По-другому 17

Иван Самгин
      В этот день Александр вернулся домой раньше обычного. Как единственный житель старого дома он уверенно шагнул в тишину подъезда и кривые ступени заскрипели под ногами. Иногда ему казалось, что это почти болезнь. Он входил в подъезд каждый день будто в гости . Конечно, он чувствовал себя здесь хозяином, но не единственным . И тогда во время разговора с Сергеем взглянув на темные окна он понял чего хочет его старый приятель .  Или может он захотел этого сам . В уставших глазах старого дома он увидел тяжелую просьбу . Он устал так жить . Он не хотел больше быть . Быть таким. А раз это так , то время пришло и что-то должно случиться . Александр привык , что дом управляет его жизнью , потому, что она идет вместе с его существованием . А в этом существовании проходящим по другим законам старый друг понимал и чувствовал все по другому .  Александр не знал чего ждать , но уже любил предвкушение катастрофы как  неизбежное и окончательное  . –Но он же понимает , что я не смогу это сделать сам.- думал Александр- значит кто-то должен появиться чтобы исполнить этот приговор.- он зашел в квартиру .
     Работа на завтра была, но она могла и подождать. Включив компьютер он по привычки просмотрел записи установленных по периметру камер и опять несколько теней с заметным любопытством осматривали заборы и углы дома, заглядывая в пыльные окна и толкали трухлявые от времени рамы. – Да,- подумал Александр,- неужели все будет так просто и умирающее древнее животное просто растерзают эти мелкие твари . Как крысы ночью  будут отрывать у еще живого куски мяса , а тот даже не будет иметь сил чтобы отогнать их. Или он уже не хочет чтобы его защищали . Или. Кто-то должен появится кто исполнит этот приговор быстро и беспощадно . Хорошо, что Сергей переехал, лишние сопли не помогут , а только запачкают. И тут он услышал стук в дверь подъезда.
    Юрка был в длинном темно-сером плаще и широкополой шляпе . Странно он одевается- подумал Александр минуту разглядывая пришедшего  на экране компьютера.- он уверен , что я дома. А может это я странный, что не одеваюсь так, в моем возрасте уже пора . А Юрка чуть младше меня.- Он спустился вниз и открыл дверь . Все таки Юрка до сих пор прописан здесь и наверное единственный , кроме Александра, имеет право приходить сюда как домой.
- Привет – дружелюбно, но с вопросом Александр протянул руку и пожав ее через порог отступил , пропуская старого знакомого .- В гости? Ко мне? Или из дома выгнали и ты здесь поживешь?
- Смешно.- усмехнулся Юрка и прошел в дверь. -Могу поспорить,-говорил он и тяжело дыша подымался по лестнице  – Что ты уже разговариваешь с этими стенами по ночам .
- Да , ты прав , я сошел с ума, еще несколько лет назад.
- Нет , правда, как ты можешь здесь жить?
- Живу одной мыслью . что ты вернешься и разделишь со мной эти темные осенние вечера.
- Гляжу у тебя веселое настроение. Я сразу к тебе , если ты не против. У меня и коньяк твой любимый с собой .
- Я больше не пью. Даже халявный коньяк .
- Ну, сегодня по рюмке, за компанию. С гостем. Со встречей. Сколько же я здесь не был?- Он вошел в квартиру Александра первым и не дожидаясь приглашения снял и повесил на вешалку плащ и шляпу.- Ни чего не изменилось-он оглядывал обои на стенах , улыбнулся от знакомого скрипа половицы и поставив бутылку на стол прошел в комнату.- Второй компьютер. Ты установил наблюдение по периметру . Молодец. Я  про это не подумал.
- Зря не подумал,- начал Александр после паузы.- Это не твои товарищи все вокруг дома обнюхивают последнее время?
- Закуска там в сумке. Нарежь колбаски.- Юрка взял бутылку и свернул ей крышку. – настоящий коньяк не должен так открываться – недовольно заменил он.- Нет , смотри, пробочка есть.- он вынул пробку и запах стал заполнять комнату.- И ты откажешься?- Соблазнительно произнес он.
- Ну по одной.- Александр достал рюмки.
   За окнами начинало темнеть , по крыше зашуршал дождик и порывы ветра которому некуда было деваться из глубокого оврага давили слегка на стекла и гул от этого передавался в старые рамы.
- Дом совсем трухлявый, Год, два и лестница обрушится.- Юрка поставил пустую рюмку на стол.
- Может быть.- Александр почувствовал усталость и понял, что конец близок. Он не понимал конец чего, и не хотел понимать , когда такие моменты случались с ним раньше он предпочитал просто плыть от эпизода к эпизода разрешая словам самим рисовать смыслы будущего . Образ этого будущего уже существует и сейчас лишь проявляются его еще неуловимые контуры и изменить уже ни чего не в силах ни кто. Все уже случилось и надо подождать чтобы события  убрали лишнее то, что мешает будущему стать настоящим.
- В тот день когда убили Ивана меня в городе не было. – Юрий смотрел на Александра спокойно и в словах его хотя и не было оправдания , но было ясно, что смысл этих слов важен для обоих.- И я к этому не имею ни какого отношения. –он замолчал на минуту . – Тогда я сам искал тех кто это сделал. Скорее всего , это его родственники отомстили ему за что-то. Но это не я.- Лицо Александра изменилось и оба надолго замолчали . Выпили молча и оба заметили, что за эту минуту темнота в окне окончательно скрыла деревья на другой стороне дороги и хотя вокруг стало почти совсем темно никто не торопился включать свет . Из прихожей желтая полоса разрубала стол с тарелками да и самих приятелей на две половины и заметив это оба усмехнулись , но менять что-то не захотели.
