Часть IV. Габриэль Шанель. Art de Vivre!!! - Искус

Лариса Оболенская-Азбукина
Часть lV.

Шанель 36 лет. Бой оставил ей в наследство 40 000 франков и огромную боль потери любимого человека. Сестры ее вышли замуж, Шанель обеспечивала им приданое, оплачивала свадьбы. Позже Шанель возненавидела свадебные наряды и никогда их не шила. Сколько бы продлилась черная полоса жизни у Коко, неизвестно… Но…
Вернуть Коко к жизни помогли в этот период семья Сертов… Мися и ее муж - испанский художник Хосе-Мария Серт.
Серт был жуткий обжора, вечно не имевший денег, но живший в роскоши, считающий и успешно внушавший остальным, что он гений, любил жизнь во всех ее проявлениях. Его Мися - красавица Парижа - родилась в Санкт-Петербурге, и подавляла собой вся и всех. Ее воспевали поэты и художники. Великому Карузо, к примеру, она сказала, заткнув при этом уши, что он надоел ей неаполитанскими песнями. Благодаря замужеству с Эдварсом она стала богата. Газетный магнат миллионер Альфред Эдвардс предоставил ей солидную ренту. На что они с Сертом безбедно и жили. Мария София Ольга Зинаида Годебска, но весь Париж ее звал Мися. Прозвища породнили этих женщин. Как и любовь к деньгам! Только в отличие от Миси Коко зарабатывала их своим трудом, сохраняя свою свободу и независимость, Мися же была содержанкой и не горевала по этому поводу. Мися принимала любую помощь, как должное, Шанель за все платила. Но именно она потом стала единственной подругой Шанель. Мися познакомила Коко с Дягом – Дягилевым, Игорем Стравинским, Нижинским, Пикассо, Кокто, Бакс, Реверди… Чтобы вылечить Шанель от страданий, супруги Серт забрали ее в свадебное путешествие, попросту усадив в автомобиль. Шанель никогда не считала Серта гениальным художником. Но зато он был гениальным экскурсоводом: лучше него никто не рассказывал о картинах, фресках, художниках, скульпторах… Он рассказывал так, что слушатели словно присутствовали в том времени, о котором шла речь. Казалось, что Серт был лично знаком с Рафаэлем, сидел рядом, когда писал свои полотна Веронезе…. Он умел показать пример гениальности, а не музейный экспонат. Чтобы каждый человек увидел, понял и оценил обращенный именно к нему написанный, высеченный из камня, нарисованный на стене или куполе сюжет, или образ. Именно Серт стал называть Коко Мадемуазель.

В Италии Шанель оплачивала бензин и отели, гондолы. Серт же платил в ресторане за еду. И это отчасти справедливо. Ведь он умел есть за десятерых. Но одна черта у Сертов не нравилась Шанель – они не любили мыться. Серт мог встретить ее в черной пижаме, а иногда и без нее, таким запахом, что Коко становилось не по себе. Благодаря этой паре Шанель много узнала, полюбила Италию и Венецию. Но если бы ей снова пришлось сделать, то она бы выбрала своего Боя, без Италии, пусть женатого, но живого…

Бой научил Шанель делать деньги, Серты – получать от жизни удовольствие. Бою она заплатила любовью, остальным деньгами, своему успеху – одиночеством!
Мися, как я упоминала выше, осталась единственной подругой Шанель на всю жизнь. Она уступила своего Хосе более молодой сопернице. Когда бывший муж и его молодая жена перешли в другой мир, Мися стала принимать наркотики, опустилась. Шанель тоже попробовала их один раз, этого хватило. И больше она к ним не притрагивалась. Муза Парижа – художников и поэтов покинула мир в гордом одиночестве. Шанель, как всегда, постаралась украсить ее переход в другой мир. Она целый час колдовала за закрытой дверью. Делала макияж своей подруге. Говорят, что никогда в жизни Мися не была столь красива!

Оказывала ли Шанель материальную помощь? Да, и делала это добровольно. Талантливым одаренным, но только не ничтожествам. Почему-то многие думали, что главным делом Дягилева были «Русские сезоны». Но Габриэль поняла, главным делом его жизни было создать за рубежом господство русского духа, заставить полюбить все русское. И ничто не могло остановить Дягилева в этом стремлении, даже постоянное отсутствие денег.

