Часть II. Габриэль Шанель. Art de Vivre!!! - Искус

Лариса Оболенская-Азбукина
Габриэль Шанель. Art de Vivre!!! - Искусство жить! Часть II

И все-таки в таком захолустном городке, как Мулен, была богатая публика благодаря стоявшему в этом городе 10-му егерскому полку кавалеристов.

Кавалеристы с усами были очаровательны. Ярко-красные шаровары и дурацкие кепи с огромными козырьками. Кисточки их браденбуров на голубых венгерках просто «выплясывали» при каждом движении. Более нелепого наряда не придумаешь. И Шанель, подмечавшая каждую деталь в наряде, мысленно всегда отметала лишнее. Но были в нарядах служивых и приятные моменты – галуны и вышивка. В дальнейшем она часто использовала именно галуны и тесьму, похожую на них, в отделке своих моделей.

Усачи из егерского полка были из лучших семей, и не кичились своим происхождением, в Мулене чувствовали себя весьма раскованно. Шанель с восхищением смотрела на их родственниц, навещавших «своих обожаемых мальчиков».

А «мальчики» частенько бывали днем в кондитерских или кафе, а вечером в кафешантане «Ротонда». Попасть вечером в кафе девушки не могли, это было слишком неприлично. Значит, выждать момент, когда кто-нибудь из красавцев в голубых венгерках и красных шароварах заметит и пригласит. Кто ищет и ждет, тот найдет и дождется. Нашлись и сопровождающие! Так Адриенна и Габриэль стали частыми гостями кафе, плясали там, ели пирожные, запивали чаем, но вели себя недотрогами.

В «Ротонде» девушки частенько отдыхали в компании кавалеристов, при этом оставаясь «ничьими». Это было выгодно, так как кавалеры частенько оплачивали им мелочи. Девушки стали совершеннолетними, годы шли – женихов не было. Кафе, мороженое, танцы. Все было. А дальше что? Стать любовницей и жить на содержании? Или выйти замуж за ровню и прожить жизнь в бедности. Это не для Шанель. Независимость, только денежная независимость! Наконец-то поставлена цель! И Шанель отважилась пойти в артистки. Глядя на выступления артисток, Габриэль думала: «А чем мы хуже?» Ей показалось, что их жизнь сказочная: поклонники, деньги, свобода.

Упрямства Шанель было не занимать, как потом заметил ее любимый Бой, она была упряма как осел. При этом она считала, что поет гораздо лучше осла. Помните пословицу «Наглость – второе счастье». Так и Шанель явилась к директору кафе и нагло заявила: «Мы будем петь здесь. У нас хорошие голоса. Готовы подписать контракт хоть на год!» Директор сначала потерял дар речи. Потом попросил спеть. И «Сосо» спела на свою голову с петушиными нотками, а точнее неприятным голосом. К удивлению девушек, контракт был подписан на год, но с условием, что девушки только заполняют паузы между выступлениями солистов и могут собирать деньги в свою пользу. Без какой-либо оплаты. Для артиста что главное? Зритель, и его поддержка. Что-что, а поддержка зрительская у мудрой Шанель была! 10-й егерский полк!

Пыль, затхлость, сквозняки в гримерке, воду надо принести и вынести. А еще и переодеваться под пристальными взглядами соперниц. Да, вид на сцене отличался от действительности за кулисами. Шанель до конца жизни с неприязнью вспоминала эти выступления. Не любила еще и потому, что деньги платили в основном кавалеры Шанель, не за ее пение, а за ее раскованное поведение на сцене, «ужимки» и «кривляние», а делили их на всех участвующих в выступлениях.

Казалось бы, так и прошла бы жизнь. Но Шанель хотела большего, больше чем успех в Мулене. Париж! Вот куда надо стремиться! Но сначала надо было набраться жизненного опыта в курортном городке Виши. Когда она уезжала, все желали ей успеха, кроме одного человека – Этьена Бальсана. Бальсан не отличался особенной красотой, но он был богат. Любил лошадей. К Габриэль относился дружески, в любовницы не звал. У него была красавица Эмильенна д’Алансон. Этьен любил женщин постарше. А Эмильена была вдвое старше его. Ну не вдвое, а лет эдак на пятнадцать.

