Грузия 2016

Ася Котляр
24 марта 2016г.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ГРУЗИИ.
 
Дорогие мои! Привет вам из солнечной, гостеприимной Грузии!
Сама не могу поверить, что мы, наконец, здесь!
Перелёт был долгий, занял 14 часов с пересадкой в Киеве. Еле успели добежать до регистрации на рейс. Мы добежать успели, а вот чемоданы - не все. Мы так и не поняли, почему четыре чемодана остались в Киеве, но они остались.
Вот о чём я хочу вам рассказать, так это о двух вещах: как нужно собираться в дорогу и как нужно реагировать на застрявший в пути следования чемодан.
У меня, друзья, проблема: я набираю столько вещей, что во-перваых, они не влезают в чемодан, а во-вторых, я не надеваю и половины того, что привезла.
Для меня собрать чемодан на пять дней – это как строить синагогу на необитаемом острове. Есть такой старый анекдот: еврей попал на необитаемый остров, на который не ступала нога человека и стал строить ДВЕ СИНАГОГИ. Когда его нашли, спросили: почему две? И он ответил: "В одну я буду ходить по субботам, а в другую – да ни за что! Ноги моей там не будет!.."
Так и я: мне всегда нужен выбор. Вот Ира как-то умеет собраться компактно и ругает меня за мой неподъёмный чемодан.

Так случилось и на этот раз. Мой чемодан с вещами прилетел, а Ирочкин застрял. К счастью, у меня таки было одежды на нас двоих! Ира раскаялась и сказала, что слова мне больше не скажет по поводу количества моих тряпок.
Я расскажу вам, как повела себя Ира. Абсолютно спокойно подходит к какому-то дяденьке в форме, он посылает четырёх расстроенных женщин к окошку, там они оставляют заявления и мы разъезжаемся по гостиницам. Я расстроилась страшно из-за Иришкиного чемодана. Ира же ехала счастливая и говорила, что она давно хотела понять, как это происходит и что она ни чуточки не расстраивается. Самое главное, что я видела, что это правда: она весело смотрела на город в огнях и разговаривала с таксистом обо всём на свете.
Хочу сказать, что чемодан приехал сегодня и ждал нас на «рецепшине». Мы не досчитались нескольких огромных шоколадок, но в остальном всё было по честному!

Сегодня у нас был относительно свободный день и мы вышли на прогулку.
Вот тут начались интересности: маленький базарчик, расположившийся неподалеку от нашей гостиницы, не просто впечатлил: масса положительных эмоций, потрясающих запахов специй, висящие на нитках чурчхелы,  ароматный горячий хлеб из пекарен сделали своё дело: наши кошельки пустели на глазах!
Моя тезка Майя, у которой я брала всё это в подарки родным (Ира сказала, что сувениры - это ерунда! Лучший подарок – чурчхела!), мило называла меня Майкой и, весело смеясь, срезала мне это богатство, а так же отмеряла стаканчиком специи!
Б-же мой! Ну что за удивительный народ в Грузии! Они сразу, каким-то непостижимым образом, становятся тебе почти родственниками: будь то таксисты, продавцы, просто прохожие, к которым ты обращаешься с вопросом "как пройти или проехать?".
Посмотрите, друзья, на эту красоту моими глазами! Принюхайтесь – мне кажется, вы почувствуете не только запах, но и вкус этого изобилия! Только не завидуйте: мы так уходились по горам, что сейчас я лежу еле живая, а Ирочка спит и видит сон...

Завтра я расскажу вам парочку интересных историй, а сегодня я прощаюсь с вами... Утром начнутся педагогические чтения по Гуманной педагогики и мне будет что вам рассказать. Около 500 человек будут осваивать педагогическое искусство и делиться своими знаниями с другими. Это движение огромными темпами набирает обороты и многие педагогические вузы включаются в это движение. Ректоры приезжают, а это вам не просто так!
Спокойной вам ночи, дорогие мои собеседники, друзья, родные!
Я вам передаю привет и тепло этой Земли!

25 марта 2016г.

ТБИЛИСИ. ВТОРОЙ ДЕНЬ. УЛИЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ.

