Былинные земли. Путешествие в Бели, часть 10

Василий Азоронок
(Окончание)

ПО ТРОПЕ ПРАЩУРОВ - К СВЯТОМУ ОЗЕРУ

Итак, куда мы пришли?

Место – уникальное. Если встать лицом на восток, то в центре будет Перуниха – гора, где поклонялись древним Богам. Справа окажется Дубовец – урочище, где обнаружено поселение людей, которому не одна тысяча лет. Слева – Подкнязье, лесные озерца, Курган и Великий бор, упомянутый в исследовании полоцких земель почти пятьсот лет назад. Позади – озеро Луконец, Бели и дорога к Святому озеру вдоль бывшей Гати. А прямо – часть «екатерининской» системы, Веребский канал и Плоская гора, еще одно древнее городище.   

Продолжение Уллы, начало которой преподнес неапольский географ Рицци Заннони, предвосхищая Берещу, мы не нашли. И не надеялись – слишком большие изменения претерпели окрестности. Через Берещу проложили в начале XIX века искусственную магистраль, которая преобразила природный ландшафт. Канал, надо признать, был исполнен с учетом существовавшего положения, то есть с сохранением протекавшей параллельно природной Берещи. Она-то и стала «главным оппонентом» в рассмотрении картографического наследия итальянского ученого. Если признать, что Улла начиналась от Березины, то куда девать речку Берещу? Если она заменила продолжение «речной улицы» - Уллы, то тогда исключается роль Гати. Однако памятник археологии – городище Плоская гора и Размылое в ее окрестностях свидетельствуют о неких небывалых поворотах в движении рек. Вполне возможно, что Ula R. протекала по руслу, названному позже Берещей, а пред Плоской горой круто поворачивала на запад, к Луконцу.

Но это пока лишь предположения, намеки. Что имел в виду Заннони, рисуя ее след в 1772 году, точно не скажещь. Она могла продолжаться также из озера Береща в Бели напрямую, с Дубовца. Подтверждение тому, косвенное, находим в описании, исполненном в 1563 году для московского царя Иоанна Грозного. Обследователь Василий Низовцов писал: «Яса (Эсса, - авт.) впала в Улу ниже озера Лепль две версты». Примерно там, в двух верстах от Лепельского озера Гать стыковалась с Эссой. Если исходить из непреложного факта, что "Яса впала в Улу", то Эссу надо рассматривать как приток Уллы!

Утверждать определенно мы пока не можем. Нужны дополнительные исследования.

На сегодня важно другое. Принимая во внимание местную географическую терминологию - придерживаясь исконных топонимов и руководствуясь рассказами отцов и дедов, мы совершили небольшой экскурс, связав воедино прошлое и настоящее, рассмотрели свой родной кусочек, исходя из археологического и картографического наследия. Наше путешествие по предполагаемому отрезку большой водной "улицы" - Уллы показало: уголок былинный, а потому бесценный. Предки прошли невероятный исторический путь.

Вызывает обеспокоенность наше ненасытное стремление извлечь из природного достояния выгоду, не считаясь с последствиями. Что же оставим поколениям?

А потому надо показывать и рассказывать о последствиях, особенно молодежи. Помню, в школьные годы, при приеме в пионеры, обязательным было посещение памятного места - кладбища, где фашисты расстреливали евреев: чтобы не допустить повторения войны. Сейчас впору устраивать подобные акции на руслах погибших рек - чтобы сберечь природный мир, красоту Земли.

Дорогу, по которой ходили наши пращуры, уже не восстановить, но она может стать показательной, наглядной. При заинтересованном участии учреждений культуры можно проложить познавательную тропу для экскурсий. Начинаясь с Дубовца, где обнаружены археологические раритеты, она могла бы продолжиться к каналу в Веребках, где еще видны его остатки и стоит на берегу покосившийся домик смотрителя. В деревне сохранилась также хата репрессированного в сталинские годы крестьянина деда Миколы. А далее можно зреть Плоскую гору и "обесточенную" Берещу, взойти на Перуниху, осмотреть слезные "очаги" роскошной старины - два репрезентативных лесных озерка, Курган. Потом по сосновому Великому бору спуститься в Бели и пройтись по бывшему руслу Гати, удивиться пышной красе Люсинца и выйти в район Святого озера, заглянуть на загадочный эссенский мыс – Старый Изабелин.

Конечно, без вложения некоторой суммы средств не обойтись, но овчинка выделки стоит: край обогатится вниманием людей, которым не безразлично прошлое. Одними лозунгами «Беречь природу!» не привьешь уважительное отношение. Смотришь, будет найден еще один родничок, полезный для души.

На снимке: берещинские окоемы в поздний час.
12.09/19