Грузия - 2019

Ася Котляр
ГРУЗИЯ. БУШЕТИ.
2019.07.17

Дорогие друзья! Осталось меньше суток до вылета в Тбилиси. Таки все наши переживания и страхи - тьфу, по сравнению с тем, что мы пережили с Ирочкой за последние два дня. Ещё два часа назад мы уже никуда не ехали. Хотите посмеяться? Я вам сейчас сделаю смешно!

Ирина Алексеенко великий логист. Это чистая правда и все, кто когда-нибудь ехал и с Иришкой, знают: билеты куплены, проверены, визы сделаны, страховки оформлены, маршрут продуман, гостиницы заказаны. Не просто заказаны: в самом нужном месте, за самую приличную цену. Поэтому, когда мы куда-нибудь летим, я вообще не парюсь: спокойно собираю большой чемодан, впихиваю туда всё, что можно и нельзя (вдруг пригодится), беру паспорт и еду на вокзал.
На сей раз Ириша долго не брала билеты, что-то останавливало, потом случился инцидент в Грузии, и, наконец, неделю назад мы решили брать билеты.
Знаете ли вы, что такое еврейское счастье? Это то, что случилось с нами два года назад в Стамбуле: мы попали в наводнение. Те, кто читал наши приключения, знают, что нам удалась пережить, когда случился этот коллапс.
Если бы Ириша брала билеты одна, она бы вдумчиво все почитала и взвесила. Но рядом была я со своим еврейским счастьем.
Ириша нашла недорогие билеты и вы не поверите, опять через Стамбул. Я ужасно радовалась, что от рейса до рейса всего каких-то 5 часов и что Ириша не потянет меня гулять по Родине её предков. Мы решили, что посидим в кафешке, выпьем по чашечке кофе, порадуемся жизни.
- Так брать? - спросила меня подруга.
- Бери! - поставила я жирную точку в истории с билетами.
Ира нажала кнопку «купить» и ву а ля: два билета осели у нас в карманах. Наш кошелёк автоматически оскудел на 255 Евро - это были самые дешёвые билеты, что очень актуально для учителей.
Счастливые, мы разошлись по домам и радовались три дня.

Через три дня Ириша приехала ко мне домой с очень загадочным видом, который не предвещал ничего хорошего. Ох, как хорошо я знаю этот её взгляд! Сразу же запахло авантюрой, но я даже предположить не могла, какой...
Мы попили кофеёк, поболтали и тут моя загадочная подруга говорит елейным голоском:
- Майюша, я тут вчера на ночь глядя решила почитать наши билеты...
Я напряглась.
- И?
- Дело в том, что мы почему-то не увидели, что у нас в Стамбуле пересадка и нужно ехать в другой аэропорт...
Мягко так сказала и посмотрела на меня...
-И?
- Этот аэропорт находится в 85 километрах от того, куда мы прилетаем. Представляешь, мы поедем через Босфор! Я так об этом мечтала!
Шок. Опять Стамбул и опять путешествие. Если учесть, что у нас чемоданы, что нам нужно пройти паспортный контроль, что приехать нужно за 2 часа до полёта и что 2 часа, как минимум нужно провести в дороге, это напрягает, согласитесь.
Я онемела. Я не знала, что сказать и что делать.
Стали считать и получалось, что если мы закажем трансфер, такси, то мы как-то успеем с Б-жьей помощью.
Теперь внимание. ВЧЕРА мы сели заказывать трансфер и как только открыли нужную страничку, прочитали ярко выделенный текст следующего содержания:
“ В связи с ремонтом моста в Стамбуле, дорога от нового аэропорта (куда мы прилетаем) до аэропорта «Сабиха Гёкчем» (откуда мы должны вылетать) занимает на 2 часа больше»....

Это был даже не шок. Это был аут. Полный.
Я понимаю, что своё еврейское счастье я как-то заслужила, но за что моей подруге это счастье привалило - непонятно...
Влезли в сайт, где брали билеты, а там чёрным по белому написано, что если мы не используем билет туда, вернее, хоть часть билета, то билет на обратную дорогу аннулируется...

Очухавшись от удара, мы стали искать выход. Написали письмо в компанию, где покупали билеты. И как-то само-собой возникла идея: если есть «Русскоговорящая Клайпеда», то, возможно, есть «Русскоговорящий Стамбул». В логике нам трудно отказать, согласитесь!
Нашли! Вступили в группу. Сидим и как дуры в 11 часов вечера ждём, что нам тут же ответят.
Не дождавшись, Ириша поехала домой.

