Зависимость от мнения людей. Грехи и пороки

Свет Софии
Мы мало себе представляем насколько сильно находимся под воздействием окружающих нас людей. Даже у подавляющего большинства тех, кто стремится исполнить Божий Закон, на самом деле, на первом месте стоит совсем не Бог, но люди, их мнение, их участие в жизни. Что больше всего нас выбивает из колеи? Что заставляет бледнеть и краснеть? Что отбирает мир и покой в сердце? Что так воздействует на наши намерения, что их курс часто изменяется на противоположный? Если честно заглянуть в свое сердце, то мы вынуждены будем признать – самый сильный магнит для каждого из нас – это люди! Разве так сильно переживаем мы о том как мы выглядим в Божьих глазах? Разве так боимся огорчить Господа? И для Него разве напрягаем все силы, чтобы угодить? Его ли Воля является для нас приоритетной? К сожалению, это не так.

Конечно, такое отношение к людям никак нельзя назвать любовью, о которой говорил Христос. Любовь освобождает от зависимости, но никак не вызывает ее, потому нашу зависимость от людей можно назвать своим настоящим именем – это страсть. А раз это страсть, то понятно, что причина ее возникновения – это угождение своей самости, своему эго, это стремление получить некую выгоду для себя. Христос же говорил именно о любви, которая противостоит всякой страсти. Если же наше отношение к людям – это больше страсть, то и отношение к Богу у нас не может быть правильным. Ведь как говорит Библия:

«Кто говорит: 'я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин.4:20)

Заповеди Любви, о которых говорил Христос взаимосвязаны между собой – Возлюби Бога, возлюби ближнего, как любишь и себя. Если хоть какая-то составляющая здесь не соответствует истинной любви, то и остальные части никак исполнены быть не могут.

Мы люди – существа коллективные, мы тянемся к себе подобным, потому что чувствуем связь с ними, нам необходим этот взаимообмен, необходима поддержка, необходимо отражение в глазах других.
«Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек – ближнего своего. Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе» (Сир.13:19-20).

Так мы созданы, так устроена наша жизнь, что многие вещи мы не можем совершить без участия в этом других людей. Как бы каждый из нас не считал себя индивидуальностью – он все равно ощущает себя частью человеческого общества, без которого не может себя мыслить, и это так и есть. Мы связаны между собой живыми нитями, соединяющими клеточки Божьего Тела воедино. Эти нити связывают наши души через духовные сердца, и когда наши сердца открыты и свободны – мы ощущаем эту истинную связь. Когда мы раскрываемся навстречу Богу, когда Его Любовь заполняет нас – мы начинаем слышать другие души, между нами, будто электрический ток, вспыхивает настоящее чувство, мы узнаем друг друга и узнаем друг в друге себя. И если б это было всегда так – то все б мы жили в согласии и любви. Только, к сожалению, в реальности все обстоит иначе.

Нам всем не хватает этой любви и понимания других. С тех пор как центр Мироздания человек поставил в себе, он живет, обращенный на самого себя, считая, что мир тоже вертится вокруг него и его интересов, и люди все вокруг также должны жить ради него, должны его любить, поддерживать и понимать. Этими ожиданиями, а часто – требованиями и претензиями, разочарованиями по поводу того, что все не так – наполнена наша жизнь. Из-за обращенности каждого на себя – возникает вакуум между людьми и сквозь него нам не видно и не слышно друг друга как следует. Мы все должны быть связаны через Бога, но поскольку опора вверх слаба, а часто, и отсутствует вообще – создаются горизонтальные связи – конструкция крайне зыбкая, подобная дому на песке в притче Христа. Вместо истинной связи через духовное сердце, возникает ложная взаимосвязь через желания, мысли и волю нижнего «я». Именно эта ложная установка и является основной причиной нашей такой сильной зависимости от окружающих. Барахтаясь в паутине ложных взаимосвязей, люди совершают одну ошибку за другой. Предательства, подавление своей волей воли других, деспотизм, пресмыкательство, человекоугодие и человеконадеяние, измена своим идеалам, обида, зависть, ревность – эти и многие другие грехи сопровождают искажение правильной связи между людьми.

