря сливаются горные ручьи Брег и Бригах. Ещё один Истр — это город на юго-востоке Франции возле озера Этан-де-Берр. Едва ли буртасы могут иметь к ним какое-то отношение. Здесь больше что-то германское чувствуется… Но вспомним, что германцы-готы легко сошлись с ираноязычными скифами, и что в окружении Чингисхана, как минимум, присутствовала индоевропейская  R1b.

    Есть ещё несколько рек с названием Истра. Гидроним этот скифо-балто-славянского происхождения. Вероятное значение «струя, река», ту же этимологию имеет фракийское и эллинское название Дуная — Istros. Эта основа констатируется и в двусложном гидрониме Днестр.

    Думаю, мне удалось подкинуть и свои пять копеек в неразбериху с буртасами. Так даже интереснее.

    Чтобы обзор рек на –ис выглядел более полным, поделюсь ещё кое-какой информацией. Иса — одиннадцатая руна старшего и англосаксонского футарков и девятая руна младшего футарка. Происходит от той же североэтрусской буквы, что и латинская буква I. В старшем футарке называется *isaz, что на прагерманском языке означает «лёд». В англосаксонском футарке называется is (др.-англ. «лёд»). В младшем футарке называется iss или is (др.-сканд. «лёд»).  Кстати, на северных реках регулярно и длительно существует такое явление как ледостав. Лед, катати, и в обычной сос-ульке.

    Вот подумалось, а кем же тогда была Исида? Холодной? Вот в имени Хатхор я слышу английское hot горячий. Немецкое хайс уже можно толковать двояко. А в имени js.t (греч. и лат. Isis): горячий — азербайджанское isti, греческое zestо (макед. Жешко). Очень хорошо сюда «вписывается» греческая заря Эос. Латинское же calidi скорее отсылает нас к солнцу Коло (Коляда). А теперь я вот что вам скажу.

    Помните, как звали жену Одина? Фригг (др.-сканд. Frigg); также Фрия (др.-в.-нем. Frija, «возлюбленная») — в германо-скандинавской мифологии жена Одина, верховная богиня, родоначальница рода асов. Но если мы обратимся к латыни, то узнаем, что frigidus «холодный», из frigere «охлаждаться, остывать». Муж Исиды, Осирис, был убит и воскрешён. Это то самое Лико Одноглазое. Случайно ли в мире живых Осириса представлял его сын Гор, которому Сетх в поединке выбил один глаз? А что Один? Случайно ли его имя созвучно с умирающе-воскрешающим Адонаем-Адонисом? Один тоже был одноглазым. Правда, говорят, что свой глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Ради той же мудрости (чтобы постичь силу рун)  он, принеся самого себя в жертву, 9 суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир.

    В общем, Вотан и Фригг — это те же Исида с Осирисом, только в новой интерпретации. Как тут Пушкина не помянуть: что за прелесть все эти сказки!

    Кстати, а кто такой этот мудрец Мимир? Мимир — в германо-скандинавской мифологии великан, охраняющий источник мудрости. Жил-то он среди асов, но был заложником от ванов. И однажды ему отрубили голову. Вотан эту голову великана Мимира оживил (кажется, Пушкин и об этом рассказал).

    Совсем недавно наткнулась на информацию, что мим - это жрец, а вовсе не жанр сценического искусства. Якобы, на этрусских зеркалах слово "мим" часто и хорошо читается. Но почему так назвали жрецов? Вероятно, от того, что жрец "Помнящий". Имя Мимир обычно сравнивается с др.-англ. mimorian, лат. memor «помнить». И он охраняет колодец, вода которого даёт испившему знания. Кажется, Дамблдор рассказал об этом Гарри Поттеру...

    Существует даже такое понятие как Мем — единица значимой для культуры информации. Мемом является любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Термин «мем» и его понимание были введены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген».

    В русском языке это отражено в слове с праславянскими корнями "мнить". Но если вам кто-нибудь вдруг скажет "вот ещё недомома!", думаю, вы догадаетесь, что он имеет в виду. И едва ли вас назвали вторым нойда Мумму.

