Память обоняния

Елена Ахмедова
   Вот интересно, как память человеческая-то устроена. Начнем с того, что со временем она слабеет, причем как: в первую очередь не образуются новые ассоциативные связи. Человек помнит что-то из далекого детства, но может забыть, что ел сегодня на завтрак. Склероз, одним словом. Хотя, говорят, лучше, чем  болезнь  Паркинсона, каждый день узнаешь что-то новенькое.

   У нас-то с вами пять органов чувств, а вот у животных и птиц? Я не знаю, может специалисты могут хотя бы предположить? У кормящей матери точно есть и  шестое чувство, связанное с тревогой и заботой о ее младенце. Некоторые сохраняют его и до пенсии ( своего «младенца»).

   У человека слабеет в первую очередь зрение, потом – слух. О вкусе говорить не приходится: нет уже тех продуктов детства, вкус  меняется. Об осязании сейчас не буду, а вот интересный объект для сравнения: обоняние.

   Сомнений нет, у животных оно развито лучше. В детстве у меня было такое обоняние, что это доставляло мне даже мучения: « все воняло». Я и до сих пор не переношу некоторых запахов: "кислой" капусты, сырой рыбы, бананов ( ну, тогда-то последних и не было).  Бананы мне по вкусу и запаху напоминают перемороженную картошку, обильно смоченную дешевым парфюмом, вроде того, чем пахли мужские парикмахерские во времена моего детства, «Тройным одеколоном».

  Наверно, я получила такое обоняние « в дорогу» компенсаторно. Моя мама в юности перенесла тяжелый грипп, с осложнением в виде атрофии обонятельного нерва. Утверждала, что чувствует аромат розы, да куда уж там, если запаха газа и нашатырного спирта не ощущала. Видно, это было «памятью обоняния» . Еще на подходе к дому, я ощущала запах газа и неслась впереди собственного визга, чтобы отключить газовую плиту и открыть окна.

  - Мама, не отходи от плиты, когда готовишь, залило и газ идет!
  - Не выдумывай, нет никакого запаха.

   Сегодня-то, по крайней мере в Германии, если у кого и есть газовые плиты, то с функцией отключения газа, если огонь погас.

   Впервые я ощутила интересный и не очень приятный запах в местах «открытой земли» при строительстве ташкентского метро.Что-то вроде запаха того, чем шпалы тогда пропитывали, дегтем что ли?

   В детстве меня мама часто брала с собой в  хозяйственный магазин соцгородка Кабельного завода, там почему-то тоже ощущался такой запах и я его запомнила.
   Кабельный завод был эвакуирован в Ташкент во время войны из Владимирской области, да так у нас и остался. Производил он вроде электрические кабели и электродетали « для народного хозяйства». А  магазины соцгородка завода почему-то снабжались  лучше, чем все другие хозяйственные  магазины Ташкента. И вот много лет спустя, я вышла замуж в район, близкий к кабельному заводу. Подъезд к магазину «Хозтовары» был с другой стороны и я как-то его с магазином моего детства   не ассоциировала. И вдруг почувствовала этот запах.

   Как в кинофильме « Операция «Ы» и другие приключения Шурика», помните героя А. Демьяненко, который,  готовясь к экзамену и "не приходя в сознание", заглядывал в конспект  впереди стоящей девушки?
 
   Когда я вновь почувствовала этот запах, в  моей голове вдруг тоже появилась мелодия  песни «Широка страна моя родная», видно тогда, в детстве, ее передавали по радио, тарелки репродуктов стояли  на улицах везде.  И звучала она повсеместно и часто.

  Рассказала об этом со смехом мужу. А он мне и говорит:

  - Знаешь этот пустырь недалеко от завода « Ташкенткабель? А ты обратила внимание, что там, на пустыре нет никакой растительности?

  - Точно, - говорю, - и  там тоже этот запах  есть, вроде как у открытых выходов из-под земли, как  у метро.

  - Мне, - говорит мой муж, - рассказал один мой коллега по работе в  Институте кибернетики, что раньше он работал в одном закрытом КБ. Тогда туда было очень трудно устроиться, но еще труднее оказалось уволиться. В этом месте под землей находится испытательный полигон завода «Ташкенткабель», там производится радиоэлектронная аппаратура для подводных лодок, а не розетки и штепсели, хотя, возможно и они тоже. Секретность там и допуск очень строгие, потому так и трудно было уволиться.

  - В Ташкенте?! Для подводных лодок? Это для верблюдов что ли, « кораблей пустыни»?
  - Почему бы  и нет, я имею в виду, конечно, не верблюдов. Запаха я там никакого не чувствую, но у меня и не такое развитое обоняние, как у тебя.

  Так вот почему соцгородок кабельного завода так хорошо снабжался и почему мне удалось носом уловить там  специфический запах.

 « Широка страна моя родная!»