Конечно, в этой жизни нам необходимо иметь твердые опоры, чтобы суметь что-то сделать. Этой опорой может быть только Бог – ведь именно Он основа всего и от Него все исходит. Но, потеряв при грехопадении эту опору, нам не так-то просто ее вернуть, не так-то просто дотянуться до нее, так, чтобы суметь довериться и действительно опереться. Если бы мы убрали все страстные желания, отказались от власти эго, попрали самость, а с ним и страх, неуверенность, сомнения. Если бы отсекли все завязки с миром, где мы страстно хотим что-то иметь. Если бы собрали свою волю в единый луч, направленный к Небу, к Богопознанию, чистоте, к Истине. Если бы освободили свое сердце от всех идолов, от обид и переживаний и раскрыли его в любви к Богу. То нам наверняка удалось бы жить едино с Ним, удалось бы слышать Его Волю, принимать в полноте Его Благодать. И нам не нужны были бы иные опоры, мы бы видели их тщетность. Наполняясь Божьим Светом, мы давали бы ему свободно изливаться на тех, кто в нем нуждается и его ищет.

Но, как видно из наших каждодневных реакций, из будничных ситуаций и, конечно, из более критических, где стоит вопрос жизни или смерти – опереться на Бога нам крайне сложно. И когда нам необходима опора – мы привычно опираемся на свои силы, а также на тех, кто рядом. Но Писание говорит:

«Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения...  Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс.145:3,5).

Потеряв свою настоящую опору, люди всё запутали в своей жизни, обрекли себя на несвободу, на зависимость от всевозможных факторов, которые заставляют платить им большую дань. С момента грехопадения человечество стало искать счастье вне Бога, потому что исток его мыслей, желаний и поступков начал идти от эго, в котором был поставлен центр и смысл всего. Человеку сложно до конца понять и принять, что жить в полноте, быть счастливым, обрести реализацию – он может только исполняя Божью Волю. Искаженному сознанию представляется, что Воля Бога, Его Закон во многом ограничивают нас, не давая получить то, что нам хочется. И потому, человек действует так, будто пытается обмануть строгого родителя – он ищет наслаждения на стороне. Именно этого хочет эго человека и его самость. И это касается не только людей, живущих миром – так происходит и с верующими людьми. Хоть мы и говорим, что всецело доверяем Богу, но реальность показывает, что это не совсем так. Вот один из примеров: девушка встречается с парнем и думает о совместной жизни с ним. Она понимает умом, что нужно бы узнать есть ли на это Божья Воля, но молодой человек ей нравится и внутри она уже заранее не хочет услышать, что такового благословения свыше на это нет. И этим она уже отделяет себя от Бога, потому что создает свой мир, где втайне от Него хочет устроить свое счастье. Но ведь мы понимаем, что своим умом не можем предусмотреть того, что будет, не можем хорошо увидеть что представляет собой какой-то человек, насколько мы можем с ним соединиться. Пройдет время и она увидит, что сама разломала свою жизнь, но в момент эйфории земной любви и страсти, ей кажется, что она лучше знает то, что ей надо – лучше, чем Бог. И так происходит часто и во многих других случаях – нам Божья Воля кажется чем-то внешним, а свои желания – настоящей реальностью, в то время как все обстоит строго наоборот. Как мы принимаем Волю Бога? Всей душой следуем ей или сопротивляемся? Или физически делаем то, что желает Он, но душой – остаемся при своем мнении? Очень часто мы следуем за своими желаниями, а не за высшим импульсом нашего духа, и тем сами запутываем свою жизнь. Пока в нас есть хоть какой-то процент самости – мы будем на этот процент жить отдельно от Божьей Воли.

