Часть V. Габриэль Шанель. Art de Vivre!!! - Искусс

Лариса Оболенская-Азбукина
Габриэль Шанель. Art de Vivre!!! - Искусство жить! Часть V

...И все-таки был еще один интересный период в жизни Великой Шанель, о котором хочется рассказать подробнее. Знакомство с Вендором – герцогом Вестминстерским. Безумно богатый, он буквально заваливал Коко вниманием: цветами, диковинными фруктами, драгоценностями. Богатство в то время не впечатляло Шанель, ведь она зарабатывала неплохо. Интуитивно она поняла, что только своим сопротивлением она сможет подогреть интерес герцога. Вскоре герцог пригласил Шанель в замок Итон-Холл, роскошь которого поразила ее. Благородным был и жест Вендора, удививший ее, когда слугам он представил Шанель как хозяйку замка. Герцог был щедрым, но зато сам ходил в стоптанных туфлях, объясняя, что так удобнее. Зато слуга упорно каждое утро гладил шнурки у этих развалюх. Может быть оттуда и пошла присказка: «вот только шнурки поглажу!»
В Стэк-Лодже в Шотландии Вендор и Шанель развлекались рыбной ловлей. Она научилась ловить рыбу, потому что помимо герцога, на рыбалке часто присутствовал Уинстон Черчилль. День проходил в сырости со спиннингом, вечером бокал с грогом и беседами с Черчиллем. Шанель молчаливо слушала и не принимала участия в разговоре. Там же в Шотландии кутюрье открыла новую ткань - твид, которая соответствовала ее моделям, мягкая, она совершенно держала форму. От шотландской клетки Коко отказалась сразу. Потому что клетка любую форму прячет, закрывает любую красивую линию кроя. А вот полосатые жилеты, золотые пуговицы на жакетах, спортивного вида пальто, береты как у слуг в замке, Шанель стала использовать в своих моделях.
Ежегодно Шанель с Вендором в роскошном поезде, в котором четыре вагона предоставлялись для шляпных картонок и чемоданов, отправлялись на розыгрыш Национального «Гран-при». Шанель была счастлива. Она сидела с дамами высшего света, от ее слова зависело, что они будут носит следующей весной, ее вкус диктовал и форму, и цвета будущих нарядов. Диктовать моду Европе!
Именно в то время ей пришла в голову мысль: «Деньги она может заработать для своего ребенка сама, а вот положение может дать только отец». В 46 лет Шанель захотела обыкновенного женского счастья. Она начала лечиться, но, увы, бесполезно. Хотя Вендор любил ее и мог бы жениться на ней и без наследника. По-другому стала смотреть она и на мир, осознала, что все люди разные. Что среди англичан тоже есть милые люди. Она захотела быть рядом с ними, хотя бы и в качестве герцогини.
Был приобретен участок в прекрасном месте на Лазурном Берегу на холмах Рокебрюн. По соседству часто отдыхал Уинстон Черчилль. Рядом княжество Монако. Итак, вилла «Ла Пауза» построена с предпосылками для счастья с Вендором, который искренне любил Шанель, но все же изменял ей с другими женщинами.
Герцог и Шанель начали ссориться, и когда он возвращался, то никогда не просил прощения. Шанель снова пришлось выбирать. Стать герцогиней или потерять работу, которая дает деньги и независимость. Ребенка не было, ради титула которого Шанель могла принести свое дело в жертву. Нет, уж лучше разойтись, оставшись друзьями. Вендор перед свадьбой привез показать свою невесту, чтобы Коко одобрила его выбор. Она одобрила, он женился.
«Воистину, герцогинь много, Шанель одна!» Эту фразу она считала пошлой, но верной. Хотя примеры счастливых браков были, Шанель же окончательно потеряла веру в счастье, веру в мужчин.
Что еще можно сказать о Шанель в этом коротком рассказе? Ее пригласили в Америку, в Голливуд. После долгих разговоров и бесед она отправилась за океан со своими манекенщицами, модистками, швеями… Там за океаном о ней стали писать с заглавной буквы Великая Мадмуазель. На перроне ей преподнесла букет орхидей Грета Гарбо. И хотя работа удовлетворения Шанель не принесла, она поняла, что роскошь есть тоже разная – или прячется за простотой, или состоит из традиций, а бывает выставляется напоказ. Незазорно окружать себя удобствами, зарабатывать деньги можно и массовым производством одежды, а не только при помощи богатых клиентов. А если создать одежду для всех женщин: и герцогинь, и продавщиц, актрис и домохозяек, можно кроме денег заработать и уважение.

