Отрадное, 11 сентября. День Твоей Памяти

Алла Жданова
   
      Письма, которые я отправляю тебе по электронной почте, не возвращаются ко мне как "недоставленные". Это вселяет в меня надежду, что ты их получаешь. Рассказ о поездке 11 сентября в НАШЕ ОТРАДНОЕ тоже сейчас отправлю - писала для тебя.


    11 сентября, в  годовщину твоей кончины,  была в Отрадном.   Теперь это реабилитационный центр  клиники МЕДСИ
    Помнишь, туда ходил автобус 575 от метро Тушинская?  Он не доходил  прямо до ворот санатория,  но ничего другого не было и мы   пользовалась им  не один десяток лет.  Теперь такого маршрута нет и я сделала несколько пересадок.
    И весь день, не прекращаясь, меня сопровождали  удача и  короткие  встречи с удивительно доброжелательными людьми. 
      Водитель  предпоследней маршрутки, которая  везла меня в сторону Ангелово,  отмахнулся от меня, когда я  стала доставать кошелек из сумки…   Спросила : «У  Вас сегодня благотворительная акция?» . В ответ он засмеялся  и маршрутка тронулась.  Незначительный факт и непонятный. Одета я была вполне прилично и вошла в такси не на костылях...  И наверняка стоимость проезда была пустяковой.
    Это было первым добрым  знаком теплого осеннего дня! Маршрутка привезла меня в Ангелово. Ты мне подал   знак – начать с Храма. А я  планировала посещением его завершить  свое "паломничество".  Свято-Никольский храм выглядит очень празднично, обновленно. Внутри – никого, кроме   женщины, которая мыла полы.  На мокром полу особенно ярко отражались солнечные лучи, падая длинными полосами  именно на то место, где  девять лет назад… 
       Тебя отпевали в этом храме. А прежде мы с тобой  иногда сюда заходили и  переживали за его заброшенность. Теперь храм светился и снаружи и изнутри.
      Женщина продала мне свечи и деликатно отложила свое занятие – мытье полов. Разрешила сделать фото. Я всегда в церкви спрашиваю разрешения, потому что знаю, что в большинстве из них фотографировать можно только с  благословения  батюшки.
      Вернулась на автобусную остановку, чтобы на  чем-нибудь еще поближе подъехать  к самому Отрадному. Ждать пришлось недолго –расписание маршруток и автобусов тоже было на моей стороне (тут я вспомнила поездку на Бородинское поле, где на обратном пути мне пришлось ждать рейсовый автобус больше часа, но тогда , 8  сентября явно был не мой день…)
 
     Вышла из маршрутки в пределах видимости КПП. Еще накануне готовила речь  для  охранника на пропускном пункте (вход на территорию «Отрадного»  строго по пропускам, которого у меня, естественно, не было).
      Когда до ворот, перекрытых  шлагбаумом, осталось метров  50, и подготовка упрашивающей речи была в самом разгаре, рядом со мной затормозил микроавтобус, водитель которого  предложил  меня довезти прямо до реабилитационного центра – то есть мне не понадобилось  уговаривать охранника, объяснять…    Но, судя по тому,  как начался день, и здесь, наверно, все было бы не так плохо, не показали бы мне «от ворот поворот». 
     Шлагбаум  перед  микроавтобусом поднялся без задержки. Ехать или идти всего-то надо было каких –то метров пятьсот, но я успела заметить, что водитель  - «соплеменник», то есть кореец, о чем я и спросила  его на корейском  языке – знаю две-три фразы.  Уже подъехали к корпусу, а мы, дети репрессированных, быстренько пробежались по  нашим биографиям – все похоже как две капли воды. Только его родителей  сослали в Узбекистан,  а моих –  на юг Казахстана… 