Пока не восстановлена всецело связь с Богом, для человека его эго – это то же, что он сам, потому он не может этим не жить, не может не бояться потерять себя, и потому раздувает собственную значимость, чтобы иметь необходимую ценность в своих глазах и, конечно, в глазах окружающих. Для чего ему необходимо это чувство собственной ценности? Чтобы иметь вес среди других людей, чтобы компенсировать этим недостаток воли, веры, любви и прочих важных качеств, которые раскрываются только в Боге. А также – недостаток импульса от своего высшего «Я» и недостаток Духа в себе, который необходим, чтобы воплотить в жизнь Божью Волю. И поскольку, значимость эта основана на иллюзии, на обмане – ее приходится постоянно поддерживать, что вызывает множество страхов и страстей.

Каждому человеку необходимо быть уверенным в себе. Как уже говорилось, не имея полного соединения с Богом, человек недополучает импульс уверенности свыше от своего высшего «Я», что дает импульс направления к Истине. Но для того, чтобы нам всегда хорошо слышать его – необходимо полностью отказаться от самости, отвергнуться себя, как говорил Христос. Но самость не желает сдаваться, она зубами цепляется за жизнь и делает все, чтобы не потерять свой удел. А пока она действует – все искажается вокруг. И потому люди пытаются найти необходимую им уверенность во внешнем мире, укрепляя представление о том, что они все делают правильно. Человек так сильно стремится удержать чувство собственной правоты, чтобы заглушить страх, который кричит ему, что на самом деле у него все плохо и все не так. И потому, мы напряженно вглядываемся в лица окружающих людей, пытаясь найти одобрение, боясь увидеть неприятие. Ведь наше положительное представление о себе подпитывается окружающими. Ими же и разрушается.

«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер.17:5-8).

Являясь коллективными существами, мы испытываем потребность в поддержке коллективного поля. Все потому, что мы куда больше ощущаем себя частью человеческого мира, чем частью Бога. Страх быть отверженным людьми преследует многих, заставляя всеми правдами и неправдами добиваться одобрения окружающих. Люди создают группки, компании, а потом – партии и течения, собирая тех, кто поддержит их идеи и действия. Мнение окружающих способно полностью поменять наши планы, отказаться от своих идеалов. Конечно, мы должны чем-то жертвовать, чтобы жить в гармонии с окружающими, но это может быть только то, что относится к сфере нижнего «я». Ведь именно там рождаются страстные движения, которые игнорируют интересы окружающих. Но жертвовать ценностями духовными ни в коем случае нельзя, иначе мы потеряем себя, потеряем свой дух. Мы должны жертвовать низшим, чтобы укрепилось высшее, а не жертвовать высшим, чтобы разрослось низшее! Мы должны угождать Богу, но не людям!

Как говорил апостол Павел: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10).

Во все времена люди гнались за властью, ведь она давала возможность управлять другими, подчинять их волю своим интересам, исполнению своих намерений. Никому не хочется быть рабом, самое ужасное состояние для человека – это когда кто-то подавляет его волю, заставляя делать то, что ему не хочется. Но почему так происходит? Потому что воля человека должна быть продолжением Божьей Воли, а когда люди, ослушавшись Бога и поставив под сомнение Его повеления, это отвергли – они сами открыли свою волю силам тьмы, и эти силы свободно действуют через послушных им людей.

Почему мы чувствуем такую зависимость от людей? Потому что чего-то ждем от них, пытаемся добиться того, чтобы они захотели поддерживать наши намерения, поддерживать нашу уверенность в себе. И для этого мы готовы платить постоянную дань – давая энергетические подачки.

 И каждый, в ком эго пока стоит у власти – считает себя очень важной частью Мироздания, и даже – одной из самых важных, а порой – и самой важной! И ему необходимо, чтобы это представление как-то поддерживалось окружающими людьми. Подсознательно, а порой и сознательно мы ждем, чтобы люди подтвердили нашу значимость, и мы готовы делать для этого многое.