Ответы пришли только сегодня утром: компания сказала, что это не форс-мажор и что добирайтесь, как хотите.
А вот группа откликнулась, да ещё как!
Я за братство, дорогие мои! Нам советуют весь день, люди прокладывают маршруты, пишут расписание автобусов и просят не ехать после 15.00. Теперь угадайте, во сколько прилетает наш самолёт в Стамбул? Правильно, в 14.30.
На наше великое счастье, откликнулась одна женщина, Ирина. Она предложила абсолютно реальную помощь: нас встретят, посадят, отвезут по какой-то платной дороге и мы должны успеть.
Одна проблема: мы должны быть БЕЗ БАГАЖА! В этом новом аэропорту пока неразбериха и поимка багажа занимает до 1,5 часа.
Опаньки, да у нас подарков по пол чемодана!

И всё же мы едем. Без багажа. Без косметики. Без украшений. Без лишних трёх пар обуви. Практически без подарков. Впервые в жизни без всего...
Милые, пожелайте нам хорошей дороги! Знаете, зачем я это пишу? Уже проверено: Фейсбук волшебный. Вы тоже волшебники, потому что когда я прошу помощи у Б-га и близких людей - это всегда свершается!
Я же обещаю держать вас в курсе!
Поездка обещает быть прекрасной!
Здоровья и счастья вам и вашим семьям!
С любовью к вам, мы с Ирочкой.


Коридор затмений или наше ночное еврейское счастье.
Часть 2.

Добрый вечер, дорогие наши читатели, друзья, родные и все те, кто хоть на секундочку подумал о нас сегодня.
Написала и задумалась: да что сегодня! Думать о нас нужно было этой ночью. Вы спросите: а ночью-то что с вами могло приключиться? Таки я вам отвечу: всё, что могло приключиться - приключилось. Смешно до неприличия.
До Вильнюса нас везла Анастасия, наша Настюша, которая ехала встречать свою подругу Танечку. Танечка прилетала в тот же день, когда мы улетали, так что нам с Ирочкой несказанно повезло. Когда мы точно решили не искать приключений в ночной поездке ( нам нужно было выехать в 4 утра), чтобы к 9.00 быть гарантированно в аэропорту, мы решили переночевать в Вильнюсе. Настенька забронировала для нас гостиницу и мы в 12 ночи благополучно до неё добрались. И если вы думаете, что в Вильнюсе в 12 ночи так просто попасть в гостиницу - вы ошибаетесь. Дверь была заперта на замок и никто на наши стуки не реагировал. Настя позвонила по указанному телефону и первый же вопрос сбил с толку: нас спросили, почему мы не заехали до 20.00?

Настя пыталась объяснить, что у нас бронь и что нам не 16 лет, и что мы могли просто гулять по Вильнюсу и приползти тогда, когда нам хочется. Суровый владелец выслушал Настюшину тираду и неумолимо сказал, что поскольку мы не заехали вовремя, бронь была снята. Но он, добрый самаритянин, все-таки может нас заселить в наш номер за дополнительную плату в 50 Евро.
Это нас никак не устроило и мы решили попытать счастья в другом месте. Не подумайте, что нам было жалко за 7 часов каких-то несчастных 50 евро! Вру. Нам было жалко. Мы сели в машину, влезли в Букинг и обнаружили кучу разных недорогих гостиниц и решили попытать счастья.

0 часов 20 минут. Сна оставалось всё меньше. Подъехали к гостинице. Дверь открыли быстро, улыбались приветливо, сказали, что с радостью нас заселят за сумму, которая в два раза превышает указанную на сайте.
Это была абсолютно неприличная сумма за 6 часов сна. Мы сели в машину. Коридор затмений продолжался. Всё бы ничего, но я выпила таблеточку от давления и меня стало как-то странно клонить ко сну. На что Ира заметила, что если я засну в машине, им с Настей это будет стоить гораздо дешевле, к тому же не нужно будет тащить вещи. То есть, автоматически я ещё становлюсь сторожем. Это предложение заставило меня проснуться.