- Ты часы сейчас не заводишь?- Юрка спросил тихо и разлил совсем по не многу из высокой бутылки.
- Давно не заводил.
- Славно они тикают, будто кто за тобой по железным ступенькам поднимается и сейчас постучат и попросят на выход.
- Или спускается.- непонятно зачем вставил Александр.
- Ну да. За мной спускается , а за тобой поднимается. Да . Но на выход попросят всех .-он замолчал.- А ты не заводи их . Может пронесет.-они помолчали еще.- Но ты же туда уже заглядывал.- Юрка навалился на стол и его лицо появилось в полосе света прямо перед лицом Александра.- Что там?
- Александр не сразу понял о чем тот спрашивает его, а когда стал догадываться сильное волнение поднялось откуда то и в висках застучало.
- Я уже не помню.
- А я думал, что такое не забудешь. –Он замолчал , но потом тихо продолжил.- Если , конечно не решил забыть. И если не запрещаешь себе вспоминать. –он снова появился в полосе света и Александр узнал то давнишнее выражение на его лице. Злое , с глазами которые как два гвоздя забиваются в голову сидящего напротив и ни что не может противостоять силе с которой они дырявят его сознание.
- Что ты хочешь.- спросил почти испугано Александр.
- Не знаю. Честно не знаю. Если только ты все забыл то я ни знаю зачем я пришел.- голос его устало сник и лицо скрылось в темноте .- Я болен . Твой, этот , наверное сказал тебе . Я просто вспомнил те дни тогда . И подумал может ты расскажешь мне что там нас всех ждет.
- Ты смеешься? Это было так давно.
- Не обманывай себя . Признайся, это было самым сильным впечатлением в твоей жизни . Ведь так? Иначе бы ты не боялся вспоминать о нем . Ты боишься его потому и прячешь от себя. –он замолчал на мгновенье . –но если бы ты вспомнил лишь и разок , сейчас и рассказал мне , то. – он замолчал снова.- Конечно-он усмехнулся- я болен и скоро сам все узнаю, но… Мне страшно, наверное?- он замолчал и Александр понял , что он ждет ответа. Юрка ждал ответа , а Александр молчал в полном смятении от прозвучавшего предложения . И вдруг он понял что молчит потому, что Юрка и в самом деле прав . Все эти годы он боялся даже вспоминать о тех днях проведенных в поселке за забором . Даже не понимая он знал что стоит ему захотеть вспомнить те ощущения как что-то из памяти поднимется и его жизнь опрокинется , перевернется и ему захочется, невероятно захочется еще раз увидеть что там за той стороной света. И вдруг он осознал , что все эти годы он тратил огромные усилия сопротивляясь этому казалось забытому , но существующему желанию.
- Мне страшно.- начал тихо Юрка.- и пришел я сюда чтобы ты успокоил меня . Правда . Понимаю , что это малодушие. Но , ты же можешь. А вдруг , просто представим , что ты там найдешь возможность…- он замолчал.- Александр понял о чем просит Юрка.
- А вдруг?- голос его стал тихим.- я понимаю тебя и помню, что с тобой стало тогда , после этих попыток и поэтому не могу настаивать. Но если ты согласишься , то теперь все могло бы быть по другому и я бы не позволил тебе зайти безвозвратно далеко и всегда позаботился бы о твоем возвращении. Да.-он не надолго замолчал- Тогда , все было как в припадке . И я , да и ты . И в первую очередь ты рвался туда не думая об опасности. А может тебе не хватило лишь одного шага чтобы узнать тайну всего . Самой жизни. Одного шага чтобы начать видеть . Видеть все как оно есть и в будущем и в прошлом. Всего одного шага.-он замолчал, но его лицо так и не появилось в полосе света.
- Одного шага чтобы я не сошел с ума окончательно.- серьезно закончил фразу Александр.
-Да. Если бы тогда не твои друзья,- он запнулся,- то не известно чем бы это кончилось. Правда . Но теперь рядом буду я . И я буду следить чтобы ты вернулся . Я буду держать тебя за руку, тем более в твоих руках будет и моя судьба.- он замолчал . Молчал и Александр.
   Так прошло несколько секунд и вдруг в полосе света на стол из темноты появилась ребристая бутылка с алым гранатовым соком. Только воспоминания о вкусе этого сока заставило напрячься на несколько секунд все тело . Затем он почувствовал как расслабляются  мышцы лица и понял что воля покидает его. Когда он успел это сделать. Когда эта бутылочка с соком цвета крови стала ключом к его сознанию. Александр сжал кулак поднял сантиметра на три над столом и с силой опустил его. Обоим показалось что от грохота затряслись стены , но ни один не произнес ни слова и оба продолжали сидеть разделенные полосой света.
    - Ты знаешь что такое рак легких?- голос Юрки зазвучал подавленно , но было слышно , что говорить он хотел. Так уставший , но долго молчавший человек говорит монотонно без интонации и слова кусками выталкиваются из горла накопившимися за время переживаниями  и кажется ,что не имеют  мысли, а являются лишь необходимостью уставшего тела . Александр понимал, что с Юркой такого быть не может даже в его сегодняшнем состоянии поэтому пытался понять к чему тот ведет . Но скоро  ощутил как тяжесть заполняет его от услышанного.
