Донская казачка

Людмила Дейнега
               
Эта казачка знала меня с момента рождения, потому что была подругой моей бабушки Ольги. Они всегда называли друг друга по отчеству, и поэтому я редко называла её по имени баба Даша, она для всех была просто Даниловна.
Даниловна была у бабушки частой гостьей, приносила в корзине много вкусных пирожков и была допоздна, так как домой не торопилась, один единственный сын днем и ночью пропадал на речке, где ловил рыбу. Рыбы им хватало всегда, Даниловна носила её и нам. а всю оставшуюся они продавали на базаре, причем у них всегда эту рыбу расхватывали, и Даниловна хвалилась, что знает какой-то особый секрет на продажу. Она была очень набожным человеком и часто ходила в церковь, куда тщательно собиралась, одевая лучшее платье и красивый платок…
Эта невысокая, полноватая, темноглазая донская казачка отличалась весёлым нравом, и я никогда не видела её злой, хотя она и рассказывала, что гоняла крапивой своего мужа и его любовниц, когда тот был ещё жив и падок на красивых бабёнок. Я помню Даниловну на всех торжествах нашей семьи с балалайкой в руках и весёлыми частушками, которые она на ходу могла придумать сама и тут же исполнить, пританцовывая на месте. С моей бабуней они никогда не ругались, а вот шутили почти всегда… И пели… еще как пели! Возле лавочки собирались почти все соседи и вытирали горькие слёзы, потому что песни были очень трогательные… Даниловна была рядом с бабушкой и до войны, и после войны, помогая ей буквально во всём…
Я родилась, когда моей бабуньке было пятьдесят лет, Даниловна была на два года старше бабушки. День своего   рождения они отмечали вместе в июле, всегда смеясь, что умудрились родиться в одно число и один месяц…
Даниловна поддерживала мою бабушку во всём всегда, не отходила от неё в самые трудные дни, когда умер дедушка, а потом и мой отец (старший сын бабуньки)…
В восьмидесятые годы бабушка сломала бедро. Долго мучилась… А в девяносто шестом её не стало. Она покинула белый свет в девяносто семь лет, не дожив до возраста своей матери двадцать лет, а до возраста своей бабушки –тридцать… Даниловна горько плакала вместе со мною, а потом ушла домой с непокрытой головою, крепко сжимая в руке сумку с бабушкиными нехитрыми вещами…
После смерти бабуньки прошло немало лет, когда я случайно встретила Даниловну на рынке. Весело улыбаясь, она сказала мне тогда, что ей исполнилось сегодня сто десять лет. Я тут же ей подарила красивый платок…
Недавно я проходила возле нашего храма. Неожиданно меня кто-то окликнул. Так меня называла только моя бабушка. Я невольно вздрогнула. Оглянувшись, увидела Даниловну. Конечно, была поражена. Думала, что её давно нет. С ней вместе мы присели на лавочку возле церкви и долго беседовали на разные темы. Оказалось, что она давно похоронила сына, он утонул на рыбалке, зато спас двух близнецов - мальчишек, которые за ней ухаживают до сих пор. Она давно подписала на них свой дом, а они на его месте построили с родителями «хоромы» в три этажа. Живут хорошо, дружно. Но по сей день не женаты. «Такие же оболтусы, как мой был. На уме только рыбалка. Открыли свои магазины… Зазноб нет…» - она тяжело вздохнула. «Подруженьки моей мне не хватает… На том свете увидимся, я молюсь об этом. Господь меня не обидит, я в этом уверенна», -добавила она на прощание. Я обняла старушку, протянув ей деньги, и только дома вспомнила, что был июль… Она явно отмечала свой сто двадцать первый день рождения. Здоровья Вам, Даниловна, на этом свете… Хорошо, что стойко живут на земле такие весёлые, преданные, щедрые, красивые, жизнелюбивые донские казачки!    Есть на кого равняться в этой жизни!               

11.09.19