Удерживая в себе позицию того, что наше эго, а значит, мы сами – есть самое главное из всего существующего, люди создали порочную систему зависимости друг от друга, зависимости от чьей-то поддержки. Эта система коренным образом отличается от той, что связывает души. Она основана на земных качествах, земных страстях, земных приоритетах. Это, как уже говорилось, система горизонтальных связей, не имеющая вертикальной опоры. Эта система полна лицеприятия – где одних мы без меры оправдываем, а других – с ходу осуждаем. За одних переживаем где надо и где не надо, пытаясь буквально закрыть собой от испытаний, а других – игнорируем, хоть они и нуждаются в нашей помощи и заботе.

Но Слово Божье говорит: «...Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс.48:8).

Люди, которые для нас по разным причинам являются значимыми – становятся для нас идолами. Мы мало замечаем сколько сил мы тратим, чтобы угодить им. Это могут быть те, кого мы любим, кем восхищаемся, те, от кого, как нам кажется, мы зависим морально или материально, те, кто действует в мире уверенно, а точнее, самоуверенно, и имеет над окружающими свое воздействие и власть. Те же, кто имеет более слабую волю, начинают подчиняться тому, кто проецирует себя в мире уверенней. Так в тварном мире, в стае выбирается тот вожак, который уверенно идет вперед, игнорируя тех, кто рядом. Таким образом, на Земле появляются такие вожди, которых ставит не Бог, а люди. И эти вожди ведут в сторону своей воли. В духовном же мире лидером становится тот, кто сильнее духом, а не самостью, и он идет впереди потому, что берет на себя ответственность за многое, и потому, что по отношению к другим испытывает настоящую любовь. И он направляет не тем, что давит своей волей на волю других и ей манипулирует – он вдохновляет души, зажигает сердца от огня своего сердца. И такой лидер, исполняя Божью Волю, ведет к Богу. Но люди настолько привыкли воспринимать внешнее, что с гораздо большей готовностью принимают того, кто блестит лишь внешне, чем того, кто имеет добрую суть.

И Христос говорит: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин.5:43).

Все это – результат духовной слепоты, что возникла через служение своему эго, которое, по сути, слепо. Парадокс в том, что люди, пытаясь освободиться от Власти Бога, в поисках свободы, как им это кажется – как раз полностью лишаются свободы, попадая в рабство чужой и порочной воли.

Чем слабее у человека духовные опоры – тем больше он зависит от внешнего мира и, конечно, от воздействия других людей. Неуверенность в себе, тщеславие, самость, гордыня – эти и многие другие пороки всецело ставят в зависимость от окружающих, потому что ждут от людей опоры, славы, подтверждения своей значимости, усиления чувства своей правоты. Человек будто растворяется в общем поле людей, соединяясь не духом, но страстями. Стадное чувство – есть причина множества преступлений, множества падений. Не имея истинной уверенности в себе, люди поддаются воздействию чужой сильной воли. Сейчас это происходит и через все источники информации. И если все вокруг кричат «Распни!», то и человек слабой воли будет кричать вместе с другими. Он не сумеет правильно сделать выбор, не сумеет противостоять голосу большинства. Попадая в дурную компанию, такие люди пассивно следуют за другими в пропасть. Пока человек находится в поле сильных духом – он будет сражаться за духовные ценности, при другом окружении – позабудет о своих идеалах.

