Маурисио Корредор и Мата Ортис

Юрий Дым 61
  Варианты с иллюстрациями здесь:  https://vk.com/club87908871               
               
 
                Маурисио Корредор

 
Ман Тисио Корредор (Man Ticio Corredor),   более известный  под именем «Индио Маурисио». Был высоким, крепко сложенным мужчиной, имел славу убийцы Викторио. По характеристике Терразаса: «человек безрассудного мужества, замечательный  стрелок, пример трудолюбивой расы, честный и смелый,  достойный  большой удачи.  Он всегда был вместе со  своим  боевым  товарищем Роке (Roque),  тем самым, который  несколько лет назад   (написано Терразасом до 1909 года), спас жизнь генералу Рангелю,  спрятав и  переправив его  через  Сьерра-Мадре, после восстания в  Томочич (Tomochic) в 1892 году.) Подрабатывал на охоте за скальпами, как и все прочие (Мата Ортис, Терразас…) Капитан. Он был индейцем тараумара, родом из селения Арисиачи(pueblo de Arisiachic), плохо знал испанский, но хорошо владел ружьём. Принимал участие в многочисленных кампаниях против апачей и команчей, отличавшихся относительно высокой продуктивностью.  В 1865 году он появился в  рядах "Coalici;n de Pueblos";;Фелисиано Энрикеса,  поднявшего восстание  в  округе Герреро. Вместе с кумом Роке и группой индейцев тараумара (следопытов и бегунов) из его родного  селения,  он был в  бою при  Трес-Кастильос,  в октябре 1880 года.   Ему приписывают убийство капитана Эммета Кроуфорда в январе 1886 года, во время охоты на Джеронимо.  В этой же стычке, он и погибает (11 января 1886 года). 

                Смерть Корредора.(перевод Андрея Каткова)

...В декабре капитан Кроуфорд вновь вошёл в Мексику во главе большого подразделения скаутов апачей и обычных вьючных обозов. Вместо Бриттона Дэвиса ему были приданы лейтенант Марион Маус и лейтенант Шипп. Командиром скаутов вместо Эла Сибера был Том Хорн. В начале января 1886 года они неожиданно напали на лагерь враждебных, там, где река Арос впадает в реку Бависпе, и захватили всех пони, лагерное имущество и запасы продовольствия. Деморализованные обнаружением, чирикауа перешли на сторону скаутов, и теперь, Джеронимо, Начез и Чиуауа решили начать переговоры, согласившись на следующий день встретиться с Кроуфордом. На рассвете, мексиканское ополчение, которым командовал известный охотник за скальпами Маурисио Корреадор, открыло огонь по лагерю Кроуфорда. Капитан прокричал по-испански, что они американские солдаты, и стрельба прекратилась. Затем Кроуфорд встал на валун, чтобы переговорить с мексиканским командиром, но тут же свалился, поражённый выстрелом в голову. В тот же момент, взбешенные апачские скауты открыли огонь первыми, убивая командира мексиканцев, его сегундо (заместителя) и ещё более десятка из них, прежде чем лейтенант Маус не остановил стрельбу. Он направился прямо в гущу мексиканцев, а те за его выпуск потребовали мулов и пайков. Даже после того, как он согласился, они его не отпускали, пока скауты апачи не огласили окружающие горы леденящими кровь боевыми кличами, отзывавшимися повсюду эхом. А Джеронимо и его группа молча наблюдали за всем происходящим.
В результате перестрелки, Маурисио Корредор был смертельно ранен в грудь, пуля прошла навылет.
Полное расследование дела здесь: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1886/d311



   Предательское убийство капитана Эммета Кроуфорда. Смерть Корредора.
                September 28, 2016.  Marshall Trimble.
                (truewestmagazine.com)