    Ну и как же я могу обойтись без шумеров?!!

    Мумму (аккад., этимология имени неясна; в греческой передаче Мумис, «воплощающий благоразумие и принципы порядка»?). В аккадской мифологии (поэма «Энума элиш») советник божества-прародителя Апсу. Эйя (шумер. Энки), убив Мумму, берёт себе его ауру - «лучи сияния» и присваивает тем самым его сущность и имя (Мумму - эпитет Эйи, а затем Мардука, когда тот воспринял от Эйи функцию бога-созидателя)... Но это ещё нужно как-то осознать.



    П.С. Вот задумалась... Египетское js.t (греч. и лат. Isis): горячий — азербайджанское isti, греческое zestо. Почему у азербайджанцев такое меткое "попадание"?

    В отличие от буртасов, происхождение азербайджанцев подробно рассматривать не буду. Скажу лишь, что значительный вклад в формирование этой нации внесли мидяне. А как говорили на рубеже XIX–XX веков, «история мидян темна и непонятна»! Что-то типа "этрусское не читается!" Ираноязычные племена мидян известны в истории с начала IX века до н. э., когда они переселились из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) в Иран. В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами. Это как раз то время, когда в Малой Азии появляются скифы, а этруски переселяются из Малой Азии в Италию. Это время возникновения Рима. Помните? Гостий Гостилий, дед третьего римского царя, был родом из Медуллии. Понятно, что из города Медуллия (альбанская колония в земле сабинян, между Тибром и Аниеном). Но почему он "гость-гостем"? Не в память ли о той самой Мидии? Кстати, медха - разум (санскрит), уж не знаю, что думали по этому поводу сами мидяне. Среди мидян более, чем среди персов, был развит чистый зороастризм. Название зороастрийских священнослужителей, мобед, связывается с названием одного из племён Мидии. Зороастрийский мобед вполне созвучен этрусскому миму. С санскритом вполне сочетается и сербская Метохия ("монастырская земля", где  с XIV века до 1767 года в городе Печ пребывал престол Сербской православной церкви; не случайно ведь княгиня Ольга толковала про свою Почайну). И да, был ещё где-то скандинавский Мидгард (срединная земля), где (в отличие от асов) жили обыкновенные люди.

    Азербайджанское isti, греческое zestо. Помните? Исида была сест-рой Осирису. Сестра: азербайджанское baci (не понятно). Немецкое Schwester намекает на деву Сва. Англичане говорят без обиняков: sister. Вторят и финны: sisko. У греков свой взгляд: adelfi. Им вторят... эстонцы: уда (очевидно, намекают на гору Иду, где вырос Зевс, женившийся затем на своей сестре Гере; напомню лишь, что возле второй Иды стояла Троя). Латинское soror, очевидно, намекает на... Сарру, когда она, с братом своим Авраамом уже стала прародительницей еврейского народа. Это, наверное, тоже нужно будет как-нибудь осмыслить.

    Эстонцы... Конечно, не эстонцы вообще (современные эстонцы взяли этот книжный термин для обозначения своей нации вместо прежнего названия maarahvad «народ земли» лишь c XIX века), а эстии, у которых "внешний вид как у свевов, а язык похож на британский..." (Тацит)

    К концу I в. н.э. культура насыпных курганов перемещается восточнее Немана до верховьев Оки, бывшие "эстии" заселяют территории нынешней Московской и Калужской области - многие реки и ручьи здесь носят балтские имена. Это часть бежавших от нашествия готов прусских родов могла мигрировать к своей прародине, к близко знакомым родовым сообществам. Считается, что именно эти переселенцы были известны здесь под именем "голядь" (голь перекатная).