Если посмотреть реально – мы не так много что-то делаем друг для друга бескорыстно. С одними доброжелательны, потому что чего-то от них хотим – расположения, поддержки, статуса, возможности реализации. С другими – потому что лучше их не злить, чтобы не было проблем, с третьими – потому что чувствуем себя на высоте, когда делаем для них что-то хорошее, типа некоего благодетеля, чем повышаем свою значимость. С четвертыми – нам приятно общаться, с пятыми – чтобы показать, что мы добрее и порядочнее их и т.д. Но только абсолютно бескорыстное чувство можно назвать Любовью. Для эго любовь – это потеря себя и потому оно сопротивляется ее воздействию. Любовь же – это оружие от самости и от всех иных грехов. Она восстанавливает правильное соотношение между человеком и Богом, между человеком и остальными Божьими созданиями, она восстанавливает правильное соотношение всех начал в самом человеке, восстанавливает гармонию в его душе.

О том, что наше отношение к людям страстно, мы узнаем из наших реакций. Если мир уходит из сердца при изменении внешних обстоятельств, мы понимаем, что здесь имеет место страсть.

Вот мы узнали, что кто-то говорит о нас плохо – и гармония из души уходит. А все потому, что и сами говорим плохо о других. И потому, что боимся потерять позитивное представление о себе. Услышали хвалебные речи – и воспаряем в радости. Потому что где-то считаем, что заслуживаем этого вполне. Но сегодня этот человек нас хвалит, а завтра – поносит. Если сегодня мы присвоили себе славу, что положена Богу, то завтра получим анти-славу. Такая наша реакция показывает нестабильность нашего духовного стержня и иллюзорность наших опор.

Начали что-то делать, но не уверены правильно это или нет – и ждем одобрения от окружающих. Один сказал – «хорошо», – мы расцвели и наполняемся вдохновением, другой сказал – «плохо», – и уже мы сомневаемся в том, что что-то получится. А должны были б ожидать одобрения от Бога, у Него выпрашивать благословения. Но поскольку есть много личных недоработок в этом – нам сложно правильно услышать Божью Волю, а если и слышим, то мнение людей перевешивает, т.к. на самом деле, мы делаем это больше не ради Божьей Славы, а ради своей.

Христос же говорил: «Не принимаю славы от человеков... Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5:41,44)

Вот мы приходим на работу или в группу людей, с которыми часто общаемся и в какой-то из дней нам кажется, что с нами не хотят разговаривать. Уверенность сразу исчезает, мы ощущаем себя изгоем, поднимаются всевозможные страхи. Мы пытаемся понять – в чем же причина. И здесь нас, в основном, волнует не то, что мы нарушили Божий Закон в чем-то, а то, что потеряем статус среди этих людей. Мы можем потерять поддержку, что укрепляет нашу уверенность в себе, на которую мы опираемся, чтобы что-то делать в этом мире. Здесь мы можем обидеться на всех или начать заигрывать, ища поддержки. Но должны были бы обратиться к Богу, чтобы попытаться понять как эту ситуацию видит Он. Возможно, мы где-то допустили ошибку – и тогда нам нужно осознать это и исправить. Может, люди поступают неправильно, осудив нас за что-то. А возможно мы здесь вообще не причем – и ситуация вызвана не нашим поведением, а чем-то другим. В любом случае – это не должно влиять на нас таким образом, чтобы мы потеряли покой и начали трепетать.

Некоторые выстраивают систему защиты от воздействия окружающих такого рода, что просто всё игнорируют. То есть не считают, что кто-то может дать им какую-то правильную мысль. И что бы ни говорили люди, человек будет упрямо гнуть свою линию. Это сложно назвать независимостью от людей, ведь человек продолжает зависеть, но только не хочет этого знать. И в этой иллюзорной защите всегда найдется какая-то брешь, и человек не сможет противостоять воздействию извне и потеряет уверенность.

