Образ Хоакина Терразаса

Юрий Дым 61
Вариант с картинками здесь: https://vk.com/club87908871


                Хоакин Терразас.

Родился 16 апреля 1829 года в г. Чиуауа, Мексика.
Умер 8 октября 1901 года в  г.Чиуауа, Мексика, в возрасте 72 года. 
Женат 12 ноября 1851 года на Марии Розе Тилана  Энрикес  Молина (Розалия Энрикес Молина), (родилась  10 октября 1833 года в Алдама, Чиуауа).
Второй брак с Анной Терразас.

Имел детей:

Игнасио Терразас Энрикес (женат на Росарио Терразас  Вильянуэва)
Сабино Террасас Энрикес  (женат на Рамоне Фернандес)
Мария Долорес Терразас  Энрикес (1862)
Хосе Фернандо  Паскуаль  де  Хесус Терразас  Энрикес  (1864) (женат на Ане Терразас).

              Книга крещения приходской церкви
    Сан-Франциско-де-Нуэстра-Сеньора-де-Регла, г.Чиуауа, штат Чиуауа.
      (San Francisco de Nuestra Senora de Regla, Chihuahua, Chih.)

      Хосе Хоакин де Хесус  Мариа Луис  Гонзага. (18 апреля 1829 г.)
            (Josе Joaquin de Jesus Maria Luis Gonzaga). 

« Дон Антонио Сиприано де Иригойен с моей лицензией в этой святой приходской церкви Сан-Франциско и правилом Богоматери Чиуауа торжественно крестил Хосе Хоакина де Хесуса Марию Луис Гонзага, которому исполнилось два дня, законного сына   дона  Хосе Игнасио Терразаса и  доньи  Сильберии Кесада, бабушкой и дедушкой по отцовской линии Д. Роке Терразаса и доньи  Долорес Анчондо,  матери Д. Хосе Кесада и  доньи  Антонии  Оливас,   крестные родители  дон  Мануэль  Санчес  Алдана и  донья  М.  Гертрудис Терразас.     Подписано мной. Хосе Мигель Салас»
 

     Книга  регистрации  смерти/ семейного положения / г. Чиуауа, Chih.

«№ 1013 Взрослый. Joaqu;n Terrazas.
Номер 1013. В городе Чиуауа в половине двенадцатого утра 8 октября 1901 года,  передо мной,  Эдуардо  Дельхеменн, судьей по гражданским делам, появился гражданин Франсиско Молинар, уроженец этой столицы, 48 лет, женатый домовладелец,  проживает в Пасео Боливар; и представил справку, подписанную доктором  Луисом де ла Гарса  Карденасом, в которой говорится, что гражданин Хоакин Терразас умер от периэнцефалита. (воспаление мозга).   Он же уточнил,    что смерть произошла на Авенида  Зарко, сегодня в 8 часов утра, и что покойный был родом из  Labor de Dolores  этого муниципалитета, ему 72 года, женат  второй раз…   из-за этого  сеньора  Ана Терразас осталась вдовой, оставив от первого брака мужа двух сыновей по имени Сабино и Игнасио…    Представлены  свидетелями смерти граждане Хулио С. Яурриета и Матиас Р. Йерро, взрослые, работники,  живут на 4-й улице; утверждают, что не является родственниками умершего, прощание с которым будет проведено в patio del Panteon de la Regla.  Прочитав этот документ, они выразили согласие и подписали  документ. Я даю веру».



                Из книги Сильвестре Терразаса 

«Apuntes historicos : algo acerca de los primeros pobladores de Chihuahua, y la accion de la iglesia Catolica hacia los mismos»


Во вторник, 8 октября, сеньор  полковник  дон Хоакин Терразас  прекратил свое  земное существование  в Чиуауа.  Если бы он был  большим   человеком, то возможно, газета «Эль-Хогар»   позаботилась бы о том, чтобы  посвятить  его памяти побольше печатных строк…   Но это герой, которого игнорируют, человек, которого не так  хорошо знали, как следовало бы, за пределами штата  Чиуауа, несмотря на его многочисленные заслуги.  Но потому, что для дорогих благовоний  всегда  найдутся более могущественные  и известные мертвецы, которым отдадут дань уважения должным образом.
 