    Оставшаяся часть "эстиев", как и мигрировавшая, утратила свои культурные традиции, но не была уничтожена готами, вынужденными свои главные силы отвлекать на войну со скифами. Устойчивое поселение готов III века зафиксировано лишь на периферии Янтарного края – в районе сохранившегося орденского замка Бальга (прусская крепость Хонеда VI в. пала в результате предательства после 2-х летней обороны). От готской топонимики осталось лишь название города Хайлибергайль (нынешнее Мамоново). Готское слово halba ("половина") обозначало в V в. пространства к юго-западу от города. Пруссы же называли окрестности города Швентомест ("святой город") – здесь рос священный дуб пруссов, а река называлась Банава ("светлая, святая"). (http://ischezli.ru/unkmain.php?fn=estii.html)

    Пруссы... По предположению лингвистов, общий экзоним «пруссы» появился у их соседей не позже VIII века, а впервые он упоминается как «bruzi» анонимным Баварским Географом (IX век) как название народа, живущего восточнее Вислы. В дальнейшем этот термин в форме «брузи», «брутери», «прецун», «прутены», «брусы», «бороссы», «боруссы» будет фигурировать в европейских и восточных средневековых источниках, обозначая население, проживавшее между реками Висла и Неман. По другим данным, предки пруссов, перед тем как осесть у побережья Балтийского моря, обитали в скифских степях в бассейне Дона. Это я к чему? Брузи, боруссы, брутери... Что то здесь от буртасов осталось!

    Правда, Брут жил в Риме. Нет, не тот, о котором вы, наверняка, подумали. Луций Юний Брут — один из основателей Римской республики, возглавивший восстание против последнего римского царя Тарквиния Гордого в 509 г. до н. э. Один из двух первых римских консулов. Так что, этот римлянин сбросил гнёт этрусков?

    Луций Юний Брут, принадлежавший к древнему роду Юниев, был племянником (сыном сестры) царя Тарквиния Гордого. Во время массовых репрессий Тарквиния он сумел «спрятать природный ум под принятою личиной» и избежать таким образом участи родственников и других представителей знати. Само прозвище «Брут» (Brutus) буквально означает «тупица».

    Юнии — древнеримский плебейский род, представителей которого знает уже предание царского периода. Основателем данного рода можно считать Марка Юния, потомка одного троянца, прибывшего с Энеем в Древнюю Италию; он был женат на Тарквинии, дочери Тарквиния Древнего и сестре Тарквиния Гордого, и имел двух сыновей — Марка и Луция, из которых первый был убит вместе с отцом по приказанию Тарквиния Гордого.

    Всё-таки была некоторая разница между тусками и расенами.



    П.П.С. Ещё дополню по Одину. Почему он прибил себя к дереву Иггдрасиль копьем Гунгнир?

    Во-первых, Иггдрасиль — Мировое Дерево. Он соединяет нижний, средний и верхний миры.

    Во-вторых, почему у копья окончание -нир? Возможно, висение Одина на дереве как-то связано с состоянием Нирваны. Но, скорее всего, подразумевался балтский гидронимический корень *Nar-/*Ner- (ср. рус. нырять). Например, река Нарва... В литературе также встречаются названия Алуксе (древнее название Наровы) и Бек, последнее было употребимо во времена шведского владычества в XVII веке и упоминается у Олеария. На реке расположены города — российский Ивангород и эстонские Нарва и Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва, Гунгербург). А что такое Ганга? Ганга в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг. Поэтому даже и не белочка, а священная река перенесла Одина между мирами. К тому же, Ганга — прекрасная женщина, сестра богини Парвати и кормилица Сканды, сына Шивы и Парвати. К тому же, ещё один сын Шивы и Парвати (Ганеша), после обезглавливания был оживлён именно погружением в священные воды Ганги. Такая вот трогательная арийская история.

   В-третьих. Вотан не столько Осирис, сколько Гор Младший. Расчленению, подобно Осирису, подвергся великан Мимир (Месяц). Потому и путаница с Исидой (то ли мать, то ли в более поздней интерпретации жена).

    Закончу опять шумерами. С кем ассоциировать Осириса? Ведь был папа Апсу. Папа Апсу был убит и расчленён на небо и землю. Его продолжателем оказался Кингу, наделённый таблицами мудрости "ме". Кингу был побеждён Мардуком и убит рыбой Энки, присвоившим себе МЕ и известным в Сирии под именем Дагона. Правда, эти МЕ затем выкрала Инанна, более известная грекам в образе мудрой девы Афины...