 В январе 1902 года, когда Том Хорн был допрошен заместителем Маршала США Джо Лефорсом по поводу убийства молодого Вилли Никля, он хвастался, что убил своего первого человека, когда ему было двадцать шесть лет, называя того «грубым сукиным сыном».  По одной из версий,  это произошло из-за мексиканской  проститутки. Впрочем, это был  лишь один  пример,  из его многочисленных небылиц.   Ларри Болл в своей замечательной книге  «Том Хорн: в жизни и легенде»,  пишет: «Вероятно,  Хорн  имел в виду Маурисио Корредора, офицера чиуауанской  милиции (сельское ополчение), который был убит  скаутами-апачами в Мексике,  в январе 1886 года. В то время Хорн отрицал, что убил Корредора. Армейские офицеры приписали это убийство   Датчи,  скауту-апачу».
Перенесемся на шестнадцать лет вперед,  в 1902 год, и Хорн расскажет нам уже совсем другую историю.
 
Чтобы разобраться в том, что произошло в Мексике, я  обратился  к Эду Суини, автору  «От Кочиза до Джеронимо»  и Полу Хаттону («Войны апачей»).
Достижения Хорна в войнах с апачами были велики, и об этом свидетельствуют документы. К сожалению, в своей автобиографии он излишне приукрасил свою роль, но факты доказывают, что Хорн был настоящим Маккоем.

Инцидент с Корредором произошел, когда один из самых ценных офицеров генерала Джорджа Крука, капитан  Эммет Кроуфорд, был предательски застрелен, когда размахивал белым флагом, во время мирных переговоров.
Утром 11 января 1886 года на восточных склонах Сьерра-Мадре, у Эспиноса-дель-Дьябло (Хребет Дьявола), небольшой отряд американских солдат и  скаутов-апачей,  столкнулся с отрядом из 128-ми  ополченцев-тараумара,  под командованием майора Маурисио Корредора. Майор в то время был широко известен,  как человек, убивший великого вождя апачей  Викторио,  в Трес- Кастильос,  в октябре 1880 года. Люди Кроуфорда только накануне захватили вражеский лагерь апачей,  и готовились вернуться в Аризону. В то утро майор Корредор и его  люди  прибыли на место происшествия,  и без предупреждения открыли огонь по солдатам и скаутам-апачам.  Кроуфорд,  посчитав стрельбу обычным недоразумением,  предложил  Хорну  попробовать разобраться, при этом  он размахивал белой тряпкой,  а лейтенанты  Уильям Шипп и   Марион Маус следовали за ним  на расстоянии нескольких ярдов. Они идентифицировали себя как американцы, и вскоре стрельба прекратилась, однако обе стороны оставались на грани срыва. Между  скаутами-апачами  и ополчением тараумара,  никакой любви  никогда и не намечалось.
Во время  стрельбы  американцы экономили патроны, тем самым заставив Маурисио  Корредора  подумать, что им не хватает боеприпасов. Они  тогда  еще не  предполагали,  что  у майора были коварные намерения на их счет.
Обе  стороны сошлись для мирных переговоров на открытой площадке. Хорн стоял примерно в ста футах перед офицерами. Все трое американцев были безоружны. Корредор и девять его людей были вооружены. У Корредора  в руках была подарочная   винтовка, которую он получил за убийство Викторио.
Хорн  продолжал  размахивать  белым флагом,  но Корредор не обращал на него никакого внимания, а когда он оказался всего в нескольких футах от офицеров, то остановился и нервно огляделся. Позади офицеров с обеих сторон стояли тараумара, позади Корредора и позади американцев - скауты апачи.
Тараумара и апачи кричали друг другу оскорбления,  что заставляло офицеров с обеих сторон призвать всех к сдержанности.  Кроуфорд   залез  на высокий камень и снова замахал белым флагом. Один из «миротворцев»  Корредора, которому было  приказано  застрелить капитана Кроуфорда, прицелился  и выстрелил,  попав капитану в голову (лоб). Он умрет медленной, мучительной смертью, через несколько дней.
Маурисио Корредор ухмыльнулся Хорну и тоже выстрелил, попав ему в руку. Американцы  отозвались ответным огнем, но больше никто не пострадал.
Корредор развернулся и  побежал в безопасное место, но апачский ординарец Кроуфорда,  Датчи, успел нажать на спусковой крючок, и Корредор повалился, пораженный в самое сердце.   Скауты-апачи развернулись, и быстрым огнем смогли уложить еще  девятерых из коварной «мирной делегации»  Корредора,  состоявшей из десяти человек.
Скауты-апачи из племени чирикауа  приняли на себя   большую часть боя в тот день, и храбро стояли  на своих позициях.  Об их героизме будут говорить у  костров чирикауа,  в течение  еще многих,  последующих лет.