- Рак легких, по крайней мере у меня, почти ни как не выдает себя болью.
Температура изматывает непреодолимостью и легким шумом в мышцах. Дышать не трудно. Пока.- он сделал паузу.- но все время хочется вздохнуть поглубже, а воздух изнутри идет горячий и жжет небо . И этот жар как доказательство того , что там в пятнадцати сантиметрах от языка ткань твоего тела твердеет и рубцы меняют нежную, живую нужную для всего организма плоть превращая ее в жесткое требующее пространства для себя образование, которое борется за мою жизнь, за мое тело и если оно победит то погибнет потому , что убьет меня .  Обезумевшая часть сложного организма возомнившая , что сможет, если захочет, стать и заменить собой целое. Кто только дал это название всему этому. Почему не понятно, но точнее не скажешь. Рак.
   А самое тяжелое во всем этом это ночи. Зачем спать если завтрашний день ни чего не изменит . Поэтому завтрашний день не наступает. А лишь этот все длится и длится, и ночь это не перерыв в ожидании, а новое испытание . Испытание надеждой и попыткой объяснить и примириться. Примириться , чтобы найти силы попытаться вновь . Попытаться уже на другом уровне понимания или может быть усталости. Или. Или все таки понимания. А спроси понимания чего, не отвечу. Был бы по моложе укурился бы вдрызг , или закатил праздник с бабами пока из горла чернота не полезет или под стол не свалился бы в бурном беспамятстве. Да . А сейчас не могу.-он на несколько секунд замолчал.- А еще знаешь почему не могу . Потому , что тогда , давно, ты показал , что можно по-другому. Показал мне . Мне , который знает как и куда бить. Бить чтобы насмерть. Так  показал, что я поверил . Другие не поняли, а я поверил . Поверил, что есть в человеке что-то, что позволяет ему остаться человеком и сопротивляться . Я не смог . И думал , что и другие не могут . Ни кто. А ты смог.  Даже не так. Сам бы ты не смог . А значит есть в нас что-то помимо нашей воли оставляющее для нас надежду и возможность . Да . А еще я поверил, что в нужный момент появятся , черт побери, как в детском кино верные друзья и сделают для тебя то, что надо сделать. И все станет хорошо . – он замолчал.- Ведь может же такое быть, правда? Это возможно . Так, по другому. Возможно же?
- Наверное возможно.- после длинной паузы почти прошептал Александр поняв , что тот, в темноте , ждет и спрашивает о другом. Спрашивает и просит, просит, если не убить его надежду, то помочь  смириться с безнадежностью.- Только я не пойму , что ты у меня просишь? Я не врач. Чего ты ждешь от меня . Ты же не веришь, что я смогу каким то образом вылечить тебя?
- У меня сейчас веры нет, кончилась. У меня надежда осталась.- в темноте стихло, а затем раздался скрип стула.- Можно я часы заведу? Я помню как . Очень хочется еще раз услышать .- Александр почти не видел того напротив в темноте, а лишь по звуку понимал как он берет часы и с треском заводит пружину в старом механизме. – Неужели просто еще  один способ заставить и подчинить своему влиянию . Если так то он потерял навык . Сегодня не действует . Или я все придумываю и во всех его словах кроме отчаяния и страха нет ни чего , а я … Я отказываю ему.
- Как тикают. Я в Германии искал себе настенные, чтобы вот так . Нашел. Хорошие и дорогие. А в этих что-то все таки по другому. А что не пойму.
- Это звук. Звук в доме по другому ощущается. Часы не причем.
- Да, да ты прав. Старая развалина меняет все, что в него попадает на свой лад. Ты поэтому отсюда не переезжаешь? У тебя же есть другое место , я знаю.- Александр напрягся .- Значит он знает про Марию- вдруг всплыло в мыслях. – Знает. – он помолчал несколько секунд и зло утвердительно проговорил.
- Ты знаешь все. Черт, когда ты узнал?
- Не называй меня так.- иронично попросил Юрий усаживаясь на то же место в темноте.- Раньше мне бы это польстило . А сейчас..
- Ты шутишь , значит все не так плохо.
- Я шучу потому что все так….
- Послушай- перебил его Александр- Тебе нужна операция. Просто, хорошо сделанная операция и надежда, что организм справится . То о чем ты просишь у меня  тебе не нужно.- он говорил в темноту и теперь приходилось перекрикивать ходики на стене потому что они все время сбивали с мысли .
- Ты заметил. Звук часов. Я вернул твоему дому голос и тебе стало трудно спорить с нами двоими.
- Ты опять шутишь?
- Ты знаешь что нет.- после паузы он продолжил - Операция в Израиле назначена на конец месяца. Подумай. – Из темноты в полосе света появилась рука и придвинула бутылку с гранатовым соком ближе к Александру. – А вдруг она кончится неудачей.- рука из темноты замерла и медленно уплыла обратно. – У тебя не будет другого шанса еще раз это попробовать.- и после паузы добавил.- А мне еще раз это понаблюдать. Может там и про меня что-то станет ясно? – голос его почти растворялся в движении часового механизма и Александр понял , что тот напротив прав и это дом приобретя голос требует того же. Или. Или сам он этого хочет и всегда хотел. Вернуться туда. Он взял одной рукой бутылку , а второй решительно повернул крышку . Крышка оказалась открытой. Значит все уже готово понял Александр и поднеся бутылку к губам медленно выпил все глоток за глотком.