Как бы человек ни выстраивал свой позитивный образ, если он не соответствует внутреннему состоянию – у него всегда будут моменты, где он покажет свое истинное лицо. Именно так проявляются все страсти – они меняются от внешнего воздействия. Все зависит от того, какие из людей для человека являются более значимыми. Часто те, кто живет с нами рядом – таковыми не являются, ибо все равно знают о нас всякое. А вот внешние люди еще годятся для поддержания нашего позитивного статуса. И тогда по отношению к внешним людям человек будет вежлив, услужлив, будет проявлять море хороших качеств, а для домашних быть привычным тираном и хамом. Или, наоборот, для кого-то важна иллюзия хорошего семьянина. Тогда он будет разбиваться вдребезги, чтобы поддерживать свою легенду, для остальных ему будет жалко и улыбки. Или это может быть какой-то определенный разряд людей – с мужчинами только всей душой, а с женщинами – идет поворот как у  «избушки – к лесу задом». Или для вышестоящих «передом», а для остальных – «задом». В общем, люди делятся на тех, от которых можно иметь какую-то выгоду и для этого стараться быть хорошим, и другие – от которых никакой выгоды, и там уже – вести себя, как попало. А некоторые вообще считают всех людей не заслуживающими уважения и с любовью относятся только к животным. И это удобно – ни собачка, ни кошечка не выскажут ничего о твоих недостатках и будут подчиняться твоей воле без особого сопротивления – ведь иначе не получат еды и внимания. Здесь уверенно можно чувствовать себя хозяином и царем.

Как уже говорилось, из-за отсутствия истинной опоры, прочной духовной связи и обмена между нами, мы с детства учимся манипулировать другими, чтобы получить желаемое. Давление на жалость, истерики, запугивание, лесть, ложь – эти и еще множество других способов применяют люди, чтобы достичь своей цели с помощью окружающих.

«Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс.39:5).

Мы часто утверждаемся за счет других – поступаем не так, как это лучше было бы для чьей-то души, а так как это удобно нам, что выгодно нас поднимает в глазах окружающих. Например, можно сказать какое-то замечание о человеке не потому, что это поможет ситуации, а потому что при этом будет получено одобрение большинства или одобрение значимых людей. Мы сами во многом безучастны к людям, не желаем проявить необходимых усилий для помощи их душам, больше думая о своем комфорте – и люди, в большинстве своем, так же настроены по отношению к нам. «Как хотите, чтоб поступали с вами – так поступайте с другими». Это одна из причин нашей зависимости от людей – мы сами поступаем не очень хорошо и потому, это возвращается к нам бумерангом.

К тем, кто ближе мы обычно предъявляем больше претензий. Чем ближе к нам становится человек, тем больше мы полагаем его своей опорой и тем большего от него хотим. Мы можем многое прощать тем, кто от нас далеко, но к тем, кто рядом – с большим трудом.

Претензии к миру напрямую связаны с нашей зависимостью от людей. Пока мы чего-то ждем от людей – мы будем чувствовать от них зависимость. Пока у нас остается хоть одна претензия – мы не сможем быть свободны. Как только мы начнем отказываться от ожидания чего-либо от окружающих, а вместо этого направим свои усилия на формирование внутреннего стержня, опоры на Бога – мы увидим как начнет слабеть наша зависимость от действий окружающих. Впрочем, именно такое свойство имеют все добродетели – они не зависят от внешнего мира, не меняются от обстоятельств.

Иногда воздействие близких является настолько сильным, что проходит через всю жизнь. Как много известно случаев, когда родители, что проявляют себя деспотично, навязывая свою волю и свое мнение детям, не находя в своих детях того, чего они ожидали – создают непроходимые барьеры по отношению к ним. Не желают общаться, проклинают, игнорируют, при каждом случае выказывают их несостоятельность. И дети всю жизнь пытаются доказать, что они заслуживают и любви, и уважения. Многие известные личности были движимы в стремлении оправдаться перед своими родителями за то, в чем те были в них разочарованы. И только ради того, чтобы получить одобрение близких, создавали свои шедевры, добивались славы и признания. Вряд ли это сделало их счастливыми! Если кто-то значимый нас не принимает – мы подсознательно пытаемся доказать ему свою ценность. Но на самом деле – пытаемся доказать свою значимость самому себе, потому что отрицательная оценка авторитетного для нас человека не дает нам обрести уверенность в себе. Люди могут потратить всю жизнь на то, чтобы доказывать людям, что они чего-то стоят! Но уходя из этого мира, они все же узнают, что оценивать их будет Бог, а не те, перед кем они старались быть хорошими. И оценка людей так часто вообще не совпадает с Божьей оценкой!

