Литературная Система 3. 14. Эллипсис

Андрей Тигр
Эллипсис – сокращение, пропуск слов, легко восстанавливаемых по смыслу в предложении.

Примеры из инета как обычно:
Не тут-то [было] . Море не горит (Крылов)
Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (Твардовский) .
Татьяна ах! , а он реветь (Пушкин)
Крыша - небо, хата - ель, Корни жмут под ребра. (Твардовский)
Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку, та - бежать и вприпрыжку под кровать! (Чуковский)

Очень полезная штука, чтоб сделать текст более ёмким.
Когда пишем без эллипсиса, то пишем всё.
А с эллипсисом – не всё. Пропускаем часть. Такой вот пример.
Чаще всего пропускается глагол, что придаёт высказыванию динамичность, приближает его интонацию к интонации непосредственной, живой речи. Предложение, в котором использован эллипсис, является неполным.

Попробую отэллипсисить что-нить. Источник - Данияр Сугралинов – «Кирпичи». Препарирую несколько предложений.
Сначала Костя ходил весь такой влюбленный, что ему было не до проекта.
Если пропустить глагол, то получится вот что:
Сначала Костя – весь влюблённый, не до проекта.
В целом – смысл сохранился, однако, эмоциональный окрас поменялся. Менее саркастично, более пафосно и ритмично вышло. Даже не знаю… попробую ещё что-нить:
Лида направилась к выходу. Костя, не скрывая ликования, направился за ней.
Пропустим сказуемое:
Лида – к выходу. Костя, не скрывая ликования – за ней.
А вот тут получше. Пропуск не повлиял на смысл и экспрессию. Сделал текст более емким. Думаю, приём работает не всегда. Применять его нужно в те моменты, когда единственное воздействие пропуска слова – создание более ёмкого текста. Смысл и эмоциональный окрас текста меняться при этом не должны.

Сам по себе приём применять просто, если есть возможность. Пропускаем сказуемое или что-нить ещё при условии, что не меняется смысл фразы и фраза передаёт ту же эмоцию, которую мы хотели передать изначально.
Есть возможность потренировать применение приёма. Берём любую вещь, вчитываемся и пихаем эллипсис везде, где только можем. Предложений, куда его можно запихнуть не так много. Но нельзя сказать, что приём редкий, как аллегория, бессоюзие, именительный темы или оксюморон. Хороший приём.