От казаков днепровских до запорожских ч. 15

Николай Мринский
Кроме того, казаки по особому договору и пока без приведения к присяге, привлекаются на службу по охране границ со стороны Казанской орды, которая очень сильно донимала русских своими набегами. Ещё в самом первом походе на Казань, предпринятом Иваном III в 1467 г., в его войско входил отряд казаков под началом атамана Ивана Руды. Первые упоминания о вольных казаках на Дону относятся к 1548 г. Как повествует одна из летописей, в этот год, из Крыма к астраханскому хану было направлено посольство. По пути следования в районе Переволоки послы наткнулись на укрепление, вблизи которого и были побиты. Возглавлял нападавших Миша Черкашенин, ставший вскоре известным атаманом донских казаков. Слово «атаман» - один из символов казачества, в переводе с древнего тюркского языка буквально отец мужчин. Им становился в результате выборов самый отважный, бесстрашный, и весьма способный к ратному делу витязь. Только такой предводитель мог возглавлять сообщество вольных людей - казаков.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАКОВ

Далее извлечения из книги донского казака В. Г. Глакова «История казаков», издана в 1972 г. за рубежом. «...Казачий Дон подобен грузу на наших ногах и нет у нас способа избавится от него. Нам придётся иметь с ним дело, мы возьмем казачьих представителей в свою руку только тогда мы русские сможем жить спокойно. Затем конечно наша торговля вырастит и только тогда... Слова министра иностранных дел московского царя Алексея Михайловича Ордина-Нащокина. Из книги Степана Злобина «Степан Разин», Москва, 1951 г. В мире очень мало знают о казаках, их происхождении, истории, современном положении, борьбе за национальную свободу и независимость. То, что известно на Западе о казаках – в целом ошибочно, поскольку пришло в основном из узкой и произвольной официальной истории царской и советской России или иных источников, враждебных казакам, источников по той или иной причине лично заинтересованных в сокрытии от западного мира подлинной картины казачества, его реального статуса, постоянного стремления к возрождению свободы и национальной независимости своей родины – Казакии.

Хорошо известно, что Москва всегда пыталась тщательно скрыть свои подлинные цели, направленные на завоевание и порабощение других народов. Даже в ранние времена она стремилась отделить свою тюрьму народов от остального мира железным занавесом. Более того, каждый московский правитель пытался представить историю порабощённых народов в невыгодном свете, чтобы обосновать свои претензии на власть над ними. Весь пропагандистский аппарат Москвы, её историки, ученые, дипломаты пытались раньше изобразить жизнь порабощённых народов в выгодном для неё свете. Среди них - казаки, которые должны были первыми распознать суть большевизма и выйти вперёд на неравный бой с ним. Казаки понесли огромные человеческие и материальные потери в этой борьбе. Казаки – полностью отдельный и независимый народ, который с древних времен населяет свою собственную казачью территорию в Восточной Европе. В 1948 г. исполнилось 1000 лет их официальному историческому существованию, исходя из данных византийских, иранских, арабских, и даже русских историков. Казаки населяли земли между Азовским, Чёрным и Каспийским морями, между северными отрогами Кавказа и нижней и средней частью Дона, Волги, Урала (Яика). Эта страна казаков – Казакия – даже в старинные времена называлась «вратами народов». Через неё в разные периоды по дороге в Европу прошли многие азиатские племена и народы: скифы, гунны, хазары, сарматы, аланы, готы, половцы, печенеги, тюрки и др. На ней велась древняя борьба за обладание этими стратегически значимыми землями между Азией и Европой.

Один народ сменял другой, победитель вытеснял побеждённого. Но в этом процессе не все исчезли или покинули эти широкие и плодородные степи. Многие остались, укоренились, смешались с местным, древним славянским населением. В ходе этого процесса и появился полностью самобытный, независимый и свободолюбивый казачий народ. На исторической арене народ казачий предстал в конце IX в. После того, как хазары были изгнаны в центральную часть нынешнего Краснодарского края, казачий народ был объединён в 948 г. в одно образование, именуемое Казакией или Коссакией. Об этом факте свидетельствует византийский император и историк Константин Багрянородный. Множество подобных источников, арабских, иранских, индийских, византийских, русских говорят о древности истоков казачества, включая «Кодекс» византийского императора Льва Философа 858 г., «Кодекс византийского патриарха Фотия» и византийского императора Михаила III. Последний, согласно хорошо известному чешскому профессору античной истории доктору Прикрылу, послал святых братьев Кирилла и Мефодия к казакам. Многие русские академики также признают древнее происхождение казаков. Например, академик И.К. Тауберт - «Древние и Азовские известия», опубликована книга Российской академией наук в 1732 г., и Иоганн Ригельман в «Истории Донских казаков», написанной в 1778 г. для правительственной комиссии, первой такой истории на русском языке. Вплоть до 1835 г. все последующие русские исследователи исторического прошлого, безошибочно говорят о казаках, как отдельном народе, отличном от русских.

