Сандро Боттичелли - живописец эпохи Ренессанса-2

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Примерно в 1465 году Филиппо Липпи написал знаменитую «Мадонну под вуалью», или "Мадонну с Младенцем и ангелами", (Уффици). Впервые в искусстве итальянского Возрождения мадонна превратилась в современницу художника, юную флорентинку (фра Филиппо изобразил свою возлюбленную).
Этот нежный поэтический образ произвел на 20-летнего Сандро большое впечатление, и он создает ряд произведений, в которых варьирует композицию учителя. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.

Особенно близкой репликой является «МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И ДВУМЯ АНГЕЛАМИ» (1465-70, ВАШИНГТОН). Ученик еще боится отступить от готовой схемы: ангел поддерживает перед ней младенца Христа, те же детали. Но Боттичелли концентрирует внимание в первую очередь на самих фигурах, передавая в них настроение чуть грустной задумчивости. Он отказывается и от пейзажа, который есть на картине учителя.

Между 1465 и 1470 годами Боттичелли много раз обращался к теме мадонны:
«МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И АНГЕЛОМ», ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ, ФЛОРЕНЦИЯ;
«МАДОННА С РОЗАМИ», ЛУВР;
«МАДОННА С ДВУМЯ АНГЕЛАМИ», НЕАПОЛЬ.
Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтичности образов.
Во всех этих картинах у мадонны тонкая удлиненная фигура, нежное лицо с чуть вздернутым носом и маленьким круглым подбородком, везде она грустна и серьезна.

Около 1472 года Боттичелли создает так называемую «МАДОННУ ЕВХАРИСТИИ» (БОСТОН, МУЗЕЙ ГАРДНЕР). Мадонна с младенцем на руках  изображена на фоне пейзажа, виднеющегося в проеме стены. Перед ней Иоанн Креститель с чашей, наполненной виноградом и колосьями. Это намек на искупительную жертву Христа, на обряд причастия (отсюда и «МАДОННА ЕВХРИСТИЯ», Т.Е. «МАДОННА ПРИЧАСТИЯ»).
Религиозные символы, столь распространенные в искусстве Средних веков, можно довольно часто встретить и в композициях XV-XVI столетий. Разные художники использовали их либо явно, либо завуалировано.

В знаменитой «Мадонне с цветком» («Мадонне Бенуа») Леонардо да Винчи цветок с 4-мя лепестками означает крест – знак распятия. Но вся сценка выглядит столь естественной, что символическое значение предметов не привлекает внимание.

У Боттичелли колосья и грозди не только подчеркнуть выносятся на первый план, но и определяет торжественность настроения: благоговейность Мадонны, дотрагивающейся до колоса; младенец Христос, поднимающий руку над чашей; задумчивость Иоанна.

Уже в 1470 году Сандро открыл собственную мастерскую и где-то между 18 июля и 8 августа 1470 года закончил произведение, принесшее ему широкое общественное признание.
Из всех ранних работ Боттичелли точно датируется только одна – «СИЛА».
Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда, располагавшемся на площади Синьории, - одного из важнейших городских учреждений, занимавшегося рассмотрением экономических правонарушений.
Картина Боттичелли должна была войти в цикл "Добродетелей", предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний.
Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио.
Боттичелли удалось получить заказ, скорее всего, из-за задержки с выполнением его у Поллайоло.
Боттичелли пришлось следовать за Поллайоло, который воспользовался аллегорией.

Поллайоло показал добродетели в виде женских фигур, восседающих на троне с соответствующими их значению атрибутами. Например, Умеренность – женщина, отмеряющая жидкость из большого кувшина, Христианская любовь – горящее сердце в руке женщины и ребенок, стоящий на коленях.

Сила у Боттичелли предстает в образе нарядной девушки, сидящей на пышно украшенном троне. Обоими руками она прижимает к себе жезл – символ могущества и власти. Несмотря на реальную объемность трона, зритель не получает сведений о месте действия, а сам трон, отодвинутый в глубину, превращается в своеобразное архитектурное обрамление фигуры Силы.
Ноту живого очарования художник вносит за счет легкого наклона головы героини, энергичного и в то же время изящного движения ее рук.

В 1472 году Сандро записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками.
Одним из официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи, сын бывшего учителя мастера.

В  своем творчестве Боттичелли неоднократно обращался к теме евангельской легенды о трех восточных царях, пришедших на поклон к новорожденному Иисусу Христу.
Ее часто изображали и другие художники кватроченто. Большинство из них видели в этой легенде повод для воплощения праздничной, радостной стороны жизни с ее сутолокой, нарядными деталями, занимательными подробностями.
ЛОНДОНСКОЕ «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» БОТТИЧЕЛЛИ (ОК. 1470Г., ТОНДО) один из вариантов такой трактовки сцены. Сцена поклонения разворачивается в глубине, под сводами фантастического полуразрушенного здания с арками, не похожего на скромный хлев, который по легенде был местом рождения Христа. Боттичелли помещает центральную группу на небольшой холм, чтобы она не была скрыта от зрителя фигурами первого плана.
Создается впечатление, что происходящее на первом плане художника интересует гораздо больше, чем сама сцена поклонения.
Здесь царит разное настроение: покой, легкая тревога, бурный взрыв чувств. Это типичное произведение кватроченто, где бытовые детали поглощают, растворяют в себе религиозное содержание. Здесь переплетаются реальность и вымысел, среди реального пейзажа – сказочные строения. В этом небольшом произведении молодого художника ощущается радость от соприкосновения с бурлящей жизнью, увиденной пытливым зорким взглядом.