Клякса

Наталья Костянова
Баба Маша, няня Надюши, с утра недовольно ворчала: то Дюша, так девочку ласково называли домашние, кровать не заправила, то блинчики не доела, то вторую обувь чуть не забыла. Поэтому Дюша, вернувшись из школы, все еще сердилась на нянечку и всячески ей перечила.
«Вот не сяду учить уроки за свой столик, как поем, так на кухонном и расположусь», - решила для себя девчушка. Она дождалась, пока няня уберет посуду и вынула книги и прописи.
Круглый обеденный стол не был приспособлен для занятий: локоть немного свисал, массивная ножка стола немного шаталась.
Маша сразу сделала замечание Наденьке:
- Что ты надумала за эту махину усесться? Неудобно же, иди за свой столик уроки делать!
На что школьница незамедлительно парировала:
- Мне и здесь приятненько. Очень даже здоровски!
И занялась чистописанием.
Ох, этот предмет! Нужно писать пером, обмакивая его в чернильницу.  Трудно это, медленно, нужно выводить аккуратно каждую букву. Приходилось стараться. Но зато какие красивые буковки получались! У Надюши всегда выходила пятерка за четверть, и даже текущих четверок не было!
Вдруг коварный стол немного накренился,… и круглая объемная капля упала на чистую страничку тетрадочки в косую линеечку. Последние недописанные буквы были заляпаны жирной огромной кляксой!

2.
Дюша оцепенела. Что делать?! Она схватила промокашку и судорожно попыталась впитать чернила, но пятно не убавлялось.
Расстроенная девчурка даже не заметила, как вошла на кухню баба Маша, возвратившаяся из магазина. Та, заглядывая через плечо Нади, ахнула:
- А я говорила, этот одноногий  не для письма. Почему не послушалась?
Наденька заплакала. Она уже не сердилась на няню, а только с ужасом представила реакцию матери, когда та увидит эту непрошенную кляксу. И разревелась еще больше.
Маше стало жалко девчушку. Прижав ее к себе, высказала:
- Давай вместе думать, как можно это исправить. Может, листик этот вырвем, никто и не заметит, а?
На что девочка сразу возразила:
- Нам не разрешают вырывать листки из тетрадок. За это сразу двойку получу.
Маша подумала и, поглаживая Дюшеньку по головке, предложила:
- А что, если весь текст переписать заново на чистой страничке? Учительница поймет, что помарка получилась случайно, а ты прилежно старалась выполнить задание.
Девочка на минутку задумалась, вытерла слезы, вздохнула:
- Ага, так лучше будет. Все перепишу, может и мамочка не так сильно огорчится.
- Вот-вот, не плач, пойди, умойся, поешь киселька с булочкой, и в своей комнате занимайся спокойно, не торопясь.

3.
Антонина Николаевна, мама Дюши, с работы часто приходила поздно. Но всегда интересовалась, как дела в школе у дочки.  Вот и сегодня, перед ужином зашла в ее спальню. 
Дюша сидела на кровати, обхватив руками колени и уткнув в них голову.
- Что это с тобой, доченька? – спросила Антонина Николаевна, присев рядом на краешек одеяла.
Та еще больше сжалась и тихо выдавила:
- Мам, ругаться не будешь?
- Почему ты спрашиваешь, что натворила? – удивилась Антонина Николаевна.
- Пообещай, что не будешь? – настаивала дочурка.
- Ну, ладно, сильно не буду, говори уже.
Антонина Николаевна взяла ее за руки. Дюша подняла, наконец, глаза:
- Покажу сейчас. Сама все поймешь.
И она открыла страницу с кляксой.
Мама покачала головой и строго спросила:
- Надежда, разве я тебя этому учила? Ты должна ответственно относиться к учебе,  как это случилось?
- Я сама виновата, мамулечка, писала на кухне, вот так и получилось, нянечка ни при чем.
Надя рассказывала, а Антонина Николаевна вдруг поняла: взрослеет дочка, вину свою признала, пыталась исправить ошибку.
На следующий день, придя с занятий, еще не раздеваясь, Надюша достала приметную тетрадь и показала няне.
Прямо под кляксой стояла двойка, а за переписанное упражнение красовалась выведенная теми же красными чернилами четкая пятерка!


Иллюстрация: Афанасьева Е.А. Чернила разлились. Эскиз к диафильму, 1960-ые. фото