                Хуан Мата Ортис.

      
Родился в феврале (1-8)1835 года в приходе С. Буэнавентура, селения Галеана. Погиб в ноябре 1882г.
Он был видным ранчеро и  главой  города Галеана, (чуть более чем в 100 милях к югу от американской границы в штате Чиуауа). Воевал под знаменами Бенито Хуареса, в 1880 году присоединился с отрядом добровольцев  и разведчиков  тараумара к  Хоакину Терразасу, в финальной  стадии охоты на Викторио, в штате Чиуауа.   Пойман и убит апачами  Ху, Джеронимо и Наны, 13 ноября 1882 года.


                Смерть Мата Ортиса.

13 ноября 1882 года Джеронимо, блестящий тактик недни-апачей Ху, Нана и несколько воинов напали на ранчо Ортиса возле Галеаны, убили одного из его вакеро и скрылись  с ремудой захваченных лошадей. Мата Ортис пустился в погоню. На перевале Chocolate Pass, дороге между Галеаной и Касас-Грандес, Мата Ортис остановился и дал своим 22-м  людям возможность повернуть назад. Они хорошо знали, на какой риск идут, но все они предпочли последовать за своим начальником. Апачи позволили мексиканскому отряду продвинуться вглубь перевала, затем окружили и открыли огонь, который выбил нескольких  вакеро из седла. После первых же выстрелов,  Мата Ортис повел уцелевший отряд на небольшой холм, где они воздвигли каменные баррикады, выцарапали ножами в каменистой почве  окопы и приготовились дорого продать свою жизнь.
 
 Мексиканский вакеро, изображенный Бобом Бозе Беллом из журнала «True West». Эти  грубые  люди часто упускаются из виду в американских историях про войны  с  апачами. Их противостояние    было  долгим, жестоким и сугубо  личным.
Апачи не атаковали непосредственно укрепленную позицию. Они продвигались вверх под постоянным прикрытием огня,   пока  не подошли достаточно близко, чтобы прикончить всех. Это не заняло много времени. Один человек вырвался из импровизированной крепости, но  Джеронимо крикнул, чтобы его отпустили и он   рассказал  всем о происшедшем.   Апачи хорошо понимали силу террора. Единственным оставшимся на ногах человеком был Хуан Мата Ортис. Почему он не воспользовался последним  заветом  пограничника — пулей в голову — неизвестно.  Апачи взяли его, и Нана отомстил за Трес- Кастильос. «Ни пуля, ни клинок, ни копье не убьют Мата  Ортиса! Только огонь!». Апачи весьма успешно практиковали мучения пленников,  особенно мексиканцев, к которым  питали глубокую ненависть.  Они втолкнули  его  в неглубокую впадину на вершине холма,  и зажарили его живьем. Затем они рассеялись, некоторые в свою горную крепость в Сьерра-Мадре, другие продолжили набеги, заставляя Чиуауа и Сонору  истекать кровью и выть от ужаса.  Холм, на котором бывший  истребитель индейцев встретил свой страшный конец, теперь называется Серро Мата Ортис.  После Мексиканской революции в его честь была названа близлежащая деревня, которая  в настоящее время является центром торговли  одними  из самых изысканных керамических изделий,  производимых  в Мексике.