Признательность - окончание

Валентина Панасовская
3.Что это было?

 Мне нравилось в этом замке. Я довольно много путешествую, и мне довелось побывать во многих дворцах нашей страны. Красивых дворцах. Особенное впечатление производят богатые особняки Крыма, но… Стоишь там, бывало, среди роскошных интерьеров или экзотических двориков и думаешь: где ты, а где это умопомрачительное богатство. И сразу вся красота, окружающая тебя, словно отодвигается за барьер, который никогда не преодолеть и который, кстати, мешает тебе насладиться прелестью этого места.

Здесь же, в замке, вся обстановка, начиная от выцветших и несколько потёртых ковров и кончая старинной мебелью, не была помпезной и пафосной. Ну да, мебель богато инкрустирована драгоценными породами дерева, ну да, украшена затейливой резьбой. Ну и что? Да, в древние барочные времена была у дворян привычка, а кстати, и возможность, жить в красоте и изяществе. Что же с этим поделаешь? Все интерьеры там жилые. Такое впечатление, что вот только что с этого кресла вспорхнула молодая хозяйка и вышла в другую комнату, возможно для того, чтобы отдать прислуге приказание…

Хожу по комнатам, а в душе всё поёт: нравится, нравится, мне здесь нравится. Подхожу к мужу и говорю:
- А я бы не отказалась от такой дачки.
Он засмеялся:
- А у тебя губа не дура!
Улыбаясь, перевожу взгляд на креслице-диванчик.
- Ух ты, какая штучка! Никогда не видела ничего подобного.

Подхожу, чтобы рассмотреть поближе и послушать, что говорит гид. Низенькое, словно игрушечное, на тонких козьих ножках, для дивана явно мало, но для кресла – велико. Оказывается, что это именно кресло, причём, дамское, времён кринолинов. Оно потому такое широкое, чтобы удобно было на нём эти самые кринолины разложить и расправить. Но больше всего меня поражает его обивка. Кожаная. Но такая старая-старая, потёртая-потёртая, с такими жёсткими заломами и трещинами, что кажется, сквозь них видны внутренности спинки.

Браво, пан Зденек! Конечно, вы бы могли при реставрации перетянуть эту обивку, но тогда креслу была бы грош цена в базарный день. А сейчас это подлинный раритет! Я ещё ниже наклоняюсь к нему и вдруг явственно ощущаю ледяной сквозняк, пробежавший по моей спине. Резко запахло тленом. Показалось, что муж тронул мои кудряшки на шее. Вот нашёл время!

- Перестань, не мешай! – говорю немного досадливо. – Дай рассмотреть получше, пока других экскурсантов рядом нет.

Оглядываюсь на него и… Моему удивлению нет предела. Сзади никого нет. Муж ещё не вошёл в эту комнату, он в соседней, с кем-то разговаривает. В лёгком недоумении вхожу в следующую комнату и забываю о странном происшествии, потому что её стены увешаны портретами представителей рода Штернбергов. Хочется заглянуть им в лица, увидеть тень эмоций или следы мыслей на них, пофантазировать о характерах, привычках или образе жизни чешских панов. Особенно интересуюсь женскими портретами. Каково это – быть дворянкой самого именитого рода Чехии? Как им жилось? Что их заботило?

 С портретов смотрят на меня надменные лица высокомерных пани. Почти все носатые. Или я всё же слишком пристрастна?
 Вдруг… Будто родственницу увидела. Молодое улыбчивое лицо. Живой взгляд. На мгновение показалось, что смешинки пляшут в глазах. Смущённый румянец. Писаная красавица! Кто она?

  Гид называет имя: Паулина Штернберг, а потом рассказывает горестную историю её короткой жизни. Красавица прожила всего семнадцать лет, а умерла в страшных мучениях: писала письмо при свечах, от капнувшего воска вспыхнули кринолины, пока сбежались слуги и помогли девушке освободиться от китового каркаса, она успела получить жуткие ожоги. А ожоги даже в наше время при современном уровне развития медицины лечатся тяжело, что же говорить про шестнадцатый век? Бедная, бедная Паулина!

 Снова ощущаю поток ледяного воздуха и с недоумением оглядываюсь: разве сквозняки могут иметь извилистую траекторию?

  В предпоследней комнате мы с мужем немного задерживаемся, разглядывая замысловатый дамский комодик-ларец для драгоценностей. Ах, какой же хорошенький! И цвет его нравится, и лаковый блеск, и разноцветные плашки драгоценных пород дерева, инкрустирующие его шкафчики, и золотые и серебряные ручки его крошечных ящичков, явно выполненные искусным ювелиром. Вспоминается легенда о не найденных сокровищах рода Штернбергов, зарытых в окрестностях замка его управляющим Гинеком.

 Ну… я бы нашла, что спрятать в этом ларчике. Тяну мечтательно:
- Хочу-у, хочу такую же шкатулочку-комод.
Муж снова смеётся, намекая на стоимость этой «безделицы»:
- Ну ты уж определись, что хочешь больше: замок или всё-таки шкатулочку.

Чувствую чьи-то лёгкие руки, коснувшиеся спины, словно мягко подвинувшие меня в сторону. И снова ветерок. Оглядываюсь. Никого. Смотрю на мужа уже с испугом:
- Ты тоже это почувствовал?
- Да.
- А что «да»?
- Будто прошёл кто-то за спиной.
- И ветер?
- Да. Холодный сквозняк.

Мне стало ещё страшнее. Потянула мужа догонять ушедших вперёд экскурсантов.
При выходе из замка решаюсь спросить гида:

- Скажите, в замке установлены кондиционеры?
Гид внимательно посмотрела на меня и удивлённо переспросила:
- Кондиционеры? Нет. Почему вы так решили?
- Там гуляют странные сквозняки.
- Что в них странного?
- Знаете… Какие-то ледяные. Иногда дурно пахнущие.

Гид ещё внимательнее посмотрела на меня и через довольно длительную паузу задумчиво сказала:
- Говорят, что в замке живут привидения. Именно их присутствие выдают холод, запах тлена и движение воздуха.

Не ожидая такого поворота, я не знала, что сказать, а потому недоверчиво спросила:
- Серьёзно?
Гид продолжила без тени улыбки:
- Если вас интересует моё личное мнение, то я считаю, что приведения выделяют людей, близких им по духу. Тех, которые думают и чувствуют так, как думали и чувствовали и они сами, будучи живыми людьми. Тех, кто любит и дорожит тем, чем они дорожили при жизни.


Оксамит* - старинная дорогостоящая ткань особого переплетения нитей, аналог  современного бархата.


24.10.2017

Начало здесь http://www.proza.ru/2019/08/25/982 и http://www.proza.ru/2019/08/27/1166