Поэт гений Реверди (поклонник Шанель) сидел в монастыре и творил сам для себя, как и множество художников. Но, оказывается можно быть и гениальными искателями гениев, как Мися и Дягилев – они умели распознавать таланты и вытаскивать их на свет. И при этом убеждали остальных, что очередная находка настоящее.

Безденежье тоже бывает разным. Нищета, какой много в Оверне, «временные трудности», как у Сертов, которые длились всю жизнь, или безденежье Дягилева. Хосе Серт вечно нуждался, но купался в роскоши. Они с Мисей красиво тратили свои и чужие деньги, но только на себя. Дягилев тоже умел тратить – но только на своих подопечных. «Дягилев заставил Париж, а за Парижем и весь мир понять, что в России не одни грязные мужики в лаптях, что там кладезь гениев.» Сам же Дягилев ходил в такой ветхой одежде, которая расползалась по швам. Как-то Шанель не выдержала и купила ему шубу, которую Серж отказывался принять. Принял только тогда, когда выплатил Шанель ее стоимость. Чтобы покрыть его расходы, Шанель выписала чек на расходы труппы. И все равно Дягилев переживал: «Что подумает труппа, что подумает…», на что Коко саркастически ответила: «ее руководитель отдал моли остатки своего рванья!»

Шанель после раздумий все-таки решила выделить 300 000 франков Дягилеву для возобновления постановки «Весна Священная», правда с условием, что об этом никто не должен знать.
Знакома была Шанель и с дамами из высшего общества, и с дамами императорской фамилии (которые оказались в эмиграции). Узнав, что они прекрасно вышивали, Щанель предложила Марии Павловне возглавить мастерскую по вышивке, которую открыла при Доме моделей. Естественно модели с русской вышивкой раскупались мгновенно. А Шанель издали завидовала русским дамам, которые обладали красотой, грацией, замечательными фигурами, загадочным взглядом, придающим очарование, красивым рукам…их достоинству… Не было у русских только стервозности, без которой денег в Париже не заработаешь, ни шипов, ни клыков. Это вызывало сожаление: заработать они могли только на скромную жизнь. Зато у Коко было все: и шипы, и зубы. И зарабатывая деньги, она была в состоянии помогать тому, кому она считала нужно.

Дягилев познакомил Шанель со Стравинским. Знаменитый впоследствии композитор был обременен долгами и семьей. У Катрин, его жены, было заболевание легких. Этот факт напомнил Шанель уход матери и сестры Жюли. Четверо детей и отсутствие денег. Как его вытащить из мрачной ямы? Дать денег, может не взять. За круглыми очками отсутствующий взгляд. Он весь в музыке, которую ему надо писать.

Как помочь композитору? Дня два раздумий и вауля. Решение найдено. Вилла «Белль Респиро». Она предложила Стравинскому пожить на ее вилле столько, сколько понадобится. Две комнаты детям, спальня для супруги и комната с роялем для работы композитору. Но разозлил Шанель, хотя она и сдержалась, его ответ: «Посоветуюсь с женой!»

Стравинские переехали на следующий день . Шанель помнила свое состояние, в котором пребывала в Руайо у Бальсана. После отчаянной битвы за скромное существование вдруг получить передышку… не платить за жилье и питание…. Семья прожила на вилле два года. У Стравинского появились чувства влюбленности, в результате он работал как одержимый.
А Катрин стала ревновать мужа… и Дягилев решился выяснить отношения у Шанель. В разговоре она заметила: «когда рядом гениальный человек, и ей легче творить».
Шанель часто бывала на репетициях Дягилевского балета. Она видела, как Нижинский на репетиции по окончании танца падал замертво и его отливали водой, приводя в сознание. Видела, как сопереживал сидевший в зале Дягилев. Как рождались шедевры. Как русские артисты ради творчества забывали себя, погибая и воскресая с каждым движением, которое становилось совершенным и на репетициях, и на спектакле. А на следующий день все повторялось. Русские заставили Париж и рыдать, и смеяться. Она поняла, в чем их гениальность: русские не боятся творить, отдавать все ради искусства, ради Вечности.

У русских она училась по-настоящему работать. С тех пор Шанель умирала с каждой моделью, пока ее создает, и возрождалась, когда манекенщица шла в ней по подиуму. Пройдет время, Шанель оплатит долги и похороны Дягилева, которым она восхищалась.
Наконец устав от всех, Шанель уехала в Биарриц, посмотреть, как идут дела в филиале. Там же знакомится с Великим Князем Дмитрием Павловичем, ставшим впоследствии ее