- Отлично- Вдруг спокойно и быстро заговорил Юрий- У нас около пяти или десяти минут . Делай то что я говорю . Возьми документы, ноутбук, в общем самое дорогое что у тебя здесь есть. Мы одеваемся и уходим . Машина стоит около музея.
Александр ни чего особого не почувствовал, но сделав этот шаг понял, что дальше он должен слушать что ему говорят и ждать что с ним произойдет, потому что дальше все произойдет помимо его сознания и теперь он лишь наблюдатель странных явлений и представлений теней непонятного мира. –Это наркотики? – только спросил он вставая и исполняя то , что ему сказали .
- Нет конечно. Набор безобидных трав которые растут на склонах Алтайских гор. Не более. Ты уникален тем что они нужны тебе просто чтобы запустить нужный механизм. И все. Все , не спрашивай . Мало времени.
  Александр взял сумку и побросал в него некоторые вещи, деньги и документы . Сверху положил ноутбук. В голове его сначала что-то сильно зашумело и показалось, что все тепло тела устремилось вверх от чего захотелось закрыть сначала глаза, затем зажмуриться и остановить жар ладонями . Он схватил лицо руками и почувствовал как Юрий толкает его к выходу. На ступеньках огонь в сознании растаял и пытаясь открыть глаза он перебирал ногами в темноте ступеньки уже плохо понимая происходящее.  На миг, уже за дверью, ему стало страшно, но страх тут же пропал , впрочем как и все другие реальные чувства. Знакомые ощущения , внутренний диалог и контроль происходящего стали бесполезны и Александр отбросил их как ненужную надоевшую одежду в жаркой новой стране. Тут он почувствовал сначала полную беззащитность , но вновь приобретенные невероятные чувства принесли с собой глубокий покой и пустоту. Слово «пустоту» загудело в нем последним ууу и этот легкий гул заменил собой все звуки ночи. Больше его уши ни чего не слышали. Все рождалось из ниоткуда прямо в сознании и в нем же таяло когда становилось не нужным. Взглядом он еще видел что с ним происходит, но было это все как на экране немого кино когда в зале посторонние люди говорят о чем то своем , но фильм идет параллельно с их разговором не кончаясь, но и без возможности сконцентрироваться на сюжете неинтересного фильма.
    То ,что происходило потом трудно описать, потому что то что видел Александр совсем не видел шедший рядом Юрка, а то что задумал сделать Юрий совсем уже не занимало изумленно оглядывающегося вокруг Александра.
- Садись в машину, садись. Нет, нам надо доехать до моего дома, тут не далеко. Куда ты пошел?-  Юрка попытался затолкнуть стоявшего рядом человека в открытую дверь автомобиля , но не смог даже сдвинуть его с места . А тот в это время озирался вокруг и кажется удивленно улыбался оглядываясь по сторонам. Редкие машины проезжали по ночной улице , но ни их шум , ни их вид не привлекали его внимания . Спокойно отодвинув приятеля в сторону Александр пошел вверх по тротуару щуря глаза и прикрывая лицо рукой будто от нестерпимого света.
-Ну , куда ты пошел? У нас мало времени.- Юрка зашагал позади оборачиваясь на пустую в этот момент ночную дорогу.
  Ночь или день, какая разница. Время не делится моментами когда свет попадает в воздух и отражаясь в растворенных в нем каплях воды  становится приятнее для глаз . Александру показалось, что здесь не свет уничтожал темноту своим присутствием , а темнота напирала из настоящей глубины которая была повсюду, напирала и выдавливала свет гоняя его как облако . И эти облака света то набирали откуда то силы, то почти таяли , а затем будто кто выдыхал и они снова отодвигали темноту на другое место совсем не пытаясь справится с ней , но сила выдоха света кончалась и он устремлялся в непроявившееся отдавая пространство выдоху темноты. Пространство? А разве существует пространство вне этих вдохов.
  Александр стоял и с улыбкой какой то далекой частью своего сознания понял что не дышит . Дыхание не было возможно тут так как воздух… Что . Что это такое- воз..х . Вибрация света и тьмы которые , как только что заметил Александр может быть и не отличались друг от друга , тем более цветом, а были просто вибрацией, заполняло все , а может и было всем. Только и всего. Это было бы наверное грустно, если бы , даже , это не было глубоким выдохом пустоты.
    Вдруг сквозь реальность его что-то подбросило и он сначала перестал чувствовать вибрацию затем проявились и исчезли свет и темнота вначале лишь слегка заколыхавшись, а затем получив яркость и упругость от которых терялась легкость и свобода. Краски набирая разнообразия становились тяжелее и остывали превращаясь во что то плотное, но бесформенное. Александр почувствовал, что нестерпимо хочет и должен сделать то, что раньше знал как вздох . Как только напряжение заполнило его легкие глаза стали различать контуры когда то знакомых предметов, и он увидел чьё-то лицо прямо перед собой .
- Да очнись ты. Ты видишь меня? Видишь? Мы должны срочно поехать ко мне домой. Понимаешь? Вставай.- Юрка говорил еще что-то и взяв его как пьяного под руку стал подымать  с тротуара.