Мы подъехали к третьей гостинице.
0 часов 50 минут.
Дверь открыла чудесная девушка, 25-27 лет. Несмотря на позднее время, она мило улыбалась. На вопрос «есть ли места, она с улыбкой ответила, что да, есть места и она сразу же готова нас заселить, но есть одно «но».
«Какое?» - осторожно спросила Настя.
«У нас нет горячей воды...»
Мы молча сели в машину и у нас случилась смеховая истерика истерика. Мы хохотали до умопомрачения, до кашля. Прекращали и тут же начинали хохотать снова. Подумайте, друзья: в центре Вильнюса в гостинице сутки нет горячей воды и они готовы нас заселить за ту же цену, что с горячей водой. И вообще, всё происходящее с нами было из разряда «Не может быть!» прямо, как у Зощенко. Минут через 20 мы готовы были заплатить любые деньги и лечь, наконец, спать. Хоть куда.

1 час ночи 30 минут. Практически нигде нет мест. Опять вру. За приличные деньги, а по нашим меркам совершенно неприличные, мест было сколько угодно. Настя с Ирой продолжали искать в интернете гостиницу и нам, наконец, повезло.
Нам предложили апартаменты в полуподвальном помещении и с завтраком. Мы спустились и обомлели: прекрасно оборудованная студия с кроватью, диваном и кухней, белоснежная постель и прекрасный душ с горячей водой. Мы устроились, улеглись и тут Ира сказала, что она знает, как нам можно зарабатывать деньги! Просто нужно собрать людей, которым интересен экстрим, и предложить им с нами попутешествовать! И всё! И мы сказочно богаты, ибо где мы с Ирой, там почему-то всё непросто и весело!

Насмеявшись, мы, наконец, угомонились и заснули. И ничего, что сквозь стеклянную матовую дверь мне в глаза светил яркий фонарь, ничего, что спать нам оставалось всего каких-то 4-5 часов - это всё было неважно! Столько людей пожелали нам хорошей дороги, в Бушети наши друзья молились, чтобы у нас всё получилось, что мы просто не могли всех подвести. Никак не могли.
О том, как всё-таки мы успели на второй самолёт, я напишу завтра, наши дорогие друзья!

Часть 3. Полёт.
Коридор затмений продолжается...

Дорогие наши друзья! Вас, наверное, всё-таки интересует, как мы преодолели Босфор, поэтому я возьму на себя смелость и забабахаю ещё один длинючий пост. Уверена, что пару раз вам захочется произнести «так не бывает!» - не отказывайте себе в этом удовольствии, милые!
Итак, мы долетели до Стамбула. Ирише даже удалось поспать часок, ровно до тех пор, пока нам не принесли еду. Вот здесь мы предусмотрели всё: Ириша остановила свой выбор на вегетарианском варианте, а я, чтобы не запариваться со свининой, заказала кошерную еду.
Перед тем, как нам принести еду, чудесные стюардессы предложили напитки. Кто летал, то знает, как это бывает. Мы взяли по стаканчику томатного сока, будь он не ладен.

Столик в самолёте очень маленький, мне принесли запечатанную коробку с едой и отдельно принесли горячее блюдо. Я сидела посередине между Ирой и какой-то девушкой. Со сдвинутыми локтями, прижатыми к моему немаленькому телу, я попыталась раскрыть коробку, вакуумно запечатанную в целлофан. То ли целлофан был твёрдый, то ли места было мало, у меня ничего не получилось. Мои соседки уплетали за обе щёки свои вкусности, а я решила открыть коробочку зубами, поскольку мой ножик был внутри этой коробки.
Оглянувшись, чтобы никого не напугать, я таки надкусила противный целлофан, но я не рассчитала силы: коробка дёрнулась и опрокинула стакан с томатным соком.
Рисуйте картину: я с целлофаном в зубах, коробкой в одной руке, горячее в другой руке и стекающий в сумку, на брюки, на новые босоножки томатный сок... Это была катастрофа.