Шанель возвратилась в Париж и предложила одежду для всех. Париж ее освистал, а в Америке костюмы от Шанель стали очень популярными. Коко провела две благотворительные выставки. Одну в доме герцога Вестминстерского. Вырученные средства были перечислены в Лондонский Фонд помощи ветеранов войны. Вторая – выставка драгоценностей - в особняке Шанель на улице Фобур-Сент-Оноре. На этой выставке были показаны ювелирные изделия трансформеры. Колье могло быть диадемой и наоборот. Восторг у публики был необыкновенный, а Международная ассоциация торговцев алмазами даже заказала эскизы для других изделий.

Идея проведения последней выставки принадлежала художнику Ирибу – последнему любовнику Шанель, за которого он собиралась выйти замуж. Ириб (Поль Ирибарнеге) в шутку стал критиковать Шанель. Упрекать в неразумных тратах денег. И она, поверив его словам, продала свою роскошную квартиру и переехала в две комнаты в семейном пансионе. Без ванны. Но оказалось, Ириб просто играл, поманипулировал чувствами Шанель. Он гораздо больше любил комфорт, чем Мадмуазель. И тогда, чтобы не возвращаться, Шанель перебралась в отель «Ритц» рядом со своим Домом моделей. И как оказалось, навсегда!

Но в тот период - пока она наслаждалась призрачным счастьем с Ирибом, даже ее модели в этот период стали более женственными.
Ириб вскоре развелся со своей женой. Казалось свадьба не за горами. Но… когда Шанель шла навстречу Ирибу, чтобы сказать об обеде, он сделал несколько шагов ей навстречу и упал, замертво. Жизнь и судьба снова оставили ее в одиночестве.

Что ж у нее остается работа, которой она посвятила свою жизнь. В апреле 1936 года начинаются забастовки, к которым Шанель всегда относилась отрицательно. Она считала, что бастуют те, которые не хотят работать. Но «эпидемия идиотизма» (выражение Шанель) поразила в Париже и женщин. Закрылись огромные магазины, продавщицы сидели за закрытыми дверями и напевали песенки не давая работать другим. Шанель искренне не понимала, зачем ей надо заключать договор с профсоюзом. Ведь это она нанимала, обучала своих работниц, платила им зарплату, оплачивала отдых у моря. И все-таки ее работницы тоже забастовали. Но самое страшное, работницы не пустили Шанель в ее ателье. Они требовали пересмотра трудовых договоров. Дополнительной оплаты за внеурочное время. Всю некачественно сделанную работу должна была исправлять сама Шанель. Рассердившись на угрозы работниц, она сказала, что они уволены. Но со временем Шанель приняла их условия и подписала договор, ненавидя всех и каждую в отдельности. Ради чего?! Осенняя коллекция! Вот цель, ради которой Шанель пожертвовала своей гордостью. 1939 год - майский показ моделей в Париже. Целых пятнадцать лет потом Шанель молчала.

Она обиделась, она бессильна было что-либо изменить. Ее родственники спокойно жили на ее деньги, и на помощь никогда не приходили. Любимые мужчины ушли в лучший мир. Ей никто не помогал, а значит, и от нее помощи никому не будет. Шанель закрыла свой дом и покинула Париж. Но одно событие заставляет ее вернуться... Андрэ! Ее племянник попал в плен. Надо было ехать и выручать его. Отель «Ритц» занят немцами. Ее чемоданы не выбросили. Но номер занят. Из-за чувства протеста она соглашается на две комнаты с ванной. Оттуда видна улица Рю Камбон. Но Шанель думала о своем племяннике, ведь в лагере он мог погибнуть. Случайная встреча со старым знакомым Гансом Гюнтером фон Динклаге, все-таки помогла Шанель, не прямо, а благодаря его связям, освободить мальчика. Шанель заплатила за это тем, что согласилась на предложение Теодора Момм, занимавшего должность в правительстве Франции, возродить производство ткани на фабрике в Маретце. Обеспечить работой французов, ателье и швейные фабрики материалами, и племянник будет освобожден и даже получит место управляющего на этой фабрике. Что ж, Шанель использовала свои связи для освобождения юноши, потому что в лагере он бы погиб. Слабые легкие не позволили бы ему выжить в тех условиях. О любовных отношениях с Гансом фон Динклаге, которые продолжились в Швейцарии писать не хочется.

