На острове Путятина

Михаил Поротников
В средине 70-х годов наш корабль СДК-89 поставили на ремонт в Дальзавод во Владивостоке. Там должны были его переоборудовать в научно-исследовательское судно для военного НИИ на Патрокле. Кстати, с бухты Патрокл начинается мост на остров Русский. 
Один из трех или четырех строителей (так именуется инженерная должность на судоремонтных заводах) у нас был Михаил Хромых.
Личность довольно интересная. Был он примерно нашего возраста – что-то около 30-35 лет. Спортсмен в области парусного спорта. Об этом виде спорта в Википедии сказано так:
Парусный спорт – это изначально водный вид спорта, где соревнования проводятся на судах или спортивных снарядах (например – досках), которые двигаются под силой ветра. Такие суда называют яхтами. Но парусным спортом сейчас можно заниматься не только летом на воде, но и зимой на льду. Проводят парусные соревнования зимой на снарядах, поставленных на коньки или лыжи.
Такие яхты называют буерами. На суше проходят соревнования колёсных, пляжных (песчаных) яхт.
Конструкция яхт и аэродинамическая форма парусов, конструкция парусного вооружения дают возможность яхтам двигаться не только в направлении ветра, но и под углом к нему. Современные яхты позволяют идти под острым углом к направлению ветра. Благодаря этому, меняя галсы (делая повороты), яхта как бы лесенкой (в лавировку) может продвигаться и против ветра.
Так вот, Хромых был капитаном парусной яхты «Радость» польской постройки, которая стояла в Спортивной гавани. У меня есть фото, где я снят на фоне этих яхт в белой фуражке с морской кокардой. Обычно на День ВМФ в этой гавани проводятся все праздничные мероприятия.
Конечно, он не был собственником этой яхты, так как вещь это очень дорогая. Это только сейчас разные олигархи могут себе это позволить. Яхта принадлежала яхтклубу ДВО РАН, а Михаил был ее капитаном, так как имел все допуски для управления такими яхтами.
Кроме того, у него был буер, на котором он зимой под парусами гонял по льду Амурского залива.
Когда пошла мода на виндсерфинг -  вид парусного спорта, в основе которого лежит мастерство управления на водной поверхности лёгкой доской небольшого размера с установленным на ней парусом, он на заводе сделал такую доску. Благо там все условия это позволяли. Это он делал при мне, и я весь процесс этого строительства наблюдал. Потом он при мне его испытывал, ходил на нем по Амурскому заливу, на остров Русский.
В связи  с этим увлечением парусным спортом у него, видимо, в семье были проблемы, так как жена это не приветствовала. Сейчас, как мне сказали в Спортивной гавани, он уехал в Ленинград.
Кроме того, что он был яхтсменом, он был еще и браконьером. У него на яхте был очень хороший стрелковый лук с титановыми дугами, титановыми стрелами, который мы с сыном видели у него на яхте. Все это было сделано на заводе.
Он рассказывал, как на яхте подходил к островам, на которых разводили пятнистых оленей и которых охраняли вооруженные егеря. Так как шел он под парусами, то все это было совершенно бесшумно. Делал выстрел из лука, забирал убитого оленя и уходил во Владивосток.
Вскоре после этого я уволился из ВМФ и переехал в Хабаровск, где поступил на юридический факультет и стал работать следователем в системе МВД СССР, вначале в РОВД Центрального района Хабаровска, а потом в Следственном управлении УВД Хабаровского края.
Об одно из этих островов, о Путятине, я впервые подробно узнал  от заместителя начальника Следственного управления УВД Хабаровского края Кулика Владимира Васильевича, который там регулярно отдыхал.
Он так он красочно расписывал все прелести отдыха на нем, что мы с женой и сыном решили как-то летом  поехать туда на весь отпуск. Надо сказать, что на кораблях 100 БДК мне неоднократно приходилось бывать возле островов Путятин и Аскольд, но на них не высаживались, так как места эти были заповедными и там мы свои мероприятия не проводили.
Где-то в средине 80-х мы купили палатку, взяли удочки и все необходимое и поездом поехали во Владивосток. Оттуда паромом добрались до Дуная.
Надо сказать, что в то время эти места были закрыты для посещения и относились к пограничной зоне, как и весь Приморский край, Сахалин и Камчатская область. Но так как я был в то время  старшим следователем, мне и моей семье туда просто выписывался отпускной, по которому мы могли посещать погранзону.
Кстати, когда в стране началось это бедствие, именуемое перестройкой, разные демократы поставили себе в заслугу то, что они все эти районы открыли для посещения без ограничений.
Для жителей же погранзоны это было не торжество демократии, а сплошное бедствие, почему они и протестовали против этого.
Раньше свободно всем можно было доехать или долететь до Хабаровска. Всякая шушера там отсекалась. правда, это осложняло криминальную обстановку в Хабаровском крае, но с этим мы как-то справлялись. Желающие ехать на север края вновь отсекались, так как это все была погранзона. Ну а потом, Приморье, Сахалин, Курилы, Магадан, Камчатка...
С Дуная  мы паромом переправились на остров Путятина, а там просто с рюкзаками пошли  за поселок, зная, что все равно к морю выйдем. Так и получилось...
Остров Путя;тина - остров в заливе Петра Великого Японского моря, в 50 км к юго-востоку от Владивостока и в 35 км к западу от Находки. Назван в честь русского адмирала и государственного деятеля Е. В. Путятина.