      Почти каждый год после твоего ухода бываю в Отрадном в сентябре- не была здесь только первые три года, это было свыше моих сил- но в  здание центра не заходила никогда.
      Бродила по территории обоих корпусов, по аллеям, спускалась к пруду, к плотине , но в само здание даже не делала попытки войти. На этот раз попыталась – и сразу еще один знак – из дверей вышла женщина, которая увидев  меня, удивилась, заулыбалась и назвала по имени! Спустя мгновение я тоже  вспомнила ее … Нина!  В годы, когда мы   часто ездили в Отрадное, она работала администратором корпуса.  (Ездили мы сюда  по нескольку раз в год, на выходные, на несколько дней, на праздники) Оказывается, работает здесь по-прежнему. Тут же подошла еще одна женщина –  которая  меня узнала и назвала по имени, а я. к сожалению,  не вспомнила как ее зовут. Ты бы, наверно, вспомнил…
       Внутри здания ничего не изменилось! Ну почти ничего.  Торжественные марши лестниц, великолепный  холл на первом этаже, откуда видны все остальные этажи, декоративный фонтан (воды теперь  в нем нет, но бронзовый шар – на месте), высоченные пальмы  ростом в  четыре этажа, уютный камин в холле перед  баром, концертный и танцевальный зал на 6 этаже…
   Нужно пояснить - здание второго корпуса это уникальный проект    заслуженного архитектора России  Ильи Чернявского (  санаторий «Вороново», «Лазаревское», Гостиница Госкино в Ялте  и др -  осуществленные проекты  архитектора) .  Входя в здание – попадаешь сразу на пятый этаж, потому что оно расположено на холме, спускающемуся  к  пруду. Со стороны воды открывается удивительное зрелище плывущего по зеленому морю огромного четырехпалубного парохода.  Пруд  - совпадение – как и пруд в Карачарово, называется Марьинским. Подумала, что , наверно, в России Марьинских прудов несть числа.
       Вся площадь перед входом в корпус -  усыпана цветущими розами и другой  зеленой и зрелой красотой – цветами и ягодами.  Подсела на лавочке к пожилой женщине, разговорились – ветеран войны, путевку получила в совете ветеранов (еще одна новость – думала, что здесь находятся только "реабилитацинники", те,кто перенес инсульт, сложные операции на позвоночнике) . Но отголоски функций санатория  еще есть – сюда дают путевки на отдых и лечение  - вот как этой женщине. Вслух выразила удивление – участникам войны сейчас как минимум  92-93 года! Собеседнице оказалось 94 года…
       Спустилась к  пруду, хотела по берегу пройти к первом Отрадному. Нет, здесь прохода нет - на берегу пруда  фешенебельный развлекательный центр «Под облаками». Прежде это была наша любимая тропа, помнишь? Пошла  верхней дорогой, мимо КПП.
 А там аршинными буквами «ПРОХОД ЗАПРЕЩЕН»  «Пройду?»  - спросила охранника. «Да, только будьте осторожнее, не подходите близко к зданиям – опасно!».  А когда -то  первый корпус был,. как говорится,  «самым- самым».  Бассейн  - ты не поверишь  - обваливается, , сквозь плитку пробиваются  кустарники, деревца.  Но все также сидит «Девушка с кувшином» . Солнечные часы работают – солнце ведь не остановишь – но облицовочная плитка отвалилась. Героическая скульптура  женщины из сталинской эпохи тоже на месте,  заросли вокруг пока не в силах ее закрыть совсем .  Виноградные лозы уже начали  набирать пурпурный  цвет, смотрю на них как на родственников – их потомки растут у меня на даче. И теперь уже не только на моей – делюсь со всеми желающими.
   Знаешь. заброшенная территория первого Отрадного, очень сродни моему настроению…               
   
    И последнее - на совершенно пустынной территории первого Отрадного, как бы поджидая именно меня, стояла черная иномарка. Я остановилась и водитель, открыв мне дверцу, включил двигатель. Довез меня прямо до метро "Митино".
   
   Ты и теперь скажешь, что не был целый день со мной? 

    Фотки для тебя...