Добрый вечер, мои дорогие!!! Чувствуете? Аж три восклицательных знака! Он у нас действительно добрый! И день был добрым, и утро было прекрасным, и вечер не подкачал. ЭМОЦИИ ЗАШКАЛИВАЮТ!
Всё это время, пока мы пребываем в Грузии, у меня в голове и на языке вертится один вопрос. Я его задаю Таксистам, которые нас возят за пять Лари в любой конец города. Зачем Грузия хочет стать Европой? Я живу в Европейской стране. Ну, не совсем, чтобы, а в чуточку Европейской стране. То есть, де юро она таки да, а вот де факто, слава Б-гу, нас еще 40 лет кому-то по Европе таскать придётся. Знакомая картинка? Нам, евреям, эта картина знакома: и водил Моисей народ свой 40 лет по пустыне, чтобы НИ ОДИН РАБ НЕ ВОШЁЛ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ.
 
Вот, к примеру, вчерашняя зарисовка. Идём мы по улочке и видим трёх женщин, которые орут друг на друга по-грузински. Смысл нам не ясен, но понятно одно: если мы пройдём и не вмешаемся - быть беде. Мы останавливаемся и спрашиваем: "Простите, вы не ссоритесь?"
В ответ слышим: "Почему ссоримся? Ми так разговариваем! О том, о сём! Разговариваем ми так!"

Ещё зарисовка. Вы когда-нибудь ездили на такси по Тбилиси? Нет? Я вам могу сказать только то, что вы много потеряли! Такси в Тбилиси ездят по всему городу стадом. Нет, не стадом – кучей. Нет, не так. Каждая вторая машина – такси. Останавливаем. Просим отвезти к кукольному театру. Дальше такой диалог:
– А где етот ваш театр?
– Мы не знаем название улицы. Театр Кукол. Там ещё часы на башенке. А башенка кривая.
– Часы? Не, не знаю. Садитесь, довезу!
– А сколько это будет стоить?
– 10 Лари.
– За 4 довезёте?
– Ви что! За каких 4? За 5 отвезу!
– Так вы не знаете, где этот театр?
– Садитесь, найдём!

Мы вчетвером набиваемся в Такси и ездим по всему Тбилиси в поисках часов на кривой башенке. Примерное помнит место наша Ира. Она у нас человек бывалый: в Грузии была 5 раз. Ира пытается показать куда нужно ехать, но театр где-то прячется.
– Э! Не переживайте! Я сейчас позвоню другу!
Водитель звонит другу и долго пытается выяснить, где театр Кукол. Наконец он узнаёт адрес и везёт нас по этому адресу. Как вы понимаете, друзья, это не тот театр. Мы разочарованно смотрим на водителя и пытаемся найти кривую башенку с часами. Водитель, видя наше разочарование, разворачивает машину и едет куда глаза глядят в надежде увидеть башенку. По дороге он останавливается около разных машин и вступает в длинные диалоги, пытаясь выудить из других водителей таинственный адрес.

Нам таки повезло! Один водитель нас послал туда, куда нужно и мы приехали к этому удивительному сооружению, заплатив водителю 10 Лари а не 5, поскольку совесть, всё же, нужно иметь. (4 евро).
Ну а про то, что творится на Тбилисских улицах – это отдельная тема.
Правил дорожного движения, светофоров, пешеходных переходов, дорожной разметки и знаков дорожного движения в этом городе НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Нет, де юро они таки есть, но де факто о них никто не помнит. Вы когда-нибудь видели, чтобы машины ехали в три с половиной ряда? Или в два с половиной? Стройных рядов нет, каждый едет туда, куда ему нужно, бибикая и поругиваясь на возникающие в миллиметре машины. Те бибикают и поругиваются в ответ и водители разъезжаются. Никто ни на кого не в обиде.

Пешеходы. Пешеходы переходят дорогу там, где им выгодно, не обращая внимания на поток машин в 3,5 ряда. Машины лавируют между пешеходами, стараясь не задавить случайно.
Мы с Ирой нашли пешеходный переход и Ирочка сделала два шага. Всё-таки мы привыкли к порядку на наших дорогах: сделал шаг – машины останавливаются.
Если бы я не закричала, что здесь нам не там, Ира, возможно бы... Но я закричала и Ира метнулась обратно: ни одна из машин даже не подумала пропустить двух пожилых, но очень правильных женщин.
Увлеклась я... А так хотелось рассказать вам про первый день чтений! Подождёте до завтра? Спасибо! А ещё я вам расскажу завтра, как мы сегодня вчетвером поработали феями! Это так приятно: дарить людям веру в чудеса!!!
Спокойной ночи, милые наши друзья! Крепких снов!

