Родимая Глава 14

Анна Колбасова
  Печаль матери
             
На следующий день бабушка объявила: Сегодня, внученька, идем с тобой копать кукушник.

 Идти далеко, так ты одень старенькие сандалии, чтобы не набить мозоли на ножках.

 Положив в корзинку снедь, бабушка взяла лопату, закрыла хату на замок, и мы  пошли по-над рекой, на место обитания кукушника.

 Шли, как мне показалось, очень долго, затем свернули к небольшому болоту.

 Бабушка остановилась, поставила на землю корзинку, рядом воткнула в землю лопату.

 – Ну, вот мы и пришли,- сказала она. Вокруг росли красивые цветы с очень приятным запахом.

- Бабушка, я еще не видела таких красивых цветов!

 Они не только красивые, внученька, но и лечебные.

 Они есть мужские и женские.
 
А как их различать, отделять мужской и женский корень?

- Но по цветку и  мне трудно отличить, а вот корне - клубни у них разные.

 Мужские корни -  округло-яйцевидные, а женские -  как кисть руки женщины, с тонкими пальчиками.

 Бабушка стала копать -  попадались все с пальчиками.

 - Значит, нам надо будет идти к лесу, там найдем мужские корни. Накопав женских клубней, мы пошли  искать мужские.

 Бродили много, пока бабушка не обнаружила кукушник с округло-яйцевидными клубнями.

-Чем они отличаются, ведь название у них одинаковое?- заинтересовалась я.

- Название одинаковое, а лечат заболевания разные.

 Вот, например: женский кукушник лечит суставы, ставит на ноги человека после тяжелых болезней, в пожилом возрасте приносит пользу, а мужской -  большую пользу приносит тем, у кого больные почки, мочевой пузырь.

Во время войны,- продолжала рассказывать бабушка,- очень много кукушник принес пользы,  врачи давали  его больным и  раненым  для их полного выздоровления.

Хорошо помогает людям, которые обезножили при параличе, дают настой и легочникам. Настой  кукушника похож на кисель.

 Когда у меня самой болели во время войны ноги,  я брала корешок из пальчиков, разжевывала его и сосала, как конфету, и ноги перестали  болеть.

 Но давай собираться. Сейчас помоем в реке руки, немножко поедим и пойдем, надо вернуться нам засветло, а то курочки сядут на насест голодными.

 Наконец мы дома, и только сейчас я обнаружила волдырь на пальце ноги: все - таки старенькие сандалии не спасли мои пальчики.

 Вечером мы с бабушкой сели перебирать клубни, от которых шел сильный запах.

 - Это они так пахнут, пока сырые,- пояснила мне бабушка,- а когда высыхают, запах исчезает. Их можно употреблять и сырыми, и сухими.

 После того, как мы все перебрали, бабушка помыла клубни, подождала, пока с них стекла вода, взяла большую иглу и начала их нанизывать на нитку.

  Получались ожерелья,  которые по окончании работы она вынесла и развесила под стрехой хаты для просушки.
               
На ужин бабушка запекла в печи тыкву, начинив ее рисом и черносливом.

Дав ей остыть, она отрезала по куску, мы ели ее, запивая узваром.

 Поев и собрав все со стола, бабушка сказала: Ну не будем палить керосин, давай укладываться.

Во дворе залаяла собака, да так громко, даже с подвыванием.

 На улице было холодно и промозгло после сильного ливня.

 Выходить не очень хотелось, и все же бабушка, надев на ноги калоши, а сверху набросив на плечи плюшку, пошла, посмотреть  на кого же, так собака надрывается.

 Во дворе - никого, она открыла калитку, а там, вся продрогшая, в легкой одежде и босиком, сидела старушка.

Бабушка позвала ее в хату, та зашла и примостилась на краешек лавки.

-Она, внученька, не в себе, ты ее не бойся. Принеси из сенцев тазик!

Я принесла цинковый тазик.

 Бабушка налила в него из чугуна теплой воды, поднесла его к старушке и велела, чтобы та опустила в него ноги.