  Пока Александр смотрел в лицо приятеля то помнил все , что он должен сделать сейчас, но стоило ему повернуть голову в сторону и все вновь уплыло в фантастическом представлении и ему стало страшно.
  Он оттолкнул приятеля с силой в сторону и выпрямился глядя вниз туда куда уходила широкая полоса мокрого асфальта. Вдоль дороги как невероятные существа невидимых миров стояли дома. Каменные стены были скелетами, но формы самих этих существ создавались не ими , а слегка светящимися полупрозрачными  оболочками покрывающими скелеты стен.
У дома, что был третьим слева высокие колонны были мощными лапами на которых опиралась опоясанная резными карнизами мускулистая  шея над которым нависал злобный фронтон с мордой. Он был серого цвета и старые беленые стены едва угадывались из-за толстой и грубой щетины. Следующего дома видно не было, но свет из арки от него резко падал на мостовую и Александр заторопился туда чтобы заглянуть во дворик.  Карие глаза больших окон удивленно уставились прямо на Александра и ему показалось , что брови над наличниками прищурились , после этого забор в котором была установлена арка не спеша сдвинулся закрывая от глаз Александра застенчивую сонную барыню .Он взглянул вдоль улицы и изумился разнообразию всевозможных форм в которых могли существовать скучные на первый взгляд каменные коробки . – Как такое возможно – возник из пустоты вопрос и там же , так же просто появился ответ. – Люди живущие уже много лет в этих домах передали им части своей души из которой выросли эти новые существа преобретя форму и цвет того материала из которого были созданы. Тонкая энергия передающая знание о красоте нашла здесь материал через который смогла реализовать себя . В этих эмоциях накопившихся за годы жизни в камне зарождалась новая  жизнь , новая форма ее воплощения. Это стало понятно Александру просто и сразу . ни как ответ который следовало еще понять,  а как неоспоримая данность.
    
Наблюдая все это , там дальше среди темных фонарей которые были здесь совсем не нужны он как ему показалось увидел ребенка. Он не мог сначала поверить , что тут было место маленькому человеку . Он всмотрелся в даль пытаясь подтвердить догадку и уже ясно увидел девочку . Она стояла  в пятне яркого белого света который разливался сбоку  от здания которого еще не было видно.  Александр не выпуская девочку из вида быстро пошел к ней . Пройдя несколько метров он удивленно заметил что девочка машет ему рукой, как бы зовя к себе. Еще ему показалось , что он уже видел это раньше . Он прибавил шагу. Пройдя еще немного он ясно увидел, что, точно,  девочка смотрит в его сторону и машет рукой. Не большого, детского роста, лет пяти или шести в светлом коротком платье Александр мог хорошо различить  синий бант на голове и оранжевые сандалии на белых детских носочках. Он пытался вспомнить где он мог ее видеть , а девочка продолжала махать.
   Он шел и пытался вспомнить где мог видеть ее . Он так сильно хотел вспомнить, что память стала возвращаться, принося с собой также ощущение от запахов и звуков которые усилили эффект невероятности происходящего.
   Он старался идти быстро , но то ли силы его были на пределе или плотность воздуха окружавшего его отличалась от привычной и поэтому каждый шаг давался все  с большим трудом . Вдруг откуда то .. , а скорее ото всюду появился сначала тяжелый звон колоколов , а затем скрежет доспех и треск ломающихся мечей. «По ком слышен звон» вдруг почему то подумал Александр . А может просто это всплыло в его сознании. И затем в его голове стали всплывать сами собой фразы . Появляясь и растворяясь , возникая и тая превращаясь в тяжелую музыку и вылезая из нее как из тела чудовища они не прекращались пока все не закончилось , гораздо позднее.

 Make his fight on the hill in the early day
Constant chill deep inside


 Белый свет лился  откуда то сбоку и Александр пытался быстрее увидеть что же там может быть. Дома вокруг становились все светлее и начинали светится изнутри прозрачными красками . Песня чуть стихла, но не прекратилась. И наконец , из за-за  крайнего, почти полностью прозрачного дома появился ослепительный столб невыносимо сверкающий и устремленный в темное небо . Столб упирался в облака и те впитывали его, вбирали как воду и закипая устремлялись куда то выше. Опустив взгляд к земле Александр увидел как сквозь невыносимое пламя проступали контуры стен старого храма.
 Александр наконец оторвал взгляд от этого зрелища и стал искать глазами девочку. Она стояла в нескольких метрах , прямо напротив входа в храм и продолжала звать его махая рукой.

For whom the bell tolls
Time marches on
For whom the bell tolls

    Он сделал несколько шагов к ней на встречу и теперь смог рассмотреть ее лицо . Какого же было его удивление когда он понял , что девочка машет совсем не ему , а кому то другому , что стоял за его спиной . Он обернулся , чтобы понять кому предназначаются эти призывы и увидел темную фигуру Юрки. В свете огня от храма он был похож на почти бесформенную расплывчатую тень плывущую следом. Александр еще раз посмотрел на девочку и теперь ясно понял , что она звала именно не его. Она звала , но тот, позади, не видел ее и не понимал ее призывов . Александр смотрел то на девочку, то на Юркину темную фигуру ожидая, что же будет дальше. Девочка махнув еще несколько раз посмотрела наконец на Александра и тот понял что от него ждут.