Однажды,  сеньор Терразас  де К. Хуарес  отправился в  г. Чиуауа на поезде  Мексиканского Центрального федерального округа,    в сопровождении  сеньориты  и ребенка. Он  вспоминал былое,   глядя  на  сьерры, которые находились  по обе стороны дороги, и  был погружен в глубокие мысли.    Этот  человек  бывал во всех этих горах, он знал их со всех сторон, все самые  скрытные  их уголки и ущелья.  Он много раз  путешествовал  и по этим засушливым пустыням,  верхом на лошади,  преследуя   враждебных апачей.  Сколько славных воспоминаний  нахлынуло на него от вида    этих сьерр,  этих равнин! Сколько подвигов, сколько героических фактов,  игнорируемых  широкой публикой, прошло  через  воображение этого человека, при виде окружающего пейзажа? Суровым  и пытливым  взглядом  ветерана,  он наблюдал, как на склонах этих гор  следопыты  выискивают затаившихся  врагов,  по только им   заметным  следам и признакам, означающим присутствие варваров.   Казалось, что он что-то выискивал на склонах,    и его глаза, привыкшие  смотреть под  ярким   солнцем  и  под открытым небом, теперь сужались и он  хмурил  брови, как будто слабый свет, проникающий через  окно вагона, причинял им боль.  Из-за  проезда   ребенка,  возникла небольшая проблема с машинистом, который потребовал оплатить билет наличными. Еще одно доказательство того, что этот человек был неизвестен, и жил как инкогнито! Если в то время и был поезд, который пересекал эти огромные равнины, то это было связано не с чем иным, как с этим  самым человеком, которому предъявили претензию на детский билет! Нам бы хотелось, чтобы этот почтенный старик носил табличку (на лбу) с надписью: «Я Хоакин Терразас. Я провел свою жизнь, открывая путь к цивилизации. Поэтому здесь и  есть железная  дорога».
Но это был  ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ, из числа   тех, что  уходят в могилу без лишнего шума,  в то время как  памятники возносят и людям, с намного меньшими  заслугами!   Газета Чиуауа приводит следующие факты  его жизни: «Жертва  продолжительной болезни, он умер в прошлый вторник в католической, апостольской, римской церкви, которой он всегда был верным сыном, сеньором полковником доном Хоакином Терразасом, который провел большую часть своей жизни, сражаясь с апачами,  которые в  недавнем прошлом  держали в  терроре многие основные населенные пункты штата  Чиуауа. Можно сказать, что эта серия кампаний, проведенных  с большим успехом,  и принесла ему титул «бича индейцев». Он начал свою   карьеру в возрасте 23 лет, и до своей смерти,  имел 49 лет  службы,  и помимо войн с индейцами, участвовал в гражданских войнах,  рядом с заслуженным генералом доном Эстебаном Коронадо.  При помощи эффективной поддержки жителей  Сан-Андрес - его знаменитых рифьерос, как он их называл (sus famosos rifieros), и   радикально- прогрессивных взглядов тогдашнего губернатора штата, генерала дона Луиса Терразаса, направленных на то, чтобы  избавить  государство от самого великого  бедствия – апачей, вы  можете    убедиться сами, что прогресс Чиуауа  датируется истреблением этого варварского элемента,   после последней кампании в Трес-Кастильос, в 1880 году, когда  знаменитый индеец  Викторио был оставлен на поле боя, как и многие другие…»   
«Эль Хогар» соглашается посвятить эти строки памяти  сеньору   полковнику дону  Хоакину Терразасу  и желает, чтобы память о победителе Трес-Кастильос  всегда была жива. 
(«El Hogar»,  Vol III, n;m. 11, Nov. de 1901.)



                Семья   Терразас - Криль.