Светские дамы, по мнению Шанель, затянутые в корсеты, с длинными шлейфами платьев и турнюрами, увеличивающими зад, не следили за собственной гигиеной. Из-за редкого мытья и запах от этих дам был соответствующий. Одним флаконом не обойдешься.

Так вот Этьен дал денег Шанель на поездку в Виши и попросил сообщить адрес, чтобы он мог убедиться, что у девушек все в порядке. И именно он сказал Шанель, что как певица она полная бездарь. В этом Мадемуазель убедилась во время поездки в Виши. Ни репетиции по постановке голоса, ни костюмы не помогли. Ее не взяли ни на одну сцену. Пришлось ради денег разносить воду на пляже. Хоть какой-то заработок.

И Шанель возвращается в Мулен. Адриенна уже перебралась на виллу Совиньи. Этот момент в книге тоже очень интересен, но речь сейчас только о Шанель. Так вот вернувшись с курорта Виши, она понимает, что беременна. После раздумий, взвесив «за» и «против», Габриэль пришла акушерке. Акушерка наотрез отказывалась ей помочь. И Шанель тогда заплакала, она рассказывала, как ее мать беременную выгнали из дома, как заставляли отца жениться или признать ребенка. Как ее мать безумно любила отца, ездила по белому свету за ним, рожала детей… Шанель говорила и говорила: что « нельзя навязывать отцу детей, все равно он будет убегать…»


Чужая женщина слушала её не перебивая, а потом сказала: «наступит день, ты пожалеешь, но я помогу тебе, потому что не я, так другая выполнит твою просьбу.» Потом наступили часы боли и дни страха. Если бы ребенка она сохранила, то не было бы Великой Шанель. У успеха своя цена и своя мера платы. Лежа на чистой кровати у акушерки Шанель уверила себя, у нее никогда не будет детей, она не будет страдать из-за мужчин и бегать за кем-то. ОНА будет выбирать мужчин, а они будут счастливы ее выбором! Она добьется высокого положения и успеха, она станет богатой. Ведь у нее нет защитника! Да и не было никогда. Когда-то в детстве начитавшись романов, в которых описывалась красивая жизнь, она сделала собственный вывод: деньги! Чтобы нарушать правила, красиво одеваться, вкусно есть, нужны деньги, много денег, а они всегда есть у мужчин.

Итак, в мире есть мужчины и женщины. Одних надо завоевывать, это не значит, что надо становиться любовницей каждого. Нет. Не обязательно любить. Но Она должна всем нравиться. И с тех пор только Шанель выбирала мужчин!

Но как стать привлекательной особой, если она худа как мальчишка, плоская как доска. А в моде были роскошные женские тела, с увеличенными формами от умопомрачительных нарядов, которые ни надеть самой, ни снять было невозможно. Горничные завязывали, закалывали, зашнуровывали иногда и вдвоем, подкладывали, укрепляли, подшивали, ушивали… Наконец после неимоверных усилий женщина медленно показывала свой наряд. Тело стиснуто китовым усом, множество застежек, волосы напомажены, украшены драгоценностями. Тут уж не до мытья.

«Человек получает от судьбы то, за что он больше всего осуждает других – заметила Шанель. - Как вернуть уважение к себе. Надо убедить себя в обоснованности своего поведения».

 
После похода к акушерке Шанель стала вести себя гораздо осторожнее. День и вечер за шитьем, выходные с приятелями в салоне за чашкой чая. Скачки, вилла Мод… Этьен Бальсан, встречая Шанель на скачках, увлеченно рассказывал о лошадях. Не вспоминал о долге, не требовал благодарности. А Габриэль и сама стала увлекаться лошадьми, и полюбила эти красивые благородные создания. Денег для ставок у нее не было, но она всегда выбирала только цифру «пять». А не лошадь…. Наверное чутьем чувствовала, что эта цифра принесет ей удачу!

(продолжение следует)
Фото: newstut.ru

Источники: «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой»,

"Коко Шанель. Я и мои мужчины" автор Софья Бенуа,

Статьи, опубликованные в Интернете, с совпадениями и несовпадениями фактов биографии Шанель.