По ком слышен звон?
Время идет.
По ком слышен звон?

Рев музыки стал набирать скорость. «Metallica» как громадный пес бросилась в погоня за очередной обреченной жизнью.

For whom the bell tolls
Time marches on
For whom the bell tolls

 Обернувшись он пошел к Юрке.
- Ты что? – Спросил Юрка когда Александр дошел до церкви и постояв немного повернулся к нему. Подождав чего то он подошел и взял приятеля за руку .- Ты что? Нам надо идти. Понимаешь . У нас мало времени. Куда ты меня ведешь. Поздно уже. Пора нам . Теряем время.- нетерпеливо причитал Юрка , но сопротивлялся слабо.
    Александр взял темную тень за руку и потянул за собой . В сгустке темноты что-то загудело, но Александр уже не обращал на это внимание. Девочка перестала махать, а ждала глядя в то место темной тени где могло быть лицо. Вглядевшись туда очень внимательно она кивнула головой , обернулась и зачем то махнула рукой подавая для кого то знак . И тут же Александр услышал трещащий звонок дальнего трамвая. Взглянув туда куда смотрела девочка он увидел  качающихся под звуки безумно величественного скрежета музыки  существ со скелетами домов, а между ними черный блестящий трамвай с ослепительно горящими фонарями не спеша приближающийся со звонким и убогим треском. И тут он окончательно вспомнил откуда он знает ту девочку с синим бантом.
    Когда то давно он уже встречал ее на обратной стороне и она рассказала, что могла и не взяла с собой . Трамвай подпрыгивал на рельсах четко, не спеша и даже весело . А девочка повернулась к Александру переводя взгляд с него на темную тень, которая гудела откуда то изнутри монотонно и обреченно . Александр уже различал оранжевый жилет на водителе трамвая и ясно видел , что это веселая тетка с убранными в белый платок волосами  и золотыми зубами поет по английски каким то противным старушечьим  голосом и совершенно русскими словами

Take a look to the sky just before you die
It's the last time he will
Blackened roar, massive roar, fills the crumbling sky
Shattered goal fills his soul with a ruthless cry.

И вся Metallica старательно пыталась подстроится под ее невыносимо фальшивый голос . При этом она  пристально смотрит прямо ему в лицо . Вдруг он прекрасно понял то что сейчас будет. Девочка стояла посредине пути и трамвай уже притормаживал у нее за спиной .  Музыка мчалась и казалась сейчас полностью опрокинется в хаос , но сильная воля мастерски  удерживала гармонию в звуках и пес тяжело дыша и спотыкаясь несся дальше.
   Александр посмотрел сначала на Юркину тень потом вокруг и наконец на столб огненного храма освещающего все кругом . Когда трамвай остановился девочка с бантом не спеша подошла к Александру улыбнулась и взяв за руку темную тень Юрки потянула его к открывшейся двери трамвая.  Тень совершенно не сопротивляясь поплыла за синим бантом, спокойно выскользнув из рук Александра. Тетка с золотыми зубами замолчала и теперь приветливо улыбалась из-за лобового стекла трамвая глядя на него с нежной грустью. Музыка обрадовалась освобождению от ее голоса и бросилась вперед  совсем неудержимо.
   Александр не мог понять точно , что происходит и что он тут наделал. Он еще раз огляделся вокруг и зажмурился от нестерпимого света огненного столба . После этого посмотрел на девочку уводящего от него темную тень и тут же сделал шаг вперед и схватил безголосую черноту за угаданную руку.  Девочка испуганно и зло повернула к нему голову , а тетка в оранжевом жилете перестала нежно улыбаться. Александр сильно дернул Юрку на себя и девочка выпустила его резко обернувшись всем телом . Александр тащил вскипающую темноту Юркиной тени изо всех сил, а девочка и тетка смотрели на это и начинали широко открывая рты беззвучно смеяться. Александр понял, что должен был сделать и ему показалось, что это так просто будет исполнить.
  - Куда ты меня тащишь? – Шипел Юрка стараясь сдерживать крик на ночной тихой  улице . Они стояли прямо напротив входа в церковь и Александр со страшным лицом смотрел на него и вцепившись в руку тащил в сторону.- Идиот. Зачем я только затеял все это? – Юрка упирался ногами , а рукой схватился за столб трамвайной остановки. Краем гдаза он видел медленно проезжающее мимо BMW ослепительно черного цвета и приглушенный рокот чего-то тяжелого в тонированном салоне. Из притормозившей машины наверное с интересом наблюдали за борьбой двух пьяных на ночной улице.
       Александр тянул бурлящую тень к пылающему столбу света, а позади у черного трамвая в ярко освещенном салоне широко открывая беззвучные рты хохотали девочка с синим  бантом и тетка с сверкающим золотым ртом. Наконец с силой дернув в последний раз Александр сдвинул Юрку с места и напрягая все силы стал втягивать его в огненный столб. Тень сопротивлялась и извивалась , но чем ближе она оказывалась к свету тем быстрее темнота вымывалась чистым потоком лучезарной энергии и сопротивление ослабевало . Силы оставляли Александра и жар от стен храма уже опалял волосы на его голове , но он видел как растворяется бурлящая грязь в теле Юрки и не отпускал его руку.  Последнее что он увидел это почти прозрачный контур Юркиной тени и отъезжающий с звенящим треском черный трамвай. Музыка затихала.