26 марта 2016г.

ТБИЛИСИ. ДЕНЬ ТРЕТИЙ. 

КАК МЫ СТАЛИ ФЕЯМИ.

Это я к тому, что если у вас есть чем заняться и вы не сможете или не захотите читать его сегодня - не отчаивайтесь, ибо вы свободные люди, что меня лично очень радует! Но мне так много хочется вам рассказать, дорогие мои! И, чтоб вы знали, меня, почему-то, именно здесь, вдали от дома, несказанно радуют ваши лайки! Я как буд-то чувствую ваше присутствие здесь, в удивительной стране контрастов, Грузии.
Начну со вчерашнего дня и закончу чем-то важным для нас, присутствующих на этих замечательных чтениях. Вчера у нас было три очень ярких момента, о которых принято говорить, что они творят что-то очень хорошее в жизни.
Итак, вчера открылись XV Международные чтения по Гуманной Педагогике. Тема только на первый взгляд может показаться сложной: "Воспитываться в моральном климате памяти". Я долго думала, прежде чем прикоснулась к мастер-классу. Помогла Ира, да и Шалва Александрович, который очень доступно написал об этих словах академика Д.С. Лихачёва.

Шалва Александрович говорил первым и я смотрела на этого удивительного человека и думала: Господи, а ведь нам посчастливилось жить с ним в одно время, видеть его, слышать этот тихий, завораживающий голос, вещающий о том, как нам, взрослым, учителям, нужно любить, беречь и понимать детство!
Он говорил о том, что без памяти нет личности. Когда стирается память - стирается сам человек: у него нет ничего и никого. И ещё он говорил о войне, о своей первой Учительнице, о многом-многом другом, важном.
Знаете, друзья, можно принимать или не принимать эту нашу педагогику, но это единственная педагогика в мире, которая творит чудеса и современным детям другая педагогика просто не подходит! Она устарела и абсолютно не работает. Она давит не только на ребёнка - она вредна самому учителю, ибо делает его недосягаемым и отрешённым от детства, как такового. Эта педагогика прошлого и, поскольку время меняет всё и всех, она должна просто уйти, раствориться, как уходит из жизни всё ненужное, устаревшее, отжившее своё.

Об этом и многом другом я думала, когда слушала Шалву, а потом на сцену поднялась моя Ира Алексеенко. Поверьте, друзья, это большая честь выступать на пленарном заседании для пятиста собравшихся из разных стран учителей и огромная ответственность выступать после Шалвы Амонашвили. И то, что Ира удостоилась этой чести – абсолютно верно, так как нет человека, на мой взгляд, более преданного идеалам педагогики Света.
Ира очень волновалась и это было заметно, но это сделало её получасовое выступление таким правдивым и тонким, что зал отреагировал мгновенно. Понимаете, друзья, в зале сидят учителя, а перед ними играть нельзя. И с ними играть нельзя – раскусят в секунду...

Ира рассказывала о своём дедушке Иване. Простые истины произносила она: жил, работал директором техникума, воспитывал своих студентов самой своей жизнью, боролся за каждого, даже самого "отпетого" парня. И когда Ирочкина мама однажды пришла на могилу своего отца, она увидела на кладбище седого мужчину. Это был ученик отца, Жорка, которого Иван Иванович Кулик отстоял, не дал пропасть и взрастил не просто хорошего работника - личность! Помните, раньше говорили: "Дать путёвку в жизнь"? Сколько за всю свою жизнь выдал таких путёвок этот мудрый директор? Сколько жизней он построил, скольким "бойцам" и "бойцыцам" не дал пропасть? Вот он и остался в моральном климате памяти своих учеников Учителем с большой буквы. Но, что не менее важно, он ещё стал небожителем на "Звездном небе памяти" своей внучки Ирины Вячеславовны Алексеенко, а также её детей и будущих внуков...