Ириша опомнилась первой и стала совать мне мокрые салфетки. Если вы думаете, что в среднем кресле самолёта при раскрытом столике и при занятых руках возможно достать сумку с пола, в который стекает томатный сок, вы ошибаетесь. Конечно, скажете вы: что такое этот томатный сок, по сравнению с мировой революцией? Аж ничего, но оказывается, у этой томатной гадости из тетрапака есть одна интересная особенность: он быстро сворачивается, когда попадает на любую поверхность. Мой сок свернулся гораздо быстрее, чем я достала сумку... Это была настоящая помидорная каша, которая лезла отовсюду: из сумки, с брюк, в этой каше были босоножки и телефон, который лежал в сумке...
Не буду утомлять вас подробностями, как мы с Ирочкой справились с этой проблемой, скажу только, что до конца первой части нашего полёта мы всё успели: и почиститься, и поесть.

Самолёт приземлился за полчаса до обещанного времени, что бывает нечасто. Мы прилетели в огромнейший новый аэропорт, пропускная способность на данный момент которого составляет 70 млн. человек в год. А это он ещё недостроен! Через 10 лет это будет самый большой аэропорт в мире (200 млн. человек!!!)
И, наконец, нам страшно повезло: мы прошли паспортный контроль без всякой очереди и очутились там, где встречают. С лёгкой руки Ирины Варол, нашего доброго ангела из Стамбула, нас должны были встречать, но никого с нашими именами среди встречающих не было.

Сначала мы бегали обе, потом Ириша встала с чемоданами, а я стала ходить одна и читать надписи. Я прошлась раз двадцать, пока меня не окликнула какая-то женщина. Они с мужчиной стояли с табличкой и тоже кого-то встречали.
- Что вы ходите туда-сюда? Кого вы ищите?
- Нас должны встречать, но пока никого нет.
- Так ваш самолёт раньше прилетел. Мы тоже его встречаем.
- Вы Ирина?
- Нет. А вас Ирина встречает?
- Кто-то от неё. Но у нас нет связи...
- Подождите, я сейчас ей позвоню...

Так не бывает, друзья мои! Это Стамбул, на минуточку и вероятность того, что эта женщина знает нашу Ирину очень мала.
Я вытаращила глаза и стояла как вкопанная, пока эта женщина звонила Ирине. Поговорив, она сказала, что нас ждёт человек возле кафе «Глория», прямо напротив того места, где стояли мы.
Подхватив чемоданчики, мы перебрались и встали возле кафе.
К нам по-прежнему никто не подходил. Рядом с нами стоял мужчина с какой-то табличкой. Он стал кружить вокруг нас и я, наконец, решилась к нему обратиться.
- Ирина? - спросила я его с надеждой.
- Ес! - обрадованно сказал он мне. Пока Иришка стояла с чемоданами неподалёку, я обрадованно вцепилась в этого мужика.
Теперь внимание, друзья: он вытащил телефон и стал в своём телефоне что-то искать.
- Ирина? - теперь он меня спросил.
- Ес! - сказала ему я и... Он протянул мне телефон и стал показывать обнажённых девочек, перечисляя: Ирина, Ирина, Ирина...
Я обомлела. Но тут случилась ещё хохма: Ирочка, которая всего этого не видела, спешно подошла к нам и сунула ему под нос телефон с фотографией нашей Ирины и возгласом:
- Я сейчас покажу ему, как она выглядит...
Я не знаю, чем бы всё это закончилось, но тут подошёл наш парень, которого мы готовы были расцеловать, и потащил нас к машине. Там он передал нас водителю и мы со скоростью ветра, в вялотекущей пробке, за 2 часа домчались до аэропорта «Сабиха Гёкчен»... да! Мы проехали через Босфор, как об этом мечтала Ирочка...


Итак,мы здесь, в чудесной стране, на благословенной земле Бушети.
Каждый раз, когда я бываю здесь, понимаю, что для каждого человека есть такие знаковые места и знаковые встречи, которые определяют жизнь человека. Вокруг меня удивительные люди, с их судьбами, с их надеждами, мыслями. У каждого можно бесконечно учиться, каждый - настоящий герой духа. Именно среди этих людей, как и среди своей семьи я ещё больше ощущаю свою миссию, призвание и это не громкие слова.

Я целый день фотографирую горы и понимаю, что ни одна фотография не может передать энергетику гор. Здесь исцеляет воздух и созерцание... У меня возникла абсолютно шальная мысль: если у вас что-то болит, если вам плохо, - всмотритесь в фотографии, остановите взгляд, замрите на секундочку, почувствуйте в величии гор и своё собственное величие. Я искренне вам этого желаю, друзья мои!
Мне немного грустно и радостно одновременно. У нашего Даника сегодня выпускной. Я долго думала ехать или нет, долго сомневалась: имею ли право бросить его в такой день... Даник сказал: «Мама, расставь приоритеты» и поставил меня перед сложным выбором: я должна поддержать сына или спасать человечество? Не смейтесь и даже не улыбайтесь, милые мои. Каждый из нас либо спасает человечество, либо ввергает его в бездну. Не только поступками - мыслями, духом.

