Офицерские полки Советской науки

Александр Ляхов
Россия страна удивительных явлений. История России внешне глобально повторяет все изгибы и развитие всего человечества, но каждое явление несет какие-то специфические только России присущие черты. Рассматривая детали этого процесса, сразу же вспоминаешь гениальные строки Тютчева.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.»

Великая Октябрьская революция стоит, по сути, в одном ряду с Великой Английской революцией, Французской, войной за независимость США . Все настоящие революции приводили к смене общественно политического строя в стране, а великие революции изменяли весь мир.

Можно видеть, что революционные процессы обладают высокой степень подобия, носят сходные характер. Элита, раздираемая внутренними противоречиями,  для своей междоусобной борьбы привлекает народные массы, которые вырвавшись из жестких оков государственной машины, сметают все. Начинается гражданская война со всеми присущими эксцессами. Победившая сторона порождает новый порядок и соответственно новую элиту.

Подобие процессов просто удивительно. Например, малоизвестный факт, первые Советы солдатских депутатов были созданы в революционной армии Кромвеля. Эти Советы послужили основой, цементирующей новую армию. Именно благодаря идеологическому единству, армия Кромвеля победила. Новая постреволюционная элита отказалась от этих  Советов и была сметена при реставрации.

  Октябрьская революция внешне была подобным всем революция, но были явления, которые не наблюдались нигде и никогда. Дворянство, офицерство во всех революциях естественно сражалось на стороне реакции, пытаясь защитить и восстановить порядки, в которых  оно обладала всеми привилегиями правящего класса. Но только в России во время гражданской войны, в Белой армии сформировались целые офицерские полки.

Кто сражался в этих полках против народа?

Все поручики Голицыны, корнеты Оболенские большая часть представителей старого дворянства имеющие средства и связи заграницей покинули Россию. Свою миссию они видели в том, что бы страдать за матушку Россию, призывая на помощь «западные демократии».

В «офицерских полках» служили мелкие чиновники, инженера, учителя, которые пройдя обучение во время войны стали офицерами. В современной терминологии это были  представители, «офисного планктона».
 
Основная трагедия этих людей состояла в том, что в силу своей культуры, не рядового статуса в старой государственной машине, они были оторваны от народа. Они не понимали, не могли принять и разделить систему ценностей народных масс.  Соответственно народ платил им тем же. Наглядным подтверждением этого факта служит само формирование офицерских полков. Белая идея не могла собрать под свои знамена сколь-нибудь достаточно большую часть народа. Принудительные мобилизации в Белую армию были не эффективны. Созданные таким образом части при малейшей возможности разбегались или переходили на сторону Красной Армии.
С военной точки зрения офицерские полки были менее эффективны, чем обычные мотивированные части Красной армии.  Конечно, если сравнивать их с частями той же Белой армии набранными по мобилизации, то они выглядят лучше.
 
Офицерские полки обладают существенным недостатком. Поскольку они набирались на добровольной основе из профессионалов, то они были плохо управляемы. Любой приказ они могли оценить  и решение о его выполнении принимали сами. В описании боев Гражданской войны встречаются случаи, когда офицерские части отказывались выполнить приказы, посчитав  их неверными.

Следует заметить, что штрафные офицерские батальоны Великой Отечественной Войны формировались из офицеров, разжалованных  в рядовые, и отказа от выполнения приказа не могло быть в принципе.

Рассматривая современный исторический период развития общества России можно увидеть странные, глубокие аналогии.

В современной науке фактически остались «офицерские  полки».

Кто образует эти полки?

 Это ученые, профессора, доценты, которым хорошо за пятьдесят. Молодых специалистов практически нет. "Офицеры" науки придерживаются старых совковых принципов. Мир прекрасен и познаваем. Самое достойное занятие человека, это изучение мира, создание новой техники для блага всего человечества. Авторское право это рабские цепи призванные связать творческую мысль, энергию. Эти люди не претендуют на большие зарплаты. Для них самое главное их дело. По своей сути они являются стоиками.

Мир качественно изменился. Элита навязывает народу новую систему антигуманных ценностей.
Отдохни, «сникерсни».
Делай все, что бы не работать.
Нужна машина, квартира и т.д. – достань. Другие умеют. Укради, но не попадайся.
Не умеешь воровать, или попался. Значит сам виноват.
 Семья, дети это труд.
 Зачем дети? Отдохни.
Отдохни. Отдохни. Отдохни.

Можно привести и аналог мобилизации. На занятия реально ходит около одной трети студентов. Время от времени возникает административное бурление по борьбе за посещаемость. Устраиваются проверки, пишутся приказы.
 
Аудитория заполнена, пришли почти все. Мобилизация прошла успешно.
Но практически сразу начинаешь выгонять студентов с лекции, которые  мешают: разговаривают почти вслух, едят, пьют, играют телефонами…

Как в дореволюционные времена заниматься наукой может только состоятельный человек. Оплата труда ученого, а тем более молодого человека ниже уровня бедности. Происходит естественный отбор. Наукой занимаются не самые способные и лучшие, а те, у кого есть соответствующая материальная поддержка и которые не могут реализоваться в более прибыльных сферах деятельности.

Мы далеки от народа, как те белые офицеры. Мы уходим и уносим с собой знания и культуру.
Но сохраняется надежда.
„Ночь темнее всего перед рассветом.“  Б. Дизраэль