   Порыв ветра с реки тряхнул пустой куст за спиной и капли холодного мелкого дождя упали на лицо Александра. Он стер капли рукой и тяжело вздохнув оглянулся . И зачем только он сел на эту мокрую скамейку. Теперь он почувствовал, что все брюки под ним промокли и стало холодно.
- А я говорил не садись на нее. Холодно , а у тебя штаны сырые.- Юрка стоял рядом со скамейкой держа над собой зонт и глядел вниз за реку. Серые , мятые облака старались прижаться  к земле пытаясь почистить о колючий лес свои грязные перья. Внизу, змеей между крышами  домов пробирались машины подкрадываясь к Кремлю устало и сонно без всякой надежды попасть в эту берлогу, а тем более чем-нибудь там поживится. Старый медведь устроил ее много веков назад и теперь сидел в ней глядя за Волгу шумно дышал почесываясь и вспоминал время . Он перестал стареть давно, а значит уже не мог заглядывать в будущее и мог только вспоминать и сидеть на берегу к своему удовольствию забытый всеми . Он был такой старый, что не хотел уже даже почестей. Ну может быть только если  почешут за ухом, тогда ладно.
  - Пойдем домой. – тихо сказал Александр и встал. Юрка удивленно повернулся к нему и опустив зонт сделал быстрый шаг к скамейке.
 - Куда пойдем? Что ?
- Пошли домой . Дождик начинается.
- Послушай .  Ты меня узнаешь что ли.
- Хватит , холодно уже.
- Пошли, пошли , только осторожно . Машина там внизу. Осторожно.
- Я домой хочу. Мне еще заказ надо доделать.
- Заказ. Ага. Значит ты не помнишь то, что ты не помнишь уже несколько дней . Ладно. Это отлично.
- Что случилось.
- Ничего, ты заболел неожиданно. Да. Ну, а теперь все будет хорошо.
- Заболел? Не помню. Ладно пойдем домой.
- Домой тебе нельзя . Ты пока у меня поживешь.
- Почему у тебя ?
- Понимаешь . Твой дом в тот вечер когда ты заболел . Твой дом неожиданно сгорел. Да, и ты теперь живешь у меня . Ничего страшного . Пока не вылечишься можешь жить, если захочешь . Тем более , я через неделю уезжаю. Операция . Ну ты помнишь про это. Или тоже нет . Ну не важно . А дом твой сгорел . Да . Неожиданно так . Но ни чего, все будет хорошо. – Александр смотрел на Юрку и ни как не мог понять что происходит . Он совсем не чувствовал себя больным , если не считать усталости и мокрых штанов все было хорошо.
 - Это ты сжег его?- Александр твердо посмотрел в лицо Юрия.
- Да нет , что ты . Я тебе все расскажу . А дальше ты сам все вспомнишь. Как было бы хорошо если бы ты ВСЕ вспомнил . Мне очень надо чтобы ты все вспомнил.
- Это ты сволочь сжег его. Я знаю . Я помню.- Александр сделал шаг вперед и захотел ударить Юрку . Хотел , но плечи не послушались и он только мотнулся всем корпусом вперед и чуть не повалился без сил.
- Ну вот, видишь .- улыбнулся Юрка .- Сил то нет , а все туда же, драться лезет . Ничего не помнит . Ни чего не понимает, а кулачками помахать хочется . Ладно уж, успокойся , пойдем.-он подхватил приятеля и повел по крутому склону вниз, где далеко в конце ступенек стояла машина.
- Я не поеду к тебе.- твердо сказал Александр , но приятеля не оттолкнул.
- Ну . а куда ты поедешь?
- Я знаю куда я поеду, не твое дело.
- Ну хорошо. Отвезу я тебя к твоей Маше . Тем более она тебе уже несколько раз звонила. Пошли в машину.
- Откуда ты знаешь …? Откуда ты знаешь про нее. – Они медленно спускались по крутым ступенькам вниз и мелкий дождь колол холодными иглами щеки и руки .
- Пойдем .- Напевно, как с тяжело больным говорил Юрий.- Пойдем я тебе все расскажу . Все, все . А потом ты мне расскажешь . Только все расскажешь . Все вспомнишь и расскажешь . Хорошо . Ну давай. Шагай.
- Какая ты все таки сволочь . Зачем ты его … Стоп . Я вспомнил . – он остановился .- Я вспомнил зачем ты его …  Черт, я понял .
- Кто черт? Я черт или дом твой черт . Вон храм внизу , а ты такие слова говоришь. Нехорошо. Не забывай , что я в этом доме тоже как бы был прописан и тоже потерял жилье.- Было не понятно шутит ли он или может нет вовсе.
- Нехорошо? Может быть.- Александр задумался перебирая ногами и цепляясь рукой за мокрые перила.- А может и нет. А может и хорошо. Все . Теперь все. Вези меня к Маше.- Пройдя немного вниз Александр вдруг остановился и примирительно тихо сказал- Пойдем к нему. Посмотрим.
- Там нечего смотреть . Ну, что там смотреть ? Ну если хочешь?
- Не нукай , не запрягал. Пошли.
- Вон прям какой. Боевой лягушонок. Ну , пошли если хочешь.