Основатель  клана - Луис Терразас (1829-1923 гг. Luis Terrazas, born Jose Luis Gonzaga Jesus Daniel Terrazas Fuentes).  Прожил почти девяносто четыре года . Солдат, политик, бизнесмен. Доверенное лицо президента Бенито Хуареса.  Свидетель нескольких исторических эпох Мексики. Был женат на девушке ирландского происхождения из состоятельной семьи. Вместе с Хоакином Терразасом   принимал участие в некоторых военных акциях штата, включая экспедиции против апачей.    Луис Терразас известен своей знаменитой фразой - "Я не из Чиуауа. Чиуауа - это я", и личным противостоянием с Панчо Вилья,  с которым умер  в один год(1923).
Хоакин Терразас (16 апреля 1829 г. - 8 окт. 1901г. Joaquin Terrazas Quezada) -двоюродный брат Луиса Терразаса.  Родился в районе Долорес, на юго-западе г.Чиуауа, сын дона Игнасио Терразас и доньи Сильверии Кесада. Полковник, известный в военных акциях против противников президента Бенито Хуареса, в экспедициях против французских оккупантов и особенно - как неутомимый участник походов против апачей, откуда получил прозвище "бич индейцев". О его жизни известно немного -  в отличие от своего родственника, он, по некоторым сведениям, с двадцати лет целиком посвятил себя военной карьере и военному делу. Именно в 20 лет у него умирает отец , и всю заботу о семье он берёт на себя.    В 1851 году он женится на Розалии Энрикес  (фото ниже), затем начинает военную карьеру и вступает в борьбу с апачами.  Историки Чиуауа утверждают, что Хоакин Терразас - "забытый" герой Севера, несмотря на то, что участникам битвы при Трес-Кастильос в 1910 году, через тридцать лет после битвы, в г.Чиуауа был поставлен памятник.  Судя по недавним публикациям, в последние годы Хоакину Терразасу в Чиуауа возвращают должную память.

 Клан Терразас  на протяжении трех десятков лет был полновластным хозяином северного штата Чиуауа. Его угодья (около 5 миллионов гектар) превосходили по территории Коста-Рику. Начинал Терразас, подобно большинству помещиков новой формации, как генерал республиканской армии в годы борьбы с консерваторами, а позднее – с французской интервенцией. Военные навыки Терразас приобрел, организуя борьбу с апачами. В 1860 году Хуарес сделал его губернатором Чиуауа, и Терразас  стал быстро скупать церковные земли, а также «пустующие» государственные угодья и конфискованные земли разбитых сторонников Максимилиана. Цены за все это Терразас  платил смешные. Богатства добавила и удачная женитьба на представительнице одного из крупнейших «старых» помещичьих  кланов Чиуауа. В 1876 году Терразас не поддержал путч Диаса, и тот на время лишил Терразаса губернаторского поста. Однако к тому времени клану Терразасов принадлежал почти весь штат, и даже Диас был вынужден с этим считаться. С согласия президента Терразас стал членом Конгресса, а в 1903 году снова пересел в губернаторское кресло Чиуауа. Через год престарелого главу клана сменил его зять Энрике Криль. Незадого до революции губернатором стал сын Терразаса Альберто (у него было 600 тысяч акров земли). С 1860-го по 1910 год представители клана Терразасов занимали пост губернатора штата Чиуауа в общей сложности 25 лет. В 1909-1911 годах из 30 депутатов парламента Чиуауа (законодательные органы штатов избирались на два года) родственные связи с семьей Терразаса имели девять человек, а остальные были бизнес-партнерами клана. Со временем Терразас и Криль завладели крупнейшим банком штата, продолжая при этом заниматься и традиционным скотоводством. Поглотив всех конкурентов, банк Терразаса стал в начале XX века крупнейшим в Мексике. В Чиуауа Терразасам принадлежали железные дороги и рестораны, мельницы и телефонные линии. Криль тесно сблизился с «сьентификос» и с их помощью стал в 1908 году председателем нефтедобывающей компании «Эль Агила», той самой, в правлении которой сидел сын президента. Криль был владельцем гасиенд общей площадью 1,7 миллиона акров. Не забывал классический помещичий бизнес крупного скотовода и сам Терразас. Перед революцией ему принадлежало 500 тысяч голов крупного рогатого скота, 225 тысяч овец, 25 тысяч лошадей и 5 тысяч мулов. На крупнейшей гасиенде (1,3 миллиона акров) Терразаса работали более 2 тысяч пеонов. Благодаря близости американской границы и росту инвестиций США в штате Чиуауа земли Терразаса с каждым годом росли в цене. Если бы он продал свои угодья перед революцией, то смог бы получить феноменальную по тем временам сумму в 69 миллионов долларов. Пожалуй, Чиуауа в царствование Терразаса был классическим примером олигархизации мексиканской политической системы эры Диаса. Не случайно, что именно этот штат станет одним из основных центров мексиканской революции.


