Чудь белоглазая

Валент Филиппов
Далёкая  окраина  Метагалактики в  отличие  от  других  образований,  созданных  Высшим разумом, была  пустынна и  мало заселена,  в  отличие от  центрального  космоса.
Там, за  пылевыми  туманностями пряталась  змеевидная  галактика,  представляющая  из  себя  скопление  необжитых  систем.
Особенно,    привлекала  внимание  наблюдателей,  желтая  звезда с  обычным  номером в  каталоге ЕН-9-.  Где  числитель указывал  количество  планет  на  орбите  звезды.
По  данным  наблюдателей на трех из девяти планетах  образовались  прекрасные  условия  для  развития  органической  жизни.
На  двух  планетах  цивилизации  достигли    высокого  развития, но случился  перекос,  когда  технический  прогресс опередил нравственное  развитие  существ  населяющих эти  планеты.  Разные  климатические  условия провоцировали  жителей на  военные  действия.  Не  умея договариваться разумные  существа,  убивали  друг  друга, совершенствуя  орудия  убийства. Разрушительные  войны вызвали  цепную  реакцию  тяжелых  элементов, залегающих  в  тектонических  плитах, и Синяя планета  самоуничтожилась. На  её  орбите,  как  напоминание жителям  космоса, расположился  пояс  астероидов.
На  Красной  планете взаимная  нелюбовь двух  рас, Гуманоидов  и  Рептилоидов, так же  привела к  уничтожению  атмосферы, и  вызвали    полную  гибель  всего  живого  на планете.
Часть  спасшихся существ, как  с  Синей,  так  и  с  Красной планет, переселились  на  Зелёную  планету.  Синие пришельцы ушли  в  недра  планеты. В  ней  они  обнаружили  огромные  запасы  воды и  пустоты с  постоянной  температурой  воздуха,  именно  того  состава,  который  им  нужен  для  продолжения жизни.
Жители  красной  планеты поселились    на  поверхности, рядом  с  аборигенами, наблюдая,  изучая,  и  направляя  их по  жизненному  пути.  Постепенно  перестроились под тела аборигенов,  но рептилоидная  сущность  прорывалась из  глубин  сознания и  выплёскивалась  на  окружающий  мир неоправданной жестокостью.
Внедряя и  поддерживая стремление в  Землянах,  прорвавшихся  к  власти,  убеждая  их  на  генетическом  уровне,  что  одна  планета должна  иметь  одно  правительство и  один  тип людей. Любое  другое соседство  ведёт к войне  и  уничтожению планеты. Земляне мало  подверженные  воспитанию,  идут  своим  путём. Не  всегда  разумным, но  своим!

Дембель  подкрался  незаметно. 
Все  чаще  в  голову    приходят  мысли:  куда  ехать?  Домой, в дальнюю даль на  окраину  СССР, в горное захолустье,  или  остаться  в этих диких  краях,  где  по  велению судьбы    довелось  служить  три  года.
Душа стремилась  домой,  но  я  понял  из  писем старшей сестры:  мама  вышла  замуж,  а  мешать  ей  мне  не  хотелось,  пусть мама,  потратившая  на  нас  с сестрой молодость,  на склоне лет,  обретёт  небольшое счастье  и  поживет  оставшиеся  годы для  себя,  с хорошим  человеком. Написал  ей  длинное  письмо и  объяснил,  что  желаю  остаться в  этой,  приглянувшейся  мне,  таёжной  стороне. Мама высказалась против  моего  решения, но  я  чувствовал,  что  так будет  правильно.
Понимал,  что  в  родительском  доме  уже  два года  идёт    жизнь,  в  которой  я буду  инородным  телом. Как  говорится  в  пословице: «Два  медведя  в  одной  берлоге  не живут».   
Места,  в  которое  меня  забросила  судьба,  чтобы  я  отдал  долг родине,  глухие  и  болотистые. Народ  тут  живет угрюмый  и  не разговорчивый,  редко  на  каком  лице  можно  увидеть радостную  улыбку. 
Лица у  мужиков  серьёзные,  заросшие  бородами,    возраст  жителей окрестных деревень  определить  на  первый  взгляд трудно. Пожилых мужиков  от  молодёжи отличала  седина,  да  морщины  у  глаз,  говорящие,  о  долгом времени нелёгкой жизни. А вот  женщины  и  девушки резко  отличались  друг  от  друга,  и  одежда,  и  лица  говорили  о  прожитых  годах лучше,  чем  открытый  паспорт. Женщины  выглядели  серо и  уныло,  а  девушки красочно  и  весело. О  детях  я  не  говорю,  все дети  в этих  деревнях ухожены и  красивы.
Не буду  рассказывать  о  службе,  не положено  мне  рассказывать  о  ней  в  связи с  подпиской  о  неразглашении,  а  легенду,  которую  мы  заучивали для  рассказа  родственникам,    повторять  не хочется. Хотя  можно  и  сказать: Служил    в  частях ПВО,  охранял дальние границы  родины.
Вот  он  дембель,  радостное  завершение службы. Не дожидаясь,  когда  нас  дембелей вывезут  из  этого  медвежьего  края,  собрал рюкзак, чемодан, и с  разрешения  отцов  командиров  покинул расположение  части. Бывая  на  выездах  в ближайших деревнях,  заранее  договорился с председателем Сельского  совета,  что  останусь тут  на  постоянное  место  жительства.
Для меня,  механика  автотракторной  техники, сняли  угол у  одинокой  старушки,  которая  оказалась  несказанно  рада  постояльцу. Сама  она  доживала отпущенные  ей годы, и ночевала  в  закутке сзади  печки,  а  в  моё распоряжение    отдала  горницу с  парадной  кроватью,  на  которой  уже  много  лет никто не  спал.
Кровать  стояла  как  памятник,  нет,  как  мавзолей,  хранящий память  о  жизни  молодых, в  этой, видно, что рано  осиротевшей, избе - вековухе.
Не желая  рушить красоту горницы,  сколотил    из  досок,  которые  нашел в  заброшенном  сарае,  топчан.  Набил  матрацовку  шелковистой, овсяной    соломой,  застелил  топчан солдатским  одеялом;  я все  постельные  принадлежности  заранее  выменял  у нашего  старшины,  когда  принял  решение остаться  на ПМЖ в  соседней  с  частью  деревне. Поставил  топчан в  темном, отгороженном занавеской,  углу, чтобы  он  не  портил  общего  благообразия горницы,  чем  несказанно  порадовал хозяйку, бабу Дусю.
Утром    зашел  на  приём к  председателю  колхоза,  дабы  определиться  с  работой.
При  внешней  угрюмости местные  мужики  душевный  и  отзывчивый  народ,  не  склонный  к  пьянству и  пустословию. Многие колхозники кроме  колхозной  работы  занимались  промыслом  зверя,  в  изобилии  водящегося  в этих  краях.
Мой  навык  по  ремонту тракторов оказался  востребованным и  многое  из  того,  что  стояло  под  забором  мех мастерских,  вскоре  зафырчало, заработало! Не  отказывал  в  помощи мужикам  в  ремонте  личного  автотранспорта, а  тот  факт,  что  я  не  курил и отказывался  от  предложенного  спиртного,  вызывало  одобрение у  местных  жителей.
Они  сохранили  старую веру  и  не  приняли раскола. Их  предки  ушли  в эти  места в  прошлых веках,  от  притеснения  властей.  Построили  скиты,  вокруг  которых  позже  выросли  деревни.
Полученные  из  колхозной  кладовой  продукты,  относил  хозяйке, тёте Дусе,  ибо она  с  радостью  согласилась готовить  еду на  нас  двоих. Одним  словом,  тётя Дуся,  приняла  меня  как родного внука, я  чувствовал,  что  её сердце  не  очерствело  от  долгих  лет  неустроенной,  одинокой жизни.
Жизнь  шла в  трудах  и колхозных  заботах. Как  и  чем живут  таёжные  колхозы, я  расписывать  не буду,  ибо  и без  меня есть  множество людей, которые  кормятся  с  описания колхозного  быта  и  прочих  достижений Социализма.
Единственно  могу  сказать:    особого  богатства  у  людей  не наблюдалось и  если бы не Тайга, то  у  народа  не было бы  достатка. Тайга давала  возможность жить  в  сытости и  довольстве,  изредка  выезжая  в  райцентр за  необходимым крупным товаром.  Мелочёвку    покупали,  в  проезжающей  регулярно по  деревням, автолавке. 
Вспомнились юные  годы,  когда  будучи  пацаном выходил  с  ружьём в  ближние горы охотиться на  куропаток (кекликов), дабы  порадовать семью нежным  мясом. Вот  и ныне в  свободное  время  стал  все  чаще  уходить  в  тайгу. Сосед,  дед  Митяй,  после  того  как я  отремонтировал его  древний  мотоцикл,  в  счет  оплаты отдал  мне ружьё с  поломанным затвором,  у  него  их имелось  несколько.  Сделать ремонт старенькой «двухдулке» для  меня  не  составило  труда,    припасом  меня стал снабжать  дед  Митяй.
Как-то гуляя  в  свободное  время по  тайге с  ружьишком,  в  надежде добыть, что-либо к  столу. Случайно  подошел к  поднимающейся  к  небу  отвесной  скале. Удивился  тому,  что  мужики  охотники не  упоминали  о  том,  что  в  этих  краях  есть  скалы. Присел отдохнуть, и случайно  положил на торчащий из  земли камень  руку.  Меня    охватило неведомое чувство,  которое сладкой, щемящей  волной охватило    мою  сущность и  взбудоражило  в  душе странные  воспоминания. Вскочил,  с земли  так, будто    подкинула пружина, а ноги  сами повели  меня  вокруг  скалы.  Вскоре  остановился против  расщелины,  которая как бы  притаилась, от  глаз охотников, за  густыми  зарослями кустарника. Стояла  напряженная  тишина,  что-то  неведомое    тянуло  сделать шаг  в манящую темноту.    Пересилив странное желание,  отступил  в  сторону. Вспомнилось,  как  в детстве  также  совали  облупленные  от жары  носы в  любые щели между  скал,  в  надежде  найти  клад,  когда-то  давно  спрятанный убегающими басмачами из  банды  Мадамин-Бека.
Но,  у  нас, у пацанов, всегда  с  собой  имелась экипировка,  длинная  веревка и  фонарики.  Обвязывали  впереди идущего, и  чтобы    при этом ватага состояла не  менее чем из трёх  человек,  поодиночке в  темноту входить  не  принято,  нам  об этом  рассказывали взрослые,  да мы  и  сами  понимали,  что сразу  за  чертой  света может  оказаться  провал,  из  которого  в одиночку  не  выбраться. Все  это  промелькнуло  в  голове, и  сладкая  истома  отпустила. Развернувшись,    пошел  в  сторону деревни. Скалы  от  деревни  находились  на  приличном  расстоянии.
Пока  шел домой  о  многом  передумал. Не  слышал  от  соседей в  разговорах, чтобы  в эту  сторону  кто либо,  ходил  на  охоту. Даже  как-то  не  упоминалась эта  местность,  будто  этих  скал в  тайге и  не было.
И  всегда  говорливая баба Дуся никогда  в  разговоре  не  упоминала  этого  места. Она  многое  рассказывала мне о  местных  жителях,  каждому  дала  характеристику,  упомянув  о  том,  что  не  каждый  из  местных  мужиков  удачлив  на  охоте и  не  старателен  в  работе. 
Вечером,  за  ужином я  спросил  хозяйку об этих  скалах и  рассказал то,  что  там  испытал.
Она  как-то  странно  посмотрела  на  меня и  по  её морщинистым  щекам  потекли  слезы:
–  Давно не  появлялись эти  скалы в  тайге, не надо тебе  туда  ходить,  тот,  кто  видит их,  видит  на  свою погибель!
Эти  слова  подхлестнули  моё  любопытство,  но  увидев  реакцию  бабы Дуси, на  простой вопрос,  я  расспрашивать далее  не  стал,  решил  ненавязчиво  расспросить  деда  Митяя.
Как-то  после  работы зашел на  двор  к Митяю.  Он  махал  тяжелым  колуном,  колол перевитые, пеньки,  готовил  дрова  к  зиме.
Помог    перенести и  уложить наколотые  чурки под  навес, и  только  тогда дед Митяй  сел  на бревно и  сделал приглашающий  жест. 
Из  дому вышла  внучка,  красивая статная девица,  и  принесла  нам  деревянный ковш, вырезанный  в  виде  утицы,  наполненный  квасом. Я  знал,  что  чужакам из такой  посуды пить  не  позволяют, дабы  отступники  истиной  веры  не оскверняли посуду. Чужакам подавали  железную  кружку.
– Значит,  меня  тут  приняли  за своего. – Подумалось мне. – Вот  чего  стоит  моё воздержание  от  курения и  пьянства. Вопросов  не задают,  а  выводы  делают,  решили,  что    я,  как и  они, приверженец старой  веры.
На  мой вопрос о  скалах в  тайге,  Митяй  странно хмыкнул и  надолго  приложился  к  квасу,  видимо  пряча свою  растерянность от  моего  вопроса:
– Испей квасу,  знатный  квасок получился, заквашенный на  старых  сухарях,  да  еще  девки    в  него  чуток  мяты добавили,  шибко  холодит  нутро и  в  нос  шибает. Так  ты  когда, говоришь,  на  скалу вышел?
– Так  вчера  и  вышел,  не  думал  я,  что  тут  такие  места  есть,  видимо  они радиоактивные.  Я  почувствовал, будто  от камней излучение  идёт,  на  мозги  действует.
– Ты,  это,  как  только  увидишь скалу,  что  средь  тайги  прямо  к  небу  торчит,  не подходи  близко и  убирайся  восвояси. Пугать  не  буду,  но  те мужики кто проявляет  любопытство,  домой  не  воз вертаются. Первым
Дуськин  мужик в  тех  скалах  и  сгинул, хотя  его  предупреждали туда  не ходить. Он  чем-то  на  тебя  был  похож,  такой же ухватистый  и безотказный. Дуська  его  шибко  любила, так  боле  замуж  и  не  вышла.  Странные эти  скалы, то  их  люди  видят,  а  то  они  пропадают, будто  их  вовсе  и  не бывало.  – Проговорил Митяй,  протягивая  мне утицу  с  квасом
Я  взял  протянутый  мне  Митяем ковш и  приложился  к  нему. Квас  оказался  холодным,  ядрёным и  вкусным  на  удивление,  в  нем  действительно  чувствовалась свежая  мята.
– Ты,  Олежек, на вроде  как грамотный парень,  должон знать,  что в энтих краях водился раньше такой народ,  который наши  деды  прадеды, « Чудь белоглазая» называли. Но  приезжие  умники из Области,  сколько  тут  не  шастали найти  их  не  могли. А  мы  точно  знаем:  здесь  обитается энтот народ.  Только  ушли  они  в землю,  там  у  них  целые  города. Иногда поднимают над  тайгой скалы, и  пещеры  в  них  открывают,  чтобы молодых парней к  себе  заманить. Неведомо,  для  каких  целей  им мы  нужны?    Сказывают,  в  прошлые годы  много  их  тут  было,  в  тайге  они  частенько охотникам  встречались,  сами росточку  маленького, но  сила  в  них чувствовалась. Кожа на  лице  синевой  отдает,  а глаза белые, одежонка не людского  фасона и  не  понятно  из  чего пошита,  не  шкура  от  зверя и  не  ткань  земная,  а что-то для  наших  стариков  непонятное.
Ты же  знаешь, наши деды-прадеды  ни черта,  ни дьявола  не  боялись  и  как-то  исхитрялись, ловили энтих  чудиков, оборонившись  словом  Божьим. А  как  только  мы  стали тут  народом  прирастать,  так  они  и  ушли. Но иногда  появляются и  мужиков  наших  к  себе  заманивают. Вот  как  тебя однако, хотели  забрать,  да  не  совладали видимо не податлив  ты  оказался на  их  приглашение.  Я  вот, что  тебе  скажу  Олежка,  ты  им  видимо  нужон зачем-то,  не  зря  они  тебя из  армии  сюда выманили. Я  думаю, что  среди  нас их  соглядатаи живут и  нами  притворяются и  то,  что  им  надо от  нас  они  в  свой  мир  тащат – одним  словом,  это  дьявольское  отродье пользуется нами,  когда  им  надо.
И  тебе,  если ты  не желаешь быть слугою  под землёй,  нужно быстро  уезжать  отсюда,  а  не то сгинешь  здесь как  Дуськи мужик. – Дед  допил  остатки  кваса.  Поставил утицу в  сторонку  на  пенёк и  принялся махать  колуном,  легко  раскалывая лиственные  пеньки.
Как бы давая мне  понять,  что  разговор окончен, а  работу  надо  продолжать.
Просыпаясь  среди  ночи, я  слышал,  как  там за  печкой ворочается  без  сна  моя хозяйка  баба Дуся. А  на  утро  с  рассветом,  она  пришла  ко  мне со  словами. 
– Уезжай,  Олежка,  пока  не  сгинул  в  наших  местах. Да  и  с  почты  весточка будет,  болеет  твоя  мама, домой  тебя зовёт,  сегодня  тебе  телеграмму  принесут…
Я  удивленно  посмотрел на  старушку:
– А  вам это  откуда  ведомо,  телеграмму  еще  не  принесли?
– После  того  как пропал мой Андрейка,  вместе  со  слезами  и  горем,  пришло  ко  мне  умение видеть  то что будет. Я знала,  что  ты  ко  мне  на жительство  придёшь,  избу  выскоблила,  паутину  вымела,  горницу  в жилой  вид  привела,  а ты вишь  как  повернул,  не  стал  нашу  с  Андрюшкой  постель  тревожить, совестливый  ты.  А  таких парней, Чудь  и  забирает. Вещи  твои  я  собрала, документ в  Сельсовете выправила, и  чтобы к  обеду тут  твоего  духу  не было.
При этих  словах глаза  бабы Дуси странно  сверкнули, и  мне  на  секунду  показалось,  что  зрачок стал  вытянутый  в  одну  ниточку, как  у змеи. Но,  это показалось  на  мгновение, и лицом она  снова  превратилась в добрую,  морщинистую  старушку. Мне  стало  понятно,  что  со  мною  не шутят. И  в  середине  дня  я  на  попутке выезжал  на  трассу.
Из  областного центра вылетел  в  Москву,  из Москвы в  далёкий  город Ош. Из  Оша на  рейсовом автобусе добрался домой  без  приключений,  мама действительно  сильно  болела и её  семья нуждалась  в  моей  помощи. Прошли  годы,  маму  давно  похоронил,  теперь  у  меня  своя  семья.
Но  я  часто  среди  ночи вижу  ту  расщелину  в  скале,  просыпаюсь от  сильного  желания  шагнуть  туда в загадочную  тьму.
И  в  тот же  миг в этом  промежутке между  сном  и  явью,  вижу  лицо  тёти Дуси с  её  страшными глазами  рептилии, но  мне  совсем  не страшно. Я  понимаю,  что  она защитила  меня  от  неверного  поступка.



  Легенды говорят, что Чудь, обладая волшебными способностями, ушла в другой мир, чтобы скрыться от зла и несправедливости, воцарившейся в нашем мире. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, по рассказам исследователей и охотников, можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в неведомый подземный мир. Воду из них они не берут никогда.