Такое воздействие часто оказывают на нас люди, что мы готовы отказаться от того, чем живет наш дух и в угоду людям не проецировать в мир Свет Истины. Чтобы не выглядеть белой вороной мы можем бояться говорить о Боге, о духовных ценностях, а всецело поддерживать интересы компании, в которой находимся – проявлять сарказм, осуждение, говорить только о чисто земных вещах. Чтобы не расстроить людей, даже и некоторые священники боятся говорить о том, что люди погрязли в грехах, одобряют такие страшные грехи, от которых сгорели Содом и Гоморра. В угоду людям меняется Божий Закон, отменяется десятина. Несоблюдение воскресного дня, как дня посвященного Богу – не вменяется в грех. В церкви можно молиться за всех подряд – главное, чтобы были крещены. Да и само крещение ни к чему особо не обязывает. Поддерживаются действующие политические течения, проводятся политические проповеди – лишь бы приход не отобрали. А если и выносятся какие-то строгие требования, то, большей частью, на то, чтобы посещать только эту конфессию и только такого патриархата – что, вообще, не имеет ничего общего с тем, чему учил Христос. Библия же говорит:

«Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: "перестаньте провидеть", и пророкам: "не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева"» (Ис.30:9-11).

Когда мы просим проявления Бога – от наших высших структур, от нашего духа идет импульс. Нам нужно принять его, облечь в правильные мыслеформы, облечь в соответствующие желания, включив волю, найти возможности для реализации. Но как часто этот импульс зависает, так и не родившись, а мы делаем то, что говорят нам делать люди. Бывает пассивно отказываемся от импульса нашего духа, а бывает, пытаемся добиваться силой того, чтобы доказать, что то, что слышим мы – приоритетно. Но в первом случае, плод вообще замирает, а вот втором, рождается совсем не он. Ведь с помощью самости никак невозможно дать проявиться Богу. Но чтобы импульс духа смог проявиться – необходимо проявить море качеств и усилий. И главное в этом всем – любовь. И тогда, несмотря на все внешние события, на любое давление извне, мы сможем претворить в жизнь волю Бога. Именно так поступали апостолы Христа, не жалея себя, неся Божье Слово по Земле:

«Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:27-29).

Нам то кажется, что люди мешают нам жить как нам хочется, то страстно хочется, чтобы они помогли нам жить как нам хочется. Но, принимая друг друга, проявляя терпение и любовь, мы неожиданно для себя, находим решение наших задач. Через каждого проходит своя неповторимая нить и он должен протянуть ее от Неба на Землю. Все эти нити должны соединиться в одно полотно, в один узор. Они как бы теряются, сплетаясь с другими, но если сплетаются через жертвенную любовь, то сплетаются правильно и выходит прекрасное творение. Если каждый тянет нить на себя, распихивая другие, или боится протянуть свою, уступая другим нитям, то нити запутываются и мы ощущаем неудовлетворение, а также зависимость от окружающих.

Чем крепче наша связь с Богом – тем меньше мы зависим от внешних событий и, конечно, от мнения людей. И чем меньше зависимость эта, тем больше настоящей любви между нами, ибо она рождается только через единство с Богом. Любить по-настоящему может лишь тот, кто совершенно свободен – свободен от страстей и от всякой зависимости! Именно этому учит нас Христос в каждом слове Евангелия.

«...Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить [нам] благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фес.2:4);

«Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор.7:23);

«Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!» (Пс.83:13)