                Из интервью с Маргаритой Терразас.

University of Texas at El Paso,     Institute  of Oral History
10-24-1967
Interview  no. 16 https://digitalcommons.utep.edu/interviews
 Interview with Margarita Terrazas  by Leon C. Metz.

Хоакин Терразас для Маргариты являлся братом её  прабабушки и она его называет дядей. Год  своего рождения не знает, родилась в г.Чиуауа,  где-то «между 1911 и 1928 годами». Отец  её был гражданином  Мексики и прямым потомком  первого из Терразасов, прибывшего на континент.   Рассказывая историю семьи, она говорит о том, что первый голубоглазый Терразас  прибыл  в Мексику вместе с Кортесом, а также, что одним их хроникеров похода тоже был Терразас, звали его Франсиско. Затем она говорит о земельных законах, приобретениях и продажах их семьи.  В смутные времена продажа земель обосновывалась тем, что частые набеги апачей никак не давали двигаться прогрессу. Много говорит и про Луиса Терразаса, называя его хорошим воином и политиком.  Касаясь темы вождя Викторио, особо подчеркивает, что тот не был чистым индейцем, а был белым человеком, которого в детстве взяли в плен «прямо здесь, очень близко от Сан-Антонио, в поселении Хуарес. Вот там он и родился. Его воспитывали в племени, как апача, а уже будучи взрослым, он навещал свою мать. Индейцы никогда не трогали их имущество, не нападали на них.  У моего дяди тоже проводниками были индейцы, когда он выследил Викторио и разбил его. Детей, которых он привез в Чиуауа, распределили между частными семьями и их воспитывали либо как своих детей, либо они выполняли  роль прислуги. Многие их потомки и сейчас носят фамилию Терразас».  Далее она говорит, что амулет, снятый с трупа Викторио ( ожерелье), до сих пор хранится в их семье. Также, упоминает и о том, что после его смерти  промышленный прогресс  в штате резко пошел вверх. О Хоакине Терразасе говорит, что он был более удачным воином, чем Луис Терразас, а генерала после 30-ти лет службы ему не дали только потому, что Луис был генералом.  Также говорит о том, что уже  будучи стариком, Хоакин написал книгу о своих приключениях, но Луис не  разрешил  её  публиковать.  Братьями Эскобар были позже опубликованы его мемуары, а сейчас (1967г) один из её двоюродных братьев Филиберто, адвокат в Хуаресе, тоже пишет о нем книгу. По её словам, имя «забытого героя Чиуауа» возвращается.


  Из книги Филиберто Терразаса «Война апачей в Мексике» (Ветер Октября).