Потом был мой мастер-класс. Я не дрожала, друзья мои, нет. Моя душа трепетала как птица, ибо меня пришли послушать такие же учителя. Мне просто повезло, что Шалва Александрович доверил и пригласил меня провести этот мастер-класс и я чётко осознавала, глядя в глаза каждому, а людей было много, очень много, что сегодня я рассказываю им о чём-то важном, а завтра я с радостью буду слушать и смотреть на кого-то из них. Так должно быть, ибо мы все вступили на этот путь познания мира через Духовность. А что этому израненному Миру нужно сейчас ещё, скажите? Всё есть, казалось бы: техника на грани фантастики, военная промышленность такая, что мама не горюй, в магазинах всего полно, в холодильниках – тьма тьмущая продуктов и шкафы ломятся от одежды... Но, вместе с тем, именно сейчас проявляется огромный дефицит любви и доверия. Не хватает даже времени на то, чтобы сказать близким, как они нам дороги, чтобы обратить внимание на страдания детей, детский суицид и детскую смертность... Духовность может привнести Учитель, но только в том случае, если его память будет строится на образах великих учителей, коими могут быть члены их семей, учёные, деятели культуры...
После мастер-класса я была мокрая и уставшая, но счастье переполняло душу, честное слово... Я старалась отдать людям то, что мне открылось, может, чуточку раньше - Всевышний дал мне такую возможность понять что-то в этой теме, в жизни...

Потом, вчетвером мы поехали в очередной раз искать кафе около театра кукол. Скажу сразу: не нашли. Ни один таксист в городе не знал, как туда проехать. Исколесив весь город в поисках еды, решили поесть в любом кафе, где не КУРЯТ. Это оказалось не так просто: в Грузии нет кафе для некурящих дам! Все кафэшки и рестораны утопают в сигаретном дыму и для нас, некурящих, это огромная проблема: Ира начинает задыхаться, а у меня слезятся глаза. Да простят меня мои курящие подруги, но, да здравствует наша Литва, принявшая кое-что хорошее из европейских ценностей и запретившая курить в общественных местах.

Мы нашли маленькое кафе со столиками на улице и как только сделали заказ, пошёл дождик. Но нам так хотелось есть, что пришло единственно верное решение: не двигаться с места и попросили дождик, чтобы он дал нам покушать. Вы не поверите, но дождь прекратился и, как только мы насытились, он принялся за старое.
Но не об этом я хочу вам рассказать.
Нас обслуживали чудесные ребята: красавец Ираклий с прелестной улыбкой и милая девушка Инна. Они так искренне, так открыто с нами общались, так переживали, что мы сидим и мокнем под дождём и что в их кафе нет мест для некурящих, так заботливо принесли и укрыли нас пледами, что мы в очередной раз влюбились в эту прекрасную страну. Когда ребята принесли нам счёт, мы узнали их имена. Они стояли под дождём и были такие беззащитные и милые, что нам захотелось подарить им маленькое чудо, сказку. Мы сказали, что им очень повезло: мы - четыре феи, которые исполняют желания. Дальше начались чудеса...
– Это правда? – без всякой улыбки спросил Ираклий?
– Правда, дорогой и ты можешь загадать 4 желания.
– Вы не шутите? – серьёзно спросил он.
Мы растерялись, так как могли предположить что угодно, но только не то, то, что молодой грузинский парень поверит в сказку о четырёх феях, случайно зашедших покушать хинкали. Выхода уже не было.
– Мы не шутим, – серьёзно ответила мальчишке Ира. – Но у нас есть несколько условий.
– А мне тоже можно загадать? – спросила так же серьёзно Инна.
– Можно, – продолжила Ира. Условия такие:
1. Вы не просите денег.
2. Вы не просите ничего материального.
3. Это желание должно обязательно принести счастье кому-то ещё. Согласны?
Мы сидели и молча смотрели на Ирку, которая на самом деле вошла в роль Феи.
– Согласны. А можно не четыре желания, а одно?
Тут нам стало плохо. Им предлагают четыре, но они почему-то соглашаются на одно. Но, взглянув на этих удивительных молодых людей, готовых поверить в нашу силу, мы вдруг почувствовали себя настоящими феями.
– Да, ребята. Можно одно. Но помните об условиях.
– А можно мы подумаем?
– Конечно ...
Это было чудо... Они отошли и стали думать. Каждый думал о своём. О чём-то очень важном. Потом они подошли.
– Я задумал...
– Молчи, мальчик! Это твоё желание. Скажи, оно сделает тебя счастливым?
– Да, сделает...
– Оно сделает счастливым ещё кого-нибудь?
– Да, сделает.
– И моё сделает, - сказала Инна.
И тогда мы все по очереди сказали "Пусть так будет!"
Не осуждайте нас, дорогие... Мы так искренне поверили, что эти два желания сбудутся, мы так этого хотели, что и сейчас кажется, что так и будет. Нам не суждено проверить это, но мы будем просить Всевышнего, чтобы так и было...