Тяжело дыша от долгого подъема он шел медленно и смотрел под ноги , а когда решил поднять глаза увидел только обугленные стены без окон и крыши, и сорванную с петель дверь внутрь . Ему расхотелось идти ближе и пристав на цыпочки он попытался издали заглянуть внутрь . Старая лестница была обрушена и дождь через пустую крышу обливал обугленные остатки. Александр повернул голову и в уже голых кустах заметил старую лавку и стол.
- Пойдем – дернул его за руку Юрка – машина внизу. Сыро.
- Стол потом заберу.
- Конечно заберешь.
Прошло два года. Прошли день за днем , шаг за шагом как старая собака через двор , а как говорил один умный человек время идет медленно, а проходит быстро.
- Вы знаете, а хорошо, что вы решили именно здесь построить свой офис.- Сергей взял чашку принесенного секретаршей кофе и положил в него ломтик лимона. На лимон он высыпал ложку сахара от чего ломтик перевернулся и наполнил кабинет своим запахом. – И мне вот кабинетик сдали . Недорого и почти в центре. Ну конечно не совсем уж дешево, если честно, но…Вы там что-то опять собираете, может помочь что ? – и не дождавшись ответа продолжил.- И вид из окна , и дорога. И столик тот с лавочкой . Красиво получилось. Клиентов не стыдно привести . Этот проект , когда я его увидел в первый раз , я сразу на этом месте представил. Да. Здесь же люди с тринадцатого века живут , а вон там есть церковь. Там над оврагом. Раньше на месте этой церкви был монастырь так он здесь был когда и Кремля еще не было . Да, даже деревянного. – На столе зазвонил телефон и Сергей взял трубку. – Да , слушаю. Нет. Это «Архитектурная студия». Если вам по вопросам строительства , то это по другому телефону . Да . Адрес этот же, а номер другой . Мы только что переехали поэтому мы уже не там , но еще и не здесь, но вы заходите по адресу на сайте и тут вам подскажут. Не за что. До свиданья. –он повесил трубку. – Куда Юлька ушла, я не понимаю.
   Теперь зазвонил сотовый и отхлебнув чая Сергей отправил в рот разбухший ломтик лимона и скривившись нажал на кнопку.
- Привет , Виктор. Ты опять сейчас начнешь . Мы же вчера обо всем поговорили . Не будет здесь места для твоего магазина. Нет . Да ты говорил . Раз внизу будет музей с  подземным ходом значит это городская достопримечательность . Да . Значит туристы, да и твой антикварный магазин здесь был бы очень кстати . Да. Я уже это слышал . И опять нет. Да ты вчера говорил. Когда наш строительный бизнес разорится, то ты выкупишь все здание . Да, да ты так говорил. А теперь пошел вон , мне работать надо . Алигарх гребаный.- Сергей отключил вызов.
- Слышали?-обратился он к тому в соседней комнате .- Витька хочет свой четвертый магазин открыть. Ищет место . Я ему говорю . А он не отстает. Балбес.- Он помолчал глядя в окно за реку там внизу и тихо сам для себя спросил .- И где сейчас Александр Иваныч.- после этого уже громко тому за дверью. – Юрий Валерьевич, а что Иваныч так и не появлялся? – За дверью что –то затрещало будто кто-то заводил старый механизм и наконец в проеме показался Юрий с большими часами в руках . Он подошел к стене за которой дорога спускалась вниз и повесил часы на уже приготовленное для этого место. Комната наполнилась их тиканьем как шагами красивой неторопливой женщины по утреннему асфальту.
- Вот так.- Юрий Валерьевич сделал несколько шагов назад и еще раз оценил работу. – Новое сердце дома запущено.
- Какое сердце – не понял Сергей. – Кстати , как вы себя чувствуете, что врачи говорят?
- Говорят, говорят , говорят.- Юрий Валерьевич отвернулся и пошел в свой кабинет . Сергей уже привык, что его новый хозяин отвечает только на те вопросы на которые хочет, но почему эти часы должны висеть именно в его новом кабинете он не понимал. Но , раз босс так решил, так тому и быть.
- А Иваныч Вам не звонил? –уже год как уехал и не слуху не духу.
- Он , где-то на склонах Алтайских гор, как я понимаю. – Вдруг негромко донеслось из соседней комнаты. После операции Юркин голос потерял силу и говорить он старался меньше, хотя врачи сказали, что ремиссия идет быстро, но силы еще не вернулись.
- И что он там делает?
- А я так понимаю , что он все-таки что то вспомнил.
- И что он вспомнил?
- Не важно что, а важно что он теперь хочет найти какую то траву в этих горах.
- Зачем ему это?
- Жаль, но мне кажется он сошел с пути. Жаль. –он вздохнул и спросил-Но ты же продолжаешь заниматься по системе?
Теперь Сергей не стал отвечать на вопрос. Не стал потому, что такой вопрос не задают мастеру.
   Когда ласточки над оврагом закружатся в лучах заходящего за лес солнца , старый дом будет смотреть на сидящих за длинным столом людей,  на обновившийся за рекой город и слушать звон трамвая у себя за спиной, и музыку подходящих к речному вокзалу теплоходов. В пустых кабинетах наберет силу голос нового времени  и послушать его из забытого подземного хода заспешит дух древнего города чтобы этой ночью посмотреть еще раз все ли правильно сделали эти странные люди , которые думают что они здесь главные.