Места там, конечно, сказочные! Зная, что наш народ мало что знает о своей стране, для начала рекомендую обратить внимание на сайт Антона Ланге "Россия из окна поезда". Там столько интереснейшей информации можно получить!
Применительно к этому рассказу с этого сайта смотрите ролик "Южное Приморье". Кроме того, в Интернете есть отдельные ролики об  острове Путятина и других островах.
Так вот, в первый приезд от села Путятина пешком поднялись на сопку, с которой внизу стало видно море. Правда, мы вначале не поняли, что это море, а решили, что это низина, затянутая туманом. То, что это море стало ясно, когда дошли до пляжа. Возле него скала в форме петуха. Он у меня на заставке к этому рассказу. Потом  же узнал, что эта бухта и пляж называлась "Петух", а дальше был "Слон" и так далее.
Время подходило к вечеру. Тут же поставили палатку, разожгли костер. Красота...
Вдруг часа через полтора появляется грузовая машина, из кабины вылез водила и начинает качать права: "Почему вы на моем месте палатку поставили?" Пришлось представиться и предложить располагаться рядом, так как берег и пляж большой. Он затих, но настроение было испорчено. В те времена мы еще не встречались с такими наглыми наездами... Мы еще были советскими людьми...
Утром пошли по той же дороге дальше и вышли через очередную сопку, заросшую дубняком,  к новой бухте, в которую впадало три ручья.  Между первыми двумя ручьями поставили палатку, то есть пресной воды сколько угодно. Палатка стояла на невысоком, метра в три, плато, а с него спуск к пляжу, сплошь заваленному плавником, то есть и дров сколько угодно.
Травка на плато и в лесу между деревьями низенькая, как на пастбище. Это по всему острову бродят стада пятнистых оленей и траву съедают. Вечерами они подходили к палатке на водопой к ручьям. Самцы, охраняя стадо, свистят таким разбойничьим свистом, что жена всю ночь не спала и нас охраняла, а мы с сыном спали.
В 1891 году на острове поселился купец А. Д. Старцев, сын декабриста Н. А. Бестужева.
Им было приобретено на острове 1000 десятин земли, остальная взята в долгосрочную аренду.
Он основал на острове имение с образцовым хозяйством: развел табачную и шелковичную плантации, два фруктовых сада, виноградник, ферму, конный завод. Маралов он тоже разводил, и вот эти олени, что там бродили, это продолжение его стада.
В этой связи мне вспомнился Роман Александра Беляева "Подводные земледельцы", где рассказывалось, как группа энтузиастов на Дальнем Востоке решила организовать подводное хозяйство для более эффективного использования богатств океана и получения валюты для страны.
С помощью инженера из Ленинграда, где советские учёные изобрели аккумулятор "со спичечный коробок", обладающий огромной ёмкостью, они смогли воплотить эту мечту. На основе миниатюрного аккумулятора сделали специальные водолазные костюмы, в которых кислород получался путём электролиза океанской воды. Они позволяли находиться длительное время под водой. Из корпуса потопленного японского корабля был сделан купол подводного жилища, которое внутри сохраняло комфорт деревянного сруба, куда и переселились основатели подводного хозяйства. Появились поля, засеянные водорослями, перерабатывающие заводы, подводные тракторы обрабатывали дно океана.
В общем, надо признать, что советская фантастическая литература, в отличии от современного "Гари Поттера" нацеливала молодежь на какие-то свершения, на реальные цели. Я буквально на днях вспомнил этот роман и с величайшим удовольствием прослушал его, благо сейчас все можно найти в аудиоформате.
Остров Путятина расположен  в заливе Стрелок. Расстояние между островом (мыс Старцева) и материком (мыс Стрелок) составляет всего около 1,5 км. Длина острова около 24 км.
Первую неделю мы с сыном делали съемку местности: у нас был компас, расстояния измеряли шагами. Получилась очень подробная карта, которой потом очень долго пользовались наши друзья, назвавшие место, где мы стояли, Бухтой Следственного управления
До моря от палатки 10 шагов. У нас были маски, дыхательные трубки и ласты. Какая там живность в воде! Рыба, крабы, креветки, мидии, гребешки. Мы целыми днями наблюдали за ними. Правда, я по натуре не рыбак, но нас рыбой снабжали рыбаки, стоящие у третьего ручья, а мы собирали в лесу грибы и жарили их и  варили грибной суп.
За хлебом, мясом, консервами ходили в поселок, благо тут близко было.
Где-то через пару лет, когда сына уже призвали в армию, мы с женой и с моими друзьями Люстерником Борисом Шоломовичем и Адассом Наумом Григорьевичем опять поехали на Путятин.
Друзья взяли своих сыновей и все прекрасно там отдохнули. Нашли алюминиевый спасательный плот, смытый с какого - то корабля, удочки взяли, так как среди нас уже были заядлые рыбаки. Но самая хорошая рыбалка была такая. Мы заметили,  что с бухты Павловского вечером приходит лодка и с нее недалеко от нас ставят чилимоловки, а утром их проверяют. Тогда мы решили, что надо уловом делиться. Приходим на то место вечером и вынимаем ловушки. Каждый вечер - ведро креветок. Потом ставим на место. Мужики на проверку приходят утром. Видимо, тоже улов хороший, так как претензий не было.