Как вам наш третий день, друзья?
Мы вас любим! Шлём горячий привет из прекрасного города, в котором дома напоминают развалины после землетрясения, на улицах грязь, но этот город, как вся страна, имеет самую главную ценность: в нём живёт удивительный, чистый и светлый народ!

28 марта 2016г.

БЫТЬ УЧИТЕЛЯМИ ОТ Б-ГА.

Дорогие мои! 6 часов 51 минута.

Лечу в самолёте и не могу предаться сну. С вечера поднялось давление, видимо, от переполнявших всё моё не маленькое тело и почти такую же душу, эмоций... Сейчас кажется, что эмоций было даже чересчур много. Так много, что человеческая сущность не может их перенести, хоть как-то при этом не пострадав.
Я поражаюсь Грузии, друзья! Страна контрастов. Редкой душевной красоты люди настолько не гармонируют с городом Тбилиси, столицей, которая пусть и не должна выглядеть по-европейски, но хотя бы должна быть чистой... В течение всех этих дней мне приходила на ум только одна фраза из "Маленького принца": "Встал утром – убери свою планету..." Кучи мусора, обшарпанные здания, ветхие лачуги, полуразрушенные домишки, горбатые дороги, недостроенные тротуары, полностью заставленные машинами, насквозь прокуренные кафе и магазины говорят о многом, но не это главное.

Что же главное, вы меня спросите? Я вам с радостью отвечу: ОТКРЫТЫЕ ЛЮДИ, прямо таки обнажённые души, самые вкусные на свете ХАЧАПУРИ с ГРУШЕВЫМ ЛИМОНАДОМ и КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ!!

Да, мои дорогие! Вчера я их видела! Мне казалось, что я их видела близко-близко, так близко, что можно было дотянуться рукой! А оказалось, что до этого чудесного горного архипелага, по меньшей мере, километров тридцать!
Когда-то, на уроках географии, изучая Кавказ, я смотрела на атлас и видела песочно-коричневую полосу. Мне было 16 лет и в силу своего возраста я думала: ну и что, что горы? Подумаешь, горы! Но я и предположить не могла, что пройдёт всего каких-то 36 лет и я увижу заснеженные вершины этого великолепия! Я стояла на открытом балконе трёхэтажного дома Шалвы Александровича в Бушети, смотрела на Кавказские норы и понимала, что я прикоснулась к чему-то великому и прекрасному... Я смотрела и смотрела, чтобы запомнить, чтобы впитать в себя неземную красоту, чтобы понять: есть то, что неподвластно человеку, созданное Всевышним с одной целью: чтобы люди смогли оценить силу и мощь Творца... Вот для чего он создал горы! Своим созданием Он, как бы, говорил нам, смертным: вы несовершенны, вы маленькие и бессильные перед природой, но у вас есть Дух! Вы не можете достичь этих высот, но Дух ваш может устремиться вверх и взлететь высоко над горами. Помните: величие человека не в его теле, а в его Духе, в его мыслях, в его устремлениях...

