Наставления старца Амброзия

Артём Кайда
Старец Амброзий жил в начале 15 века в селении Междиво, что на севере Ферментской долины. Его “Наставления” являют собой яркий образец религиозно-философской литературы начала 15 века, открывая нам удивительный мир духовного подвижничества и образного аскетизма Ферментской долины начала 15 века.

***

Пройдите по улице, постучите в дома. Стучите сильнее, заставьте их, чтобы вам открыли. И тогда вы узнаете, как много людей не ведало тяжёлой утраты.

Их сон прохладен, их не греет горечь разбитых мечтаний. Их сахар несладок, ибо они не знали пустого чая. Сколько бы они ни считали звёзд тёплой ночью, им не сбиться со счёта, ибо они никогда не испытывали страх, вызывающий оскому.

Пройди по их домам, пройди по ним снова, отдай им те игрушки, которые они посылали тебе так много лет. Они делали это от широкой души; ты не такой, как они, ты не станешь вешать верёвочку там, где нужен топор. Поэтому верни им их дары - они обмазаны ядом благочестия и самолюбования. Если будут отказываться, швыряй прямо в лицо, а если будут проклинать, смейся, ибо дело твоё сделано.

Не тревожься, если кто-то скажет, что ты больше не брат и не сестра ему. Он всё равно твой брат и сестра, хоть ты ему и нет. Ты умеешь любить, он не умеет; такова истина.

Ночью не держи слёзы. Ночь приходила к тебе зря, если твои подушки сухие. Я всё вижу, Он всё видит; мы всегда рядом, мы тоже хотим плакать и ждём тебя.

***

Когда встретишь молодую селянку, или седого старца, или наивное дитя, беги от них. Они полны скверны, их тело слабое, а разум гнусен. Не бойся сильных взрослых мужчин: только такие умеют прощать. Самые добрые - у кого есть оружие.

Когда кто-то уходит, не плачь, так как он стал счастливее. Все становятся счастливее, когда расстаются, и ты тоже научишься любить расставание. Когда придёт смерть, ты станешь полностью счастлив.

Выше голову! Всё плохое уже произошло и настигнет тебя в свой час. Всё хорошее не стоит и мига внимания. Лучшее лежит и за тем, и за другим: оно вечно отсутствует и вечно тут. К чему стенать “Горе мне, предавшему мать и убившему ребёнка”. Руки твои - орудие Всевышнего; ты - никто, без имени и силуэта. Даже ночные тени более живы, чем твой крепкий торс. Поэтому не печалься и вцепись в свободу от воспоминаний.

Помни: смерть даётся нам лишь раз, она твоя невеста, ты должен встретить её со всеми почестями и надлежащим уважением. Она заслужила эти почести, ведь она собирается сделать тебя счастливым.

Пока невеста в пути, сорви цветок, разотри травинку на пальцах, понюхай дерево. Их тоже зовёт к себе смерть; они твои братья и сёстры.

***

Придержи свои проклятья. Сила в том, чтобы сдержаться, не сделав что-то, а не в том, чтобы это сделать. Пусть в твоём сердце клубится чёрная желчь - ты сбережёшь её для того, кто её действительно достоин.

Будь всегда собой. Это значит, обманывай, если хочешь обманывать, предавай, если хочешь предавать. Ничто не стоит твоего воспоминания о нём, ни зверь, ни птица, ни твой ребёнок.

Через много лет оглянись на прожитые годы и отдай им свои сбережённые проклятия. Они предали тебя, так и не сделав счастливым.

Повернись к солнцу, повернись к новому дню. Отдай им остаток проклятий. Они тоже не собираются делать тебя счастливым.

Пройдут столетия, а ты так и будешь сидеть на этом ристалище. Всё бессмысленно; странно, что тебе нужны были столетия, чтобы это понять.

***

Сегодня “вчера” сливается с “завтра”. Беспредметность сливается с бесцельностью. Если ты не ведал тяжёлой утраты, ты не сможешь наполнить их содержанием. В своей пустоте ты един с пустотой твоих дней.

Атом к атому, камень к камню, планета к планете, галактика к галактике; всему своё. Но ты, пустой и никчёмный, притягиваешь только пустоту.

Оглянись вокруг, оглянись на свою сожжённую жизнь. Это плод рук твоих; мечтал ли ты когда-нибудь, что расскажешь внукам о такой своей жизни?

Пустое сердце населяют крысы. Они - преданные спутники злобных невеж. Отгони от меня своих крыс!

Мой путь - через звёзды; твой путь - через ведро с помоями. Мне сиять, тебе лежать в смердящей луже.

Будь как все. Ешь отходы, слушай отходы, думай отходы. Это то, что ты заслуживаешь.

Борода не прячет ум. Она лишь показывает старость. Я никогда не носил бороды.

Годы спустя ты по-прежнему полон лишь помоев и крыс. Только появилась борода.

Я молчу. Тебе я никогда ничего не говорил. Полный помоев услышит помои. Я говорил лишь для полных рассветной росы.

Иди своим путём, ступай прочь! Твоё мерзкое дыхание уже осквернило моё логово; ты хочешь, чтобы на стенах облезала краска?

***

И дерево бывает в печали; когда мне печально, я пою краскам заката. Дерево знает, как мне грустно, и качает ветвями. Однажды я стал петь закату, когда мне не было печально. Дерево услышало мою ложь и в тот год не покрылось листьями. С тех пор я пою, только когда мне грустно, и осенью у меня всегда есть что сжигать.

Дождь зол на меня уже много лет. Я обидел его, сказав, что быть мокрым глупо и недостойно. С тех пор он льёт в моём сердце, а там от него никак не укрыться.

Сырость пропитывает меня изнутри; вот поэтому я ушёл от всех и молюсь Богу - я пытаюсь хоть немного просохнуть.

Дай мне тот чайник на плите. В нём особенный чай - там человеческая грусть смешана с небесной радостью. Ангелы любят пить его по утрам: так они могут понимать людей, при этом не забывая, где их собственный дом. Я редко его пью, мне хватает грусти людей, которые приходят сюда весь день. Но ты выпей, твой сон слишком пуст, слишком прохладен.

***

Повороши угли в печи. В них есть ещё немного жара. Когда он закончится, закончится и мой срок на земле. Поэтому повороши, если хочешь ещё поговорить со мной.

Тебе кажется, что я ухожу, но это неправда. Я давно уже смешался с пением весенних птиц, утренним инеем на ветвях и плачем падающих звёзд. А то, что ты видишь пред собой, лишь обман глаз: это тело - ком слипшейся глины и распадётся на куски, как только кончится жар в углях.

Не плачь, дитя моё, не плачь... Загляни в очаг: есть ли там ещё огоньки? Нет? И хорошо...