 Вымыв ей ноги, вытерла их насухо тряпицей и надела свои шерстяные носки.

 Плечи ее укутала шерстяным полушалком.

 Подкинув в печь сухих дров, вскипятила в чугунке воду, кинула в нее травки, настояла и дала выпить старушке.

 Та, без слов и участия, делала все, что ей говорила бабушка.

 Напоив травяным чаем, бабушка уложила ее спать на топчан.

 Мы тоже отправились спать, но перед этим бабушка постояла перед иконами и помолилась о чем-то, обращаясь к Ангелу Хранителю.

Утром, при дневном свете, бабушка моя узнала в этой худенькой сгорбленной седой старушке школьную учительницу Лукерью Ивановну.

 Во время войны школа была оборудована под военный госпиталь.

У Лукерьи Ивановны было три сына: Степан, Петро и Иван.

Последним на фронт ушел младшенький Иван. Все трое не вернулись домой: две похоронки, а на Ивана -  извещение, что без вести пропал.

Люди не сразу заметили, когда из цветущей красивой женщины, Лукерья Ивановна превратилась в сгорбленную старушку и лишилась разума.

 Она долгое время не выходила из дома, пищу приносили сердобольные соседи да бывшие ее ученицы.

В этот вечер ей показалось, что ее сыновья пришли к ней и зовут с собой.

 Она пыталась к ним подойти ближе, а они от нее удалялись и удалялись, пока не исчезли в ночи.

 Так она с одного конца станицы пришла на другой, раздетая и босая.

-Да, плохи дела,- сожалела моя бабушка,- надо ей серьезно лечиться, время упущено много.

 Она налила в чашку остуженных галушек, а в узвар добавила настой трав.

 Лукерья Ивановна покушала, попила узвара и через какое-то время уснула.

Где-то к обеду приехал на линейке внук Лукерьи Ивановны, сын старшего, Степана.

 -Всю станицу объездил,- говорил он, - нигде никто ее не видел.

- Но она к нам пришла по темному,- пояснила бабушка,- вот и не видели ее люди.

- Это уже последняя из проверенных мною улиц,- сказал паренек.

- У меня она, сейчас спит,- сказала бабушка,- но ты ее, внучек, оставь: совсем плоха она на разум, ее надо полечить, а то так и до беды недолго.

 Пошла бы к реке, утонула, никто и не знал бы.

-Мы с мамой давно заметили, что бабушка стала ходить, как потерянная, все время что-нибудь брала в руки и перекладывала, переставляла, при этом глаза у нее были пустыми, а когда с ней заговаривали, она отвечала, что готовится к приезду детей.

 А потом на глазах стала белой, аж страшно было: моя бабушка - и совсем седая!

- Но что же, внучек, долго еще горе будет преследовать вдов и матерей, многие из них после пережитого стали не в разуме.

 Будем лечить твою бабушку, оставь ее у меня.

- Мы у врача ее лечили, ей выписали какие-то капли, мы ей давали, но результата никакого.

- Пусть она у меня поживет под присмотром, когда тебе приехать, я передам оказией.

Лукерья Ивановна проспала до вечера, когда проснулась, бабушка попоила ее протертым сиропом из шиповника.

 Она села на топчане, свесив ноги, и вдруг ясным, чистым голосом сказала: Я помню ваших сыновей, особенно Алешу, таким уважительным был пареньком!

-Алеша ко мне часто приезжает, повидаешься с ним, а это его дочка, моя внучка.

- А у меня внучек нет, только внуки. А вот у Ванечки -  никого, не успел отлюбить свое, убила война...

 Бабушка быстро сменила тему, предложив Лукерье Ивановне настой из трав, после которых та снова уснула, как провалилась, в глубокий сон.

Лукерья Ивановна проспала почти до обеда, бабушка ее не будила.

 В это время она сходила в конец улицы, где люди держали козочку.

 Когда бабушка объяснила, зачем ей понадобилось козье молоко, хозяева дали молоко, не взяв с бабушки деньги.

Она налила молоко в глиняную макитру, поставила в печь и притомила его, а когда Лукерья Ивановна проснулась, предложила его выпить все, без остатка.

 Лукерья Ивановна взяла макитру и медленно, буквально давясь им на каждом глотке, выпила все, до донышка.

-Вся болезнь у тебя в горле, у тебя поврежден нерв,- пояснила ей бабушка.

- Ты должна отпустить мысленно своих детей, не плакать по ним, ни скучать.

 Так было Богу угодно, чтобы они защищали тебя, меня, твоих внуков, они погибли не зря, ведь мы с тобой живы остались.

 Мой Петя тоже вот не пришел с войны, а я живу и помогаю людям.

 Тебе тоже надо жить, идти в школу и учить детишек. Мне говорили, что некому учить ребятишек, война погубила учителей, так ты учи детей за себя, за своих сынов и за погибших учителей.

 Ты подумай, Лукерья Ивановна, ведь вполовину моложе меня, а выглядишь глубокой старухой.

 Лукерья Ивановна слушала, склонив голову на грудь.

 Я подошла и прислонилась к ней, она обняла меня и прижала к себе.

- Да я уже, наверное, и не смогу учить детей, за время войны, всего пережитого многое забыла.

 – Ничего,- сказала бабушка,- ты человек грамотный, вспомнишь, память у тебя восстановится, ты только не впадай в уныние - это большой грех перед Богом.

Пробыла Лукерья Ивановна у бабушки две недели, ходить стала ровно, не горбясь, не сутулясь, руки ее уже не дрожали.

 Кушать стала хорошо, с аппетитом.

Продолжала пить настои, приготовленные бабушкой, которая меняла их каждые три дня, добавляя новые травы и коренья.

Лукерья Ивановна стала каждое утро заплетать и укладывать свои волосы на затылке, как и в прежние времена, следить за своей опрятностью.

- Но вот и хорошо, кажется, Лукерья Ивановна, ты возвращаешься к жизни.

Помни, ты не одна, у тебя есть внуки.

 И от старшего сына Степана, и от среднего сына Петра, живи ради них, помогай, учи, чтобы стали грамотными людьми, не то, что мои дети и внуки: детям помешала стать грамотными Гражданская война, внукам - Отечественная, так и остались самоучками.

-Евдокия Ивановна, завтра я пойду домой, сколько мне у вас жить?

- Не спеши, уйдешь, когда я скажу, а пока лечись, пей и ешь все, что я тебе буду готовить, ходи с моей внучкой к реке,  она тебя научит на воду смотреть и получать от нее благодать.

Каждый день после обеда я водила Лукерью Ивановну к реке, мы смотрели на перекаты, туда, где вода поднималась и пенилась, а потом падала вниз, продолжая свой путь к морю.

 Насмотревшись на воду, возвращались домой.

 Покушав, Лукерья Ивановна сразу ложилась на топчан и тут же засыпала крепким, спокойным сном  до утра.

Через несколько дней бабушка вызвала внука Лукерьи Ивановны.

  Тот так был рад видимой перемене в облике бабушки и ее поведении, что не сдержался и крепко прижал ее к себе.

- Поехали,  бабушка скорее домой  мы вас так ждали, мама выбелила вашу комнату, все перестирала, вымыла полы, вы, наверное,  и не узнаете свое жилище!

 Родственники пришли, дожидаются вас,- радостно говорил он.

- Вы только сразу не переутомляйте на радостях свою бабушку, дайте ей вначале отдохнуть.

 Собравшись, Лукерья Ивановна с внуком поблагодарили мою бабушку за помощь и уехали.

Осенью Лукерья Ивановна начала учебный год в своей школе, где до этого про-работала двадцать лет.

 Ко Дню Победы ученики из школы принесли моей бабушке цветы и красивую открытку с поздравлением, подписанную Лукерьей Ивановной.

 Там было написано:  Хорошему Человеку. Эту открытку мне подарила бабушка, а я ее хранила всю жизнь в своей шкатулке, сделанной руками моего отца.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