Тройное солнце

Шалюгин Геннадий
     Нахожусь под сильным впечатлением  книги  А.Лосева про  византийского императора середины четвертого века Юлиана-Отступника. Рожденный  христианином, он   повернул вспять  и возродил  языческий  культ Солнца.  Лосев пишет о необыкновенном  сплаве  языческих и христианских  элементов  в мировоззрении  Юлиана.  Эдакий  языческий   монотеизм:  признание в основе  Бытия   Единого,  Сущего,  Первоначала… Ну,  а культ  Солнца-Гелиоса (который  был одновременно и  Аполлоном,  и Орфеем,  и проч.) был гимном  главному источнику  жизни,  добра,  любви. Наверное, поклонение  Солнцу  можно понять  в контексте  южного  менталитета Юлиана:  на  юге  (Средиземноморье)  солнце  действительно все  и вся.  Любопытна  функция мифа в  религиозных и философских построениях  того времени. Миф  - овеществленная  идея. Абстракция в  предметной,  вещественной  оболочке.  К примеру,  идея  материнства  воплощена в  образе  Деметры;  идея  искусства -  в образе  Аполлона;  идея  ремесла – в образе  Гермеса. Иерархия  богов -  это иерархия  идей. Таким образом, толкование   мифов,  мифологических имен и  сюжетов - в  те времена была расшиф-ровкой  философского   содержания.
Параллельно читаю  книгу  А.Чадаевой  «Древний  свет»,  выпущенной в  Хабаровске  десять лет назад.  Поразительно  ее созвучие  идеям  А.Лосева. Книга о сказках, преданиях,  легендах народов Приамурья. Алина  Яковлевна  довольно долго прожила  в  тех  краях,  написала интересные очерки о  сказителях, шаманах; изложены  представления  тамошних  народов  о сотворении мира,  об  огне,  воде  и других  важных стихиях. Тут и Мировое  дерево добра и зла,  и  Вода как первостихия,  и Земля  как горстка ила  со  дна моря. Ну,  а где  же  Солнце?
 Поразило меня, что в  мифологической иерархии  совсем  нет,  -ну,  почти совсем  не  обозначено Солнце!  Более того:  Солнце  выступает как  зависимая,  малозначимая  часть природы и  ее сил. Вот нанайская сказка о творце  Дерева  добра и зла -  Хадо Мямелджи.  Сказка   возвращает  слушателя  во времена,  когда  люди  еще  не умирали.  Покойников  никто не хоронил,  они возвращались.  Негде  жить стало.  Хадо открыл  людям (для  их  же  блага!)   загробный мир,  именуемый  у  нанайцев  Буни.
И вот на  небе появляются  сразу  три солнца!  Что началось! Река   кипит,  рыба варится,   камни,  как тесто, оплывают, люди  от  жары  задыхаются. Почему   и как  появились три солнца?  Оказывается,  некий  злой  дух  назло Хадо  их на  небо выпустил. Солнце  оказалось предметом  манипуляций  неких  духов  -  даже  не  богов!  Ни тебе  царственного величии и  божественного  сияния,  ни признания солнечного света  первопричиной  всего живого,  ни  тебе  определения  Солнца как эманации  добра и любви. Складывается  впечатление, что у народов Приамурья  солнце  не  обрело субъектной  значимости. Это объект приложения
чьих-то недобрых сил.
Специфика Севера?
У  Чадаевой  есть замечательный  дар прозревать  в первобытных  верованиях  зерна  монотеизма.  Так сказать,  зародыши будущего христианства.  Она полагает, что легенды  народов  дальнего Востока  отражают общую закономерность:  в  них отражена  идея  Единого  Творца-Демиурга.  Монотеизм  как  и з н а ч а л ь н о е   верование   был присущ  всем народам мира.  У  нанайцев  это  - Вселенский  бог Боа-Индурни.  На основе  монотеизма развилось потом  многобожие,  но это как  бы второй  ярус  мифотворчества. Наверху,  где  святая  святых  - Единосущное, Целое,  Всеобъемющее начало…  Чадаева отыскала у  апостола Павла  замечательный  образ.  Апостол пришел в  языческие  Афины и  обнаружил массу  «идолов» -  статуй  Зевса и  других  небожителей. Он  не стал  хулит горожан,  но сказал:  «я  нашел и жертвенник, на котором написано: «Неведомому  Богу».  Сего-то,  которого  вы,  не  зная,  чтите, я проповедую  вам».  Другими словами,  идея   монотеизма,  единобожия  как  бы прорастала в  языческих верованиях.  Идея  Чадаевой:  дохристианство -  это Бог во плоти природы;  христианство -  Бог во плоти человека.
Василий  Великий  мыслил схоже:  дохристианское  язычество  -  эпоха  «постепенного  приучания»  к  идее великого Творца.  Предожидание. Предощущение.  Отец  П.Флоренский: Деметра  эллинов – предчувствие  Божьей  Матери.  Идея  Христа читаются в облике  Зевса-вседержителя (Спас в  силах,  Пантократор).
Кстати,  о трех  солнцах. В  личной  беседе, которая состоялась накануне,  А.Я.Чадаева  рассказала, что  беседовала по  их поводу   со  сказителями в Хабаровском  крае. Оказалось, в народе эпизод  с тремя  солнцами воспринимался  как  действительный   факт.  Старуха повела  Алину  Яковлевну   на  берег реки;   в  бисквите отложений  был виден черный  слой.  Почву  из черного слоя  знахари берут  для  врачевания -  она  якобы  целебная.  А  возникновение черного слоя  связано как раз с появлением  трех  солнц:  они-де и выжгли все на  земле. Кстати, грядущую гибель Земли  местные сказители  также связывают с  тремя солнцами:  реки закипят, камни расплавятся,  рыбы  сварятся,  люди задохнутся…
Очень смахивает на  взрывы  термоядерных  зарядов…