… След генеалогического древа  семьи  Терразас   начинается с   пересечения   Атлантики завоевателем  Франсиско де Терразас, на  одном  корабле с  Эрнаном  Кортесом, а конечным пунктом похода было сердце Ацтекской империи, город  Теночтитлан…
..По  преданиям, когда трещали дрова в костре под Куаутемоком, один из иберийских солдат - Франциско де Терразас - упрекал капитана за недостойное отношение к ацтекскому императору, после чего  Кортес приостановил безуспешные  пытки. Именно этот важный отрывок, несомненно, даёт нам формулу истинного благородства духа, который просочился в светскую генетику линии Терразас, из которой позже и появился Дон Хоакин. Этот Франсиско де Терразас, спутник Эрнана  Кортеса, первый мэр Мехико и «уважаемый человек» по хронике Берналя  Диас дель Кастильо ( его книга есть на рус. яз),  являлся  самым удаленным предком будущего могущественного клана. Кроме прочего, был он еще и поэтом. Имел двоих детей: дочь Francisca de San Gregorio и сына Xavier- Ксавье, чьи потомки после нескольких лет проживания в Оахаке, начали своё передвижение/эмиграцию  на Север, в  земли диких племён. В колонии Villa de San Felipe del Real мы находим следы дона Лукаса Терразас, крупного скотовода и одного из основателей колонии. Двое его сыновей-близнецов, Мигель и Роке, вышли замуж  за   сестер семьи Гваделупе Анчондо.   У обоих братьев была одна пылающая страсть – охота… Их дети, Мануэль и Педро ( оба Терразас  Анчондо), женились: Мануэль на Hip;lita Armend;riz  и Педро на Silveria Quezada. Оба брата вмешивались в политику с молодых  лет, за что подвергались кратковременным арестам. Со становлением характера этих молодых людей, начинается истинная история штата Чихуахуа…
…16 апреля 1829 года,  на ранчо La Labor de Dolores, также называемом La Labor de Terrazas, Хосе Хоакин де Хесус Гонзага Терразас и Кесада (luz  Jos;  Joaqu;n de  Jes;s  Gonzaga Terrazas y Quezada),  появляется на Божий свет.
Однако,  со временем  он оставил только  имя Хоакин Терразас, оставив все остальное лишь в   метриках (свидетельстве о рождении/крещении).  Его отец  Игнасио,  провел все свое мирное существование в сельскохозяйственных работах маленького наследственного поместья,  недалеко от города Чихуахуа.  Его дед Роке, очень похожий на своего сына Игнасио,  был стариком из категории самых экстравагантных фантазеров, оптимистом, любителем пошутить и  больным  двойной страстью, очень понятной в те далёкие  дни: охотой и лошадьми.  С раннего детства  цепкое сознание   Хоакина   начало  населяться не только фантастическими историями деда,   но и историей и географией новорожденного государства. Единственным видом спорта в Чихуахуа  тогда  была охота, а также прогулки  и верховая езда на лошадях. С    малых  лет, в тесной компании с дедом,   начал он открывать для себя новый, необычный и совершенно непонятный    для белого человека мир,   открывавшийся перед его глазами.  Так, верхом и пешком, две одинокие фигуры перемещались по длинным горизонтам пустынь Чиуауа, через воды и горы, в трудном, но бесценном процессе обучения, выковавшем в конечном итоге, легендарный стальной характер Хоакина. С раннего утра они седлали своих  лошадей  и по благословению доньи Сильверии покидали  La Labor de Dolores, обычно направляясь на запад в близлежащие горы Лас-Уэртас, Эль-Перико, Сьерра-Азул, Пиларес ,  Las Rusias и так далее… 
Хоакин привык к одиночеству на равнинах и в горах Чихуахуа. Его разум привык к спонтанному развитию мыслей и одновременно,  в его необыкновенной памяти дотошно фиксировались все дороги, горы, реки и прочие географические объекты труднопроходимой и совершенно дикой местности.  В итоге, если бы ему дали камень, то он смог бы определенно точно сказать, в каком именно месте тот был подобран. Также, он изучал  все  премудрости охоты, начиная с ухода за лошадьми, седлания, корма и способов езды на разного рода ландшафте, чтобы животное чувствовало себя комфортно и не переутомлялось. Не боялось звука выстрела и умело ожидать хозяина в определенном месте, до его возвращения. Подчинялось движению, следуя малейшему прикосновению, даже если всадник не использует шпоры, ибо умному коню шпоры совершенно ни к чему...  Успех охоты, однако,  далеко не всегда зависел лишь от одного удачного выстрела, но в большей степени - от знания повадок различных животных и их следов...  Дневные походы с дедом часто завершались ночным костром, у которого дон Роке  рассказывал не только фантастически-нереальные   истории  из жизни охотников и первопроходцев, но и внушал Хоакину  понятия о наивысшей опасности Чихуахуа- апачах.
Вопреки бытующему в те времена мнению,   лично он считал, что апач не убивал только ради того,  чтобы убить, хотя  мог ограбить из-за голода, либо убить при самозащите и возмездии.  В связи с этим, он  поведал Хоакину   одну историю про себя, когда он заблудился когда-то давно в сьерре на  территории апачей и вдруг ощутил, что  они за ним  наблюдают,  то он не стал делать лишних  движений, побуждающих к побегу, а дождался рассвета и  опустился на колени, чтобы поклониться солнцу и Taajо – богу  апачей.  После этого,   его наблюдатели появились и   он отдал им   муку, кофе и бутылку сотола.  Затем   апачи, обсудив между собой ситуацию, вывели его из незнакомой сьерры и показали  дорогу  назад, домой…