Мы возвращались из гостеприимного дома Шалвы, где нас встречали две женщины Тина, и Эка, родственницы Шалвы, удивительные, яркие представительницы этого рода и всего своего народa. Они принимают гостей, когда Шалва в отъезде.
Двери этой усадьбы открыты для всех, как открыты души и сердца людей, живущих в ней. Они открыты в прямом и переносном смысле. Вообще, если честно, слово "усадьба" по отношению к увиденному не совсем соответствует своему значению. Когда мы говорим "усадьба", мы представляем себе нечто в стиле начала двадцатого века, причёсанное, с дворцом в самом её центре и помещениями для прислуги. На самом деле, мы увидели несколько гостевых домов, очень простых, уютных, открытая беседка человек на сорок, столовая, стены которой разрисованы детьми и дом с башенкой. Именно в этой башенке располагается кабинет Шалвы Александровича. Именно там, глядя на заснеженные высоты, он пишет свои мудрые-премудрые книги...
И, самое главное, вся усадьба летом утопает в кустах роз. Этих кустов около шестисот. Их сажала и лелеяла Валерия Гивиевна, жена Шалвы Александровича. В Бушети, в этом удивительном, совершенно деревенском имении Шалвы Амонашвили, летом проходят курсы для учителей, родителей и всех, кто желает постичь премудрости гуманной педагогики. Там же писался манифест гуманной педагогики и там, прямо на территории имения, расположилась маленькая часовенка, возле которой и покоится жена Шалвы Александровича Валерия Гивиевна Ниорадзе.

Мне посчастливилось знать её. Об этой женщине можно говорить и говорить: о её СЛУЖЕНИИ, о её Любви, о её красоте внешней и внутренней, о том, какой должна быть жена, ибо лучшего примера для подражания всем женщинам мира не сыскать.
Накануне был мастер-класс Шалвы. Он назывался "Загляните в семейный альбом".
Представьте себе зал, в котором сидят 500 учителей. На сцене стоит невысокий, худощавый, седой человек. Это Шалва, как его между собой называют все. И нет здесь фамильярности, нет уничижения, есть безмерное уважение к этому мудрецу, который просто взял, да и обнажил душу, рассказав нам о погибшем на фронте отце, о мудрости своей мамы, так и не вышедшей больше замуж и до самого конца не поверившей в гибель мужа. Он рассказывал и показывал фотографии своего деда и своей бабушки, сказав, что они и были тем бездонным колодцем, из которого можно черпать мудрость и любовь, и, наконец, на экране появилась она.
История любви, рассказанная просто, без прикрас, с юмором, и история смерти... Он говорил и говорил, а зал плакал. Он рассказывал о проводах своей жены, соратницы, коллеги, учителя, в вечность, просто, без патетики и какого-то трагизма и было в этом рассказе всё: горечь утраты, боль, страдание... Но нас всех поразили даже не его слова... Мужество и принятие неизбежности ухода, служение до самого конца, решение похоронить любимую прямо там, в усадьбе, умение собраться и жить, жить и понимать, что возврата нет и не будет... "Я живу секундами." – сказал он.
Шалве Александровичу исполнилось 8 марта 85 лет. Секундами, друзья! Но каждая секунда наполнена великим смыслом: очень много нужно сделать для ДЕТСТВА, которое сейчас под страшной угрозой. Защитить от взрослых нужно это детство! От взрослых, которые несут боль и разрушение как телесное, так и духовное.

Он обратился к учителям, сидящим в зале: "Вы должны стать учителями от Б-га, друзья мои! И если кто-то будет смеяться над этим - пусть себе смеётся, а вы всё-равно говорите: я учитель от Б-га! Нельзя других учителей подпускать к детям: вредно это! Бесчеловечно это! И если вы ещё не являетесь такими учителями - станьте ими! Но для этого вам нужно вобрать в себя море Света! Где его брать? В своей душе, в Гуманной педагогике, в своём Сердце. Там так много этого Света, что хватит его на всех детей, только нужно захотеть и научиться его отдавать..."
Конечно, я не дословно пересказываю то, о чём говорил Шалва, но я передаю вам его мысли! А его служение в том и заключается, чтобы научить нас, учителей, любить свою профессию, привнеся в неё то лучшее, что в нас заложено природой...
Мне важно было рассказать вам это, друзья, чтобы вы поняли, для чего мы здесь, в Грузии, в том самом месте, где зарождалась удивительная наука Гуманная педагогика, открывающая в детях их Б-жественное начало и жизненное предназначение...

7 часов 45 минут. Подлетаем к Киеву. У нас, на втором небе уже солнце! Домой!!!