Среди этих летописцев русской истории особое внимание нужно уделить Карамзину, Татищеву, Погодину, Линбергу, Устрялову, Полевому, Савельеву, Крамеру, Райту, Любенскому, Солиньяку, Ознобишину и более поздним, таким как - Шмурло, Ткоржевскому, Сватикову и другим. До 1835 г. все учебники русской истории, рекомендованные для русских школ, также говорили о казаках, как об отдельном народе. Даже в официальном Военно-энциклопедическом словаре, опубликованном в 1834 г. в Санкт-Петербурге, в т. VI на с. 372 отражалось буквально следующее: «Древние истоки казаков, как народа теряются в доисторических временах нашего Отечества», т.е. до того, как Киевская Русь пригласила на власть варягов в 862 г. Постоянная пропаганда российского правительства, что «казаки – плоть и кровь русского народа» берёт своё начало с 1835 г. Основанием явилась книга военного писателя В.Б. Броневского впервые целиком опубликованная в 1834 г., которая состояла из 4 частей. Первые две части включают собственно историю донского казачества с древних времен до первой трети 19 столетия. Третья часть описывает нравы, обычаи и быт казаков. Последняя часть к собственно истории Донского войска отношения не имеет. Она озаглавлена как «Поездка на Кавказ» и включает, как видно из названия, авторские путевые заметки. Как уже отмечено, значительный многотомный труд был написан по поручению правительства Николая I историком, ген.-майором Броневским (1784-1835).

В «Истории Донского Войска» излагалась новая «теория», о том, что казаки происходят от беглых крепостных Московского царства. Эта история затем стала основой для царского указа «Административное регулирование Донского Войска», превратившего казаков из народа в «военное сословие». Ни сам Владимир Броневский, ни его последователи никогда не цитируют какие-либо исторические свидетельства в поддержку своей версии, будучи ведомыми исключительно желанием «порадовать правительство»... Многие из более поздних русских историков признавали абсурдность этой теории. Выдающимися среди них являются: академик Е. Ознобишин, историк Шмурло, Ткоржевский и Сватиков (написал главную работу «Россия и Дон»). Чтобы показать полное отсутствие основания для теории В. Броневского, что казаки происходят от беглых русских, ниже будут кратко процитированы более ранние русские историки. Академик И.К. Тауберт, на с. 74 его «Древних и Азовских известий», опубликованных в 1732 г., пишет: «Казаки всегда уважались как храбрый и сильный народ. Согласно К. Багрянородному, они были уже известны в 948 г. и жили вблизи Кавказских гор. Польские писатели опубликовали различные необоснованные басни о них. Но они демонстрируют лишь только ненависть к этому храброму народу. Поляки рассматривают его как сборище беглых людей. Отчасти верно, то, что казаки принимали русских, поляков и других, которые искали у них убежище, этого факта недостаточно, чтобы не уважать казаков, как древний и ...хорошо укоренившийся народ».

Профессор А. Сандерс в своих «Исторических очерках Кавказа» посвятил много места казакам. Он признает данные академика Тауберта, добавляя, что в своей летописи Нестор также рассказывает, что киевский князь Мстислав воевал в 1022 г. против касогов (казаков). Эта информация подтверждается в древней «Киевской летописи», «Синопсисе Киевском», составленным киевским митрополитом Игнатием Гизелом и «Летописью» игумена Феодосия на с. 185-186, 351. В «Древних и Азовских Известиях» И. Тауберт указывает: «Киевский князь Мстислав имел свою резиденцию в Тмутаракани, где он подчинил широко расселённых казаков, и затем в 1023 г. послал их вместе с хазарами против своего брата Ярослава. Затем казаки отделились и покинули службу киевского князя, но в 1064 г. князь Ростислав опять сумел на время привести казаков к покорности». «Первая Новгородская летопись» также говорит о казаках, как об особом народе, упоминая их в 1223 г. и ранее на с. 99, 145, 186. То, что казаки были полностью отдельным и независимым народом, даже под властью Золотой Орды, отмечалось современниками, посещавшими Золотую Орду, в частности Вильямом Рубруком (1253 г.), Джованни де Плано Карпини (1246 г.), Никифором Григора и Джорджи Пакхимера (умер в 1308 г.). Последний пишет в своих «Сочинениях», т. I, с. 235: «Генерал Нога покорил все народы, живущие на северном берегу Чёрного моря и установил специальный порядок в этих регионах. Касоги (казаки), чиги, аланы и другие перемешались с татарами, приняли их обычаи, образ жизни, язык и одежду и служили в татарских отрядах и подняли их могущество до наивысшего уровня славы».

Продолжение следует в части  16                http://proza.ru/2018/09/19/1274