Лиза делает выбор

Мила Перчаткина
Лиза возвращалась домой после напряженного трудового дня. Когда она уже вошла в лифт и занесла руку над кнопкой с номером своего этажа, в лифт неожиданно влетела соседка, живущая этажом ниже, женщина неопределенного возраста, как считала раньше Лиза «предпенсионного», но с этими реформами связывать возраст и пенсию было уже не рационально, поэтому как в том анекдоте Лиза ориентировалась на фразу «Девочка, девушка, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина, померла старушка!», и в данный момент соседка подпадала под понятие дважды молодая женщина.
Она работала в IT, и как все женщины этой профессии имела взгляд, направленный одновременно в себя и в пространство, впрочем, иногда она была вполне приятным собеседником, и сейчас Лиза после обычного приветствия ожидала от нее привычной светской беседы. Но соседка, имевшая совершенно возбужденный вид, воскликнула: «Лиза, Вы знаете, что творится в Москве?!»
Так как соседка имела национальность, пережившую некоторое количество погромов, Лиза списала ее впечатлительность на генетическую память, в конце концов, ну что может твориться в Москве? Мы же не Франция какая-нибудь, чтобы бастовать из-за житейских мелочей типа повышения цен на бензин, тем более, что органы правопорядка существуют у нас во многих лицах, начиная от Росгвардии, ОМОНа, ФСБ и заканчивая обычной конной полицией, и они бдят и охраняют покой граждан.
Поэтому Лиза деликатно выдавила из себя: «Нет, я, знаете ли, все работаю, как-то не выхожу никуда, а что такое?»
Соседка буркнула что-то вроде: «Нет, ну не знаете, и прекрасно, даже рассказывать не буду, я рада, что кто-то живет в свое удовольствие, не вникая в судьбу страны!» и вышла на своем этаже с недовольным видом.
Лиза задумалась. Да, конечно, ее позиция относительно судьбы страны была слабовата. Конечно, она могла бы для страны сделать больше. Больше вникать в политические перипетии, иметь более активную жизненную позицию. В конце концов, несмотря на то, что для женщины самое главное это личная жизнь, страна тоже не должна ускользать от ее внимания. Она включила телевизор.
Центральный канал говорил о каких-то митингах, впрочем, в ироничном тоне. Мол, некие кандидаты, фамилии которых Лиза слышала впервые, подали заявки на участие в выборах, но их отклонили, потому что необходимые для подачи заявки подписи избирателей оказались фальшивыми. Теперь они вышли на улицы в толпе единомышленников, чтобы отстоять свое право на участие в выборах. Лиза удивилась. По идее, если кандидаты хотели участвовать в выборах, нужно было просто собрать не фальшивые подписи. Если же ты собираешь заведомо фальшивые подписи, какой смысл потом возмущаться, что твой обман раскрыли и требовать, чтобы фальшивое признали не фальшивым?
Лиза нашла в интернете оппозиционный канал. Ощущения логичности и связности между подделкой подписей и митингами снова не возникло, но канал призывал отстоять право на свободные выборы, на демократию и демократические ценности, которые нынешняя власть совместно с «Единой Россией» узурпировали, а за это стоило побороться.
Лиза забила в поисковик «как попасть на митинг» - тут же выскочила ссылка ВКонтакте, причем, к Лизиному удивлению, там были указаны тарифы: просто пройтись по улицам с митингующими стоило столько-то, а если провоцировать полицейских, кидать в них бутылки, да еще если попасть «в кутузку», да еще если это и снять на камеру и выложить в сеть – совсем другая цена. К сожалению, за возможность получить по голове резиновой дубинкой компенсации не предлагалось, но революция – это всегда риск.
К тому же Лиза шла на митинг по велению сердца, отстаивать демократию, поэтому в воскресенье утром Лиза была в Новопушкинском сквере среди митингующих. Сначала вроде все шло более-менее правильно, люди обсуждали возможность пересмотра результатов оценки подписных листов, но потом началось что-то непонятное. Одиозный оппозиционер не без харизмы и почему-то повадками напоминающий Владимира Ильича Ленина, начал призывать митингующих пойти к мэрии и выразить свое недовольство лично мэру Москвы, и под крики «Собянина – в отставку!» Лиза сама не заметила, как оказалась перед дверями мэрии. Оппозиционер предложил постучаться в двери мэрии и лично выразить недовольство правящим узурпаторам, толпа радостно согласилась и с криками «Собянин, выходи!» отдельные граждане стали стучать в дверь.
Лиза вспомнила, как недавно заходила в зоомагазин, где в одном из застекленных вольеров сидела семья маленьких обезьянок, они были очень милые и забавные, и перед ними стояла толпа из детей, которые тыкали пальцем в стекло и радостно смеялись, одна из посетительниц зоомагазина покачала головой и сказала: «Кто же такую беду в дом купит!», но дети были в восторге, они так же радостно тыкали пальцем в стекло и чего-то ждали, а на вольере была надпись «Не стучите, они не откроют!»
Лиза поняла, что ее воскресный день проходит хуже, чем у отсутствовавших на рабочем месте работников мэрии, и выдвинулась в сторону метро. Она встретилась с Машей и Дашей, рассказала им о своих приключениях, они поохали над смелостью Лизы и пожурили ее за безрассудство. Даша сказала, что голосовать не собирается, так как будет в эти дни на Лазурном берегу, а Маша ответила, что все эти выборы - тоска смертная, впрочем, по сети ходит репост про «Умное голосование», она не вчитывалась, но вдруг и впрямь что-то умное?
Лиза решила изучить этот вопрос. Оказалось, что проект «умное голосование» запустил в сеть самый главный оппозиционер по фамилии Навальный. Лиза представляла его эдаким зицпредседателем Фунтом из «Рогов и копыт», наверное, любой труд почетен, в конце концов, если человек не может заработать на жизнь ничем другим, как только участвовать в митингах, во время которых под крики «Демократию в России душат!» его будут сажать в тюрьму, и все это за определенную плату, возможно, не малую, то и бог с ним. Лиза никого не осуждала. Всяк трудится, как может. Тем более, внешне этот Навальный был очень даже ничего, если смотреть фото, а не видео, во время которых он разговаривал.
Суть умного голосования была в том, чтобы голосовать хоть за кого-нибудь, только бы не за члена «Единой России». Пусть это будет коммунист, или член ЛДПР, не важно. Лишь бы оттянуть голоса у «Единой России», которой в московской власти слишком уж много.
Лиза удивилась. Насколько она помнила, остальные партии недолюбливали Навального, лидер КПРФ открыто говорил, что действия Навального отдают явным оранжевым окрасом. Видимо, Навальный решил победить врагов по одному – начнет с «Единой России», а «дальше – больше», как говорится.
Лиза посмотрела на кандидатов, которых предлагал Навальный. Магомет Яндиев. Его скриншот страницы ВКонтакте свидетельствовал о том, что Яндиев подписан всего на две страницы - «Давалки Девственницы Целки (СТРОГО 18+)» и «Знакомство с бесстыжими (Сборище бесстыжих девок…)», Любовь Соболь показалась Лизе удачной пародией на Ксению Собчак, но она лучше бы проголосовала за удачную копию Маргарет Тэтчер или Ангелы Меркель, во всяком случае хотелось увидеть во взгляде хоть одного кандидата интеллект. Но его не было.
В день выборов Лиза проснулась с мыслью Марка Твена: «Если бы от выборов что-то зависело, нам бы не разрешили в них участовать».
На выборы Лиза, как и 78,23% москвичей – не пошла.