Здесь, в Бушети, собрались такие умы, такие люди, что хочется дотягиваться. Они все - как горные вершины... И у всех одна задача: как сделать так, чтобы детям жилось лучше, чтобы родители были счастливы, чтобы проблемы образования, коих несметное множество, разрешались на государственном уровне. Страдающий учитель, неудовлетворённый условиями труда, ведущий практически затворнический образ жизни разве может быть гарантом радостной жизни своих учеников? Да никогда! Учитель, как никто другой, не может не развиваться как духовно, так и нравственно. Учитель должен обогащаться знаниями, но не теми, что предлагает университетская программа, а иными: знаниями о современной жизни.
Дети нового сознания, а учитель старого мышления: вот где несостыковка.
И это отмазка: платите нам больше, мы будем разъезжать и учиться. Не будем, если есть в нас инерции старых путей. Представьте себе: идёт поезд. Машинист отчётливо понимает, что через пятьсот метров он должен везти поезд по только что построенной ветке. В голове его есть этот план. Но руки делают своё дело и именно привычка ездить по старой, разбитой ветке направляет его мозг на изменение сознания.

А должно быть наоборот: руки должны научиться выполнять команды мозга, который постоянно эволюционирует, обогащается.
Немецкий педагог Дистервег сказал ещё в 18 веке, что „Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.“
Скажите, милые, а что изменилось за два века? Изменилось не только отношение к учителю, меняется отношение самого учителя к своей профессии. По роду своей деятельности я встречаю разных учителей. Для меня нет хороших и плохих учителей. Для меня есть те, кто хочет эволюционировать, постигать новых детей, новую педагогику и те, кому это совершенно неинтересно. Поймите, без духовного роста, без философии нет и не может быть учителя. Учитель без этих, новых, иных знаний не может использовать свои высокопрофессиональные навыки, ибо они являются для современных детей приложением к науке, а не наоборот.

Господи, куда меня занесло! Сижу, слушаю умных людей, и мысли начинают одолевать мою беспокойную голову... А хотела всего лишь сказать вам, что люблю вас, что желаю всем здоровья, что обнимаю вас крепко!
Даник, родной мой, прости, что не присутствую в такой важный для тебя день. Мысленно твоя мама с тобой. Всегда. Ты - моя любовь, моя радость, копилка и точилка моего педагогического мастерства. Ты - наша с папой надежда на спокойную старость. Ты - умный и достойный молодой человек и я уверена, ты всего добьёшься в жизни, а у тебя великие планы, мой сын. Но для меня, как для мамы, есть главное и есть второстепенное. Главное: будь счастлив, родной. Счастье - самая главная категория в жизни человека. Если бы я не была счастлива с твоим отцом, я не сидела бы сейчас здесь, не любовалась бы величием Кавказских гор и людей, не писала бы тебе это письмо. Даня, ты - вершина нашего с папой творчества... Бесконечно любим тебя! Гордимся тобой! Верим в тебя.


Дорогие наши друзья!
Читая мои восхищённые посты, у вас, скорее всего, возникает вопрос: чем их там кормят, что они такие счастливые? Я вам имею счастье показать не только чем нас здесь кормят, но и кто нас здесь кормит.
Я совсем запуталась: какая кухня для меня на первом месте? Отдавая предпочтение Грузии, я отчётливо понимаю, что предаю евреев... И армян...
Три раза в день ловлю себя на мысли: жаль начинать трапезу. Тарелка пустеет быстро, но больше не лезет.
Впихнуть можно, но стыдно. Хотела похудеть, но не вышло. Давала себе слово, но не сдержала. Провоцируют все, не отказывая себе ни в чём.
На фоне этого вхожу в раж: делаю всё, чтобы не отстать от других.
Спим мало. Встать заставляет понимание, что завтрак подарит новое наслаждение. За это тоже стыдно.

А вообще, дорогие, посорадуйтесь и приезжайте в Грузию!