Упомяну вскользь, в Шанель был влюблен Пьер Реверди, он был моложе ее на шесть лет. Вскоре он уединился в Бенедиктинском монастыре. Шанель помогала ему издавать книги, она часто перечитывала стихи Реверди и считала его величайшим поэтом Франции. Кстати, именно Реверди «оттачивал» цитаты Мадемуазелью.

Лукино Вискотинти. Говорят, что Шанель и его тоже любила. И именно она направила его в кинематограф.
После потери последнего кандидата в мужья – Ириба – Шанель вернулась в моду, не сразу, но вернулась.

Шанель видела, что на подиуме появились «высокие «дылды» в мешках из-под картошки, увешанные консервными банками.» Представьте себе девушку, которая пошла на работу в таком наряде! Шанель кстати, всегда с возмущением говорила о таких «шедеврах», что к искусству моды они не имеют отношения. Я полностью с ней согласна! Мода по мнению Шанель то, что удобно, целесообразно, элегантно, можно носить на улице и не выглядеть смешной. Нельзя смешивать театр и жизнь. Это не одно и то же.

Наступил день, когда она не смогла продлить свою жизнь. Одиночество сыграло свою роль..
Парижане искренне оплакивали маленькую женщину, которая своим творчеством изменила мир. Пять львов охраняют ее покой в Лозанне. Имущество она завещала своему фонду, который должен выплачивать пособие ее слугам и служащим, а также нуждающимся друзьям и молодым художникам. Это где-то более 160 миллионов франков. В шкафу было три платья или костюма.

«Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм», - говорила Шанель.
Пожалуй, стоит добавить несколько ее правил:
«Главное в женщине — не одежда, а милые манеры, рассудительность и строгий режим дня. Женщина должна быть женственна и спортивна и никогда не дурманить себя пустыми разговорами. Она должна знать, зачем и куда ей надо идти, какова цель каждого жеста и взгляда. Надо сохранять собственную неповторимость: в движениях, мыслях, поступках. Уметь противостоять даже требованиям моды».

«Пища должна быть простой. Спать хорошо семь-восемь часов, если столько хочется, спать при открытых окнах. Вставать рано, работать сурово, очень сурово. Это не повредит никому, потому что это создаст бодрость духа, а дух, в свою очередь, позаботится об участи тела. Не сидеть допоздна. В конце концов, что такого уж ценного в светской жизни, чтобы вы пренебрегли подушкой для того, чтобы бодрствовать до раннего утра!»

«Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно, – вот что такое идеальная женщина»
Она любила все, что ожидала впереди, умела отказывать Голливуду с его правилами, Парижу с его светскими условностями, миру роскоши с его законами. Не воспринимала всерьез модельеров, мнящими себя художниками. Любила нежность солнечных лучей на обнаженной шее, свободу тела, которая лежит в основе свободы духа. Она завоевывала и отстаивала свою свободу с помощью неординарности, смелости и удобства, взяв в союзницы естественность, а в защитницы – интуицию.

Свобода, лишенная условностей, для Габриэль сочеталась с понятием: «Завоевать, покорить, любить». Она завоевывала свою независимость только своими силами, работая каждый день на протяжении более полувека, доводя идею элегантности до совершенства, даже тогда, когда болезнь скрючивала ее пальцы и приносила страдания. У нее был артроз суставов. Работу, считала Шанель, не заменит ничто: ни звание, ни смелость, ни удача».

«У моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей».

Фото: newstut.ru, veerlewindels.com, toptenrealestatedeals.com
Источники: «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой», "Коко Шанель. Я и мои мужчины" автор Софья Бенуа, Анри Гиде. Коко Шанель, Статьи, опубликованные в интернете, с совпадениями и несовпадениями фактов биографии Шанель.