Одноклассники. Толик с набережной

Леонид Хандурин
   Это выпускная фотография. Но на ней нет многих ребят, которые учились с нами на протяжении десяти лет. И я этим воспользуюсь. Перекладываю фотографии из архива. Стоп. Вот фотография, на которой я вижу Толика Толстокорого. Мы учились с ним с четвёртого класса. После седьмого класса Толик пошёл работать на электростанцию и перешёл учиться в школу рабочей молодёжи.

   С Толиком мы впервые познакомились, как и большинство мальчишек, в драке, хотя учились в одном классе.

   Я только приехал в посёлок и в первые дни сентября ещё никого не знал, когда шёл в школу присоединился к группе ребят моего возраста. Сначала на меня не обращали внимания, но затем среди этих ребят, знакомых между собой, началась потасовка и кто-то задел меня портфелем и я ответил. Но тут выяснилось, что я «чужой» и все начали нападать на меня. Но мы уже входили во двор школы, где дежурил учитель и это меня спасло.

   После уроков меня уже поджидали несколько человек и решили всё-таки проучить чужака. Но у меня портфель оказался тяжелее и размахивал я им интенсивнее. Да ещё Толику Толстокорому я нечаянно попал по носу. Я этого не знал, так как спасался бегством.

   Но для меня было неожиданным, когда вечером к моим родителям пришли родители Толика вместе с ним и продемонстрировали его разбитый нос. Мне тут же досталось затрещин, а после их ухода досталось ещё, отец у меня был скор на расправу. А тут ещё, не успел придти в новую школу и так себя проявил.

   Но назавтра мы встретились с Толиком в классе и уже в другой потасовке, оказались по одну сторону борьбы. Так и помирились. И после этого уже больше не ссорились.

   Толик жил почти у самой реки и мы, когда шли на реку или в лес в сторону Донца, всегда проходили мимо его дома, поэтому часто встречались. Была в классе у нас компания, которой мы часто ходили в лес или купаться на речку. Вот на этой фотографии почти вся наша компания того времени.

   До 6-го класса круг наших интересов был с одной стороны однообразен, а с другой стороны — интересен. С утра школа, когда учились в первую смену, после школы игры и учим уроки, а уже к вечеру идём в кино или в библиотеку. И поздно вечером, если попалась интересная книга, то читаем до полуночи или до тех пор, пока родители не заставят укладываться спать. А на следующий день в разных вариантах примерно то же самое.

   Учился Толик, как и большинство из нас, нормально, кроме пятёрок по физкультуре и поведению, высшими оценками были четвёрки, которых было тоже не очень много. Но зато двоек не было совсем. Это для учителей считалось «средний ученик». Они нас журили, но на родительских собраниях и не ругали.

   В то же время, Толик был очень общительным парнем и хорошим организатором. Это можно подтвердить и тем фактом, что уже значительно позже я неоднократнo встречал инфориацию об Анатолии в сети Интернета, в том числе и на Доске почёта Укратомстроя.

   На 50-летие, в 2008 году Анатолий организовал празднование выпуска в нашей, Эсхаровской средней школе, и собрал довольно много наших выпускников со всех параллельных классов нашего выпуска (1958). Это с учётом того, что завершал обучение Толик уже в школе рабочей молодёжи. Повеселились наши тогда здорово. И для того, чтобы организовать почти 70-летних выпускников, надо иметь уникальные организаторские способности. Поэтому, я считаю, что Анатолий должен быть на нашей общей фотографии. Тем более, что на фотографиях предыдущих классов Толик везде есть.

   Летом 2012 года я встретил Анатолия с его женой на посёлке и увидел, что он совсем не изменился. Возраст другой, а привычки, взгляд, движения — те же, что и много дет назад.

   Вот так и появился этот рассказ.


     Продолжение темы смотреть здесь: http://proza.ru/2019/09/10/1645   


           Фото из архива автора. На фото, слева направо: Бобельчук Анатолий,
    Анненков Арнольд, Толстокорый Анатолий, Хандурин Леонид, Бирко Владимир,
    Бреславский Валентин, Никитин Николай. .