Булуус

Лора Шол
  От посёлка Нижний Бестях в Якутии, на берегу Лены, до ледника Булуус 90 километров. На стареньком праворульном "япошке" серого цвета мы неброско двигались по тёмно-серой ленте асфальта. И хоть трасса свободна и встречные машины можно было пересчитать по пальцам, мы не летели. Это было бы неуважительно по отношению к вечности, которая раскинулась по обе стороны дороги. Берёзовый форпост, закованный в золотую кольчугу сентября, расшитый яшмой и по наитию янтарём, на тоненьких белых ногах закрывал собою сосны, зелёные макушки которых каймой обрамляли сей щит. Серое небо плачущей птицей нависло над нами, заливая лобовое стекло дождём. Яростно отбивались от слёз неутомимые дворники и дарили нам клочок ясного, белого неба впереди. К нему нам и нужно. К белому небу.

   Старый якут встретил одинокую машину в заповеднике радостно. Правда, неловко пожал плечами, мол не взыщите: ледник растаял! Но узкие щелочки глаз тепло улыбались.
   - Идите, идите. Оченя, оченя там красиво.
Через сосновый лес мы вышли к деревянной лестнице, которая, ловко изворачиваясь, вела с крутого обрыва в долину. Цепляясь оголенными корнями за откосы, вместе с нами спускались и сосны. Так казалось...   
   Булуус по-якутски означает кладовая, погреб, домашний ледник для хранения. Удивительное место, где вода зимой не промерзает до конца, а лёд летом не тает полностью. Много ли таких мест вы встречали? Только представьте: минус 48 и под громадой льда журчит чистейший прозрачный ручей. Или плюс 40, а вы перескакиваете с пружинящего мха на лёд. Правда, лето 2019 года оказалось ненасытным. Видимо, жажда и прожорливость привели к тому, что и красавицу Лену лето осушило и ледником закусило. И хоть льда осталось мало среди звонких ручейков, он явно ждал именно нас с внучкой! И шестилетняя Анютка и я попали сюда впервые. Вот где проявилась общая черта характера: любопытство и стремление всё потрогать и послушать без спешки. Лёд приятно охлаждал наши ладони, не трескался под нами и радовал своей стойкостью. Мне захотелось ощутить как это – сидеть на льду под тёплым солнцем? Усевшись по-турецки, я щурилась на солнце и улыбалась по-якутски. Мы бродили по долине, слушая голоса певучих ручейков. Палубно пружинили по мху. Это, скажу я вам, особое удовольствие. Ты идёшь, слегка проваливаясь, и тут же мох выталкивает тебя! А тебе непривычно, и потому ощущение, что ты на палубе, которую раскачивает волна...

    Вода в ручьях чистейшая. Можно тут же напиться или набрать с собой. Ручьи не пересыхают летом и не перемерзают зимой. Они в постоянном, быстром движении и именно поэтому выживают под вечной мерзлотой. Несутся, журчат наперебой и дружно устремляются в долину, которой нет края. Но это обманка! Там, внизу, голубое озеро, принимающее эти ручьи. Но это секрет горизонта. Мы присели на доску, прикреплённую к сосновым спилам, напоминавшим колёса. Изумрудная трава, тишина. Мы одни в этой огромной долине, окружённой соснами. Нарушали тишину могли только ручьи. И мы прислушались:

   Скоро зима, зима....
   А пока мы веселы и безудержны...
   Но как только ударят морозы,
   мы начнем расти вверх
   и превратимся в белых великанов...

   И неслись говорливые воды, обгоняя друг друга.

   А мы уже снова бежали на островки разноцветного мха, чтобы испытать это палубное состояние. И пусть лето слопало ледник. Пусть. Зелёный, терракотовый, фисташковый мох, шелковисто-послушный и влажный, лето подарило нам! И он нам с Анюткой очень понравился. Вдоль ручьёв мы пробирались к истокам в склоне и попадали на острова со старыми деревами, сказочно красивыми. Вот тебе и кладовая! Столько сохранила для нас, озвучила.
 
   Подняться по лестнице вверх смогли легко. Возможно потому, что там нас ждал рюкзак с едой. И даже знаменитая банда мошкары отступила, позволив нам спокойно слопать всё, что привезли с собой. А мы всё лету удивляемся, его прожорливости! Да на таком свежем воздухе и два ледника проглотишь, не подавишься. Уже покидая Булуус, я заметила два гамака. Как? И эта мечта осуществится? Качаться в гамаке между сосен, на самом гребне обрыва - это был бонус от заповедника Булуус. Уезжать не хотелось, но нас ждал Туруук Хайя. Никого нельзя обделить вниманием, если тебя ждут.