Критические заметки. 5

Светлана Каплун
    Далеко меня прошлый раз занесло. Даже не сказала, что холм хоть и был Капитолийским, но столица-capital, как и обычная капуста, произошли от латинского caput «голова». Логично. Вот на македонском «столица» звучит как главниот град. Главный. Головной.

    Удивительно только, что Кипр, который изначально назывался Каптара, вроде бы как греческий, но голова у греков kefali, а столица — kefаlaio. Не задалось с преемственностью у греков… От них и скуфия, которая теперь есть повседневный головной убор православного духовенства и монахов.

    Вообще-то, у финикийцев было две интересные буквы: каф (ладонь) и коф (то ли обезьяна, то ли игольное ушко). Первую греки назвали каппа, а вторую коппа. А в скорости и вовсе сказали коппе «фи!». Значок остался схож, а звук и название теперь совершенно другие. Интересно, на что намекал Христос, упоминая игольное ушко и верблюда (финикийская буква гамл)? Это он так изысканно богатым фигу показал? В общем, мудрят чего-то греки.

    А вот немцы: голова kopf, столица haupt-stadt. Можно утверждать, что классика! У англосаксов так красиво не получается: столица capital, а голова head (ну максимум — pate).

    Интересная ситуация получается у финнов. Они хоть и от финикийцев далеко, и от Каптары, но. Голова у них paaka, и столица, соответственно, paakaupun. Не похоже. А вот город kaupunki, что близко к Каптаре. И пусть бывшая Каптара — остров, но Хикупта изначально ведь городом был!

    А потом я решила с русским сравнить… Чего проще: город, голова, столица. Не от ста лиц, а от стола. В смысле, который «престол, трон». Тот самый, который «закодирован» в имени Изида (егип. js.t).

    Ах да! Ещё шапка есть! Но шапка до сих пор происходит от неустановленной формы. Как водится, предполагают заимствование через ср.-в.-нем. sсhарёl от ст.-франц. сhаре из лат. cappa. А я прикинула: ша пка (как пик, подобная горе, вот такая paaka). Только пик заимствован из французского, а пика происходит от итал. рiсса «пика; копьё». Не наше, но там были этруски. И всё-таки мне ближе санскрит, потому что скорее «ш» превратится в «с», чем станет английской ка. Санскрит. Сап — почитать, почтение. Напомню. Шапку абы кому не всегда носить положено. Только у царя всегда шапка есть, на то она ему и корона. Отсюда проистекают выспренность и спесь, и ещё кое-что подобное. Например, приставка super- «сверх-», из лат. super «вверху; поверх» (восходит к праиндоевр. *uper «сверху»). Или человек-Сапиенс (от лат. sapio «быть мудрым», восходит к праиндоевр. *sep-). Или греческая София (мудрость, разумность, наука). Или иудейское Эйн Соф (Бесконечное) — вечное бытие потенциальной множественности творческих сил в абсолютно едином Существе; каббалистический термин, синоним Бога. Или Спас — эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Правда, есть и другая правда.

    Когда осколки Лели пали на северный полюс и Даария скрылась под водами великого потопа, на поверхности остались высокогорные части Даарии, например, современные Гренландия, Земля Франца Иосифа. Однако потомки Рода Небесного не погибли вместе с Даарией. Их предупредил великий жрец по имени Спас. В течение 15 лет наши предки переселялись по горному перешейку (Уральским горам) между Восточным и Западным морями на Евразийский континент. И в 109810 году до н.э. переселение завершилось. В честь спасения от потопа был установлен праздник Пасхетъ, что в переводе с х'арийской рунической письменности означает: «путь, по которому шли асы». А греки сказали, что аскет – это «борец»…

    А чего ждать от аскетов? Вместо столицы и трона — капище и копна! Да ещё купол и купель.

    А дальше больше будет.

    Значит, шапка... Вот и скажите, почему Шапаш (также Шапш, Шапшу) — богиня солнца в ханаанской мифологии? Потому что сверху? Или потому что уважаемая? В библии упоминается под именем Шемеш ('п' и 'м' чередуются). Не удивительно, что Шамаш, Шамшу (от семитского корня Ш-М-Ш, солнце) — бог солнца у вавилонян и ассириян. Главными центрами его культа были Сиппар и Элассар (Ларса). В Элассаре его храм существовал ещё в V тысячелетии. Правда, шумеры называли солнечного бога Уту. В Сиппаре Уту отождествлялся с каким-то божеством дошумерской эпохи, судя по тому, что там его женой названа Айа, а сыном Бунене (дошумерские имена). Подумайте сами, кто Солнцу может быть женой? Эос греческая или микен. a-wo-i-jo «утренняя заря». Но что значит микенская цивилизация? Это цивилизация, возникшая на обломках критской культуры в связи с ахейским завоеванием. Ахейцы - греки, у них Эос. Микенское a-wo-i-jo, Аврора, это Рим.



    П.С. По поводу шапки и сапы-почтения... Совершенно упустила из виду.

    Одной из древнейших цивилизаций доколумбовой Мезоамерики является сапотекская цивилизация. Но сапотеками сапотеков назвали ацтеки. И означает это «жители места, где растёт сапотовое дерево». А вот почему дерево с вкусными плодами назвали "сапотовым", нигде информации так и не нашла. Сами сапотеки называли себя Бе’ена’а. Про «вебен»-но сияющую птицу Бенну я уже, кажется, упоминала.

    Древнее государство сапотеков располагалось на территории современного мексиканского штата Оахака (аст. «на кончике акации») в районе перешейка Теуантепек (аст. «горы ягуаров»). Крупнейшее известное поселение Сапотекской цивилизации — Монте-Альбан.

    Первые свидетельства сапотекской культурной традиции датируются ок. 700 года до н. э., а её начала некоторые ученые связывают с ольмеками. Кстати, первые постоянные поселения в Оахаке появились в XV веке до н. э. Вот среди ольмеков я и увидела настоящих усатых индейцев...

    В период 700—500 годы до н. э. у сапотеков появляется собственная письменность (древнее, чем у майя и миштеков) и календарь. В то время сапотеки были разделены на три сообщества: Этла (2000 человек) со столицей в Сан-Хосе-Моготе, Валье-Гранде (700—1000 человек) со столицей в Сан-Мартин-Тилькахете и Тлаколула (700—1000 человек) со столицей в Йегуи. Вообще-то, на мой взгляд, совсем немного было сапотеков-то. Предельной северной точкой стала крепость Киотепек, южной — Чильтепек. Тепе, кстати, он и в тюрксих языках "холм", и в арабском таифа «группа, община».

    На рубеже IX—X вв. Монте-Альбан пал под натиском миштеков. Сапотеки во главе с «виха-Тао» («видящий»; я бы сказала, что с Виктором) на много веков укрепились вокруг своего религиозного центра Миктлан, что означает «Дом смерти» или «Место Вечного отдыха». Вообще-то, что Мигдол, что Магд’ол (евр. "(сторожевая) башня") — название одного или нескольких укрепленных городов в Египте, в его северо-восточной части (как полагают, на юг от Пелузиума).

    А руины Монте-Альбана миштеки превратили в пышное кладбище для своих властителей, назвав это место Юкукую (Зеленой горкой). Конечно, Юкукую не очень похоже на Оахака. Тем более, что там было "на кончике акации", а здесь "зелёная горка". У нас, например, горка всё-таки Красная и посвящена Даждьбогу и закликанию весны. А вот плато Укок на стыке государственных границ Казахстана, Китая, Монголии и России вспоминается сразу.  Монгольское «ухэг» буквально означает «удлинённый шкаф», «ящик».

    С юга Укок обрамляет массив Таван-Богдо-Ула («пять священных вершин»). Высшая точка массива — гора Куйтэн-Уул (монг. ***тэн оргил «холодная вершина»), 4374 м, расположена на моногольско-китайской границе (на монгольской стороне, аймак Баян-Улгий; на китайской, уезд Бурчун).

    Табын-Богдо-Ола священен как для монгольских, так и для китайских буддистов. Как сакральное место плоскогорье Укок фигурирует и у алтайцев. Здесь расположено свыше 150 курганных захоронений различных хронологических периодов. В том числе и знаменитая «принцесса Укока», или Алтайская принцесса, хотя в действительности женщина происходила из средних слоев пазырыкского общества. При исследовании ДНК мумий учёные пришли к выводу, что наиболее «близкими родственниками» людей, проживавших на плоскогорье Укок в тот период, сейчас являются селькупы. Также обнаружена генетическая близость к казахам и уйгурам. И если алтайцы в числе первых претендуют на преемственность, то тогда им придётся признать своё скифское происхождение. Ведь этнически ирано-самодийская пазырыкская культура (обнаружены мужские гаплогруппы R1a-М198 и N1a2b (P43; имеется в незначительном количестве у алтайцев) появилась в результате тесного контакта самодийской каракольской культуры с иранской бегазы-дандыбаевской и является продуктом развития афанасьевской культуры. У алтайцев, кстати, наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой является R1a, которая составляет около 53 % у южных алтайцев и 38 % у северных алтайцев (даром, что тюрки). И вот эта пазырыкская культура вместе с родственными ей племенами тагарской культуры подверглись атакам прото-хунну (откуда тюрки, собственно, и вышли). Собственно, по Укоку всё, что хотела сказать, я уже сказала. Могу лишь добавить информацию на будущее.

    Акалаха (устар. Ак-Алаха) — река, являющаяся водосбором для всех рек плоскогорья Укок.  При слиянии с рекой Джазатор (уст. Жасатер, в верхнем течении Усай) образует реку Аргут. И прошу не путать укокскую Ак-Алаху с пустыней Калахари в Южной Африке,  американской Оклахомой из Аллеи торнадо и с пустыней на западе Китая Такла-Макан (из араб. такла от тарк «оставлять, покидать» и уйг. макан «кров, обиталище», то есть «заброшенное, покинутое место»). А также с Колхидой, куда греки плавали на своём "Арго". Колхи, по свидетельству некоторых античных авторов, вели свой род от остатков войска Сесостриса, и, следовательно из этого, имели египетское происхождение. Правда современные учёные считают, что античные авторы сильно ошибались, и колхи — те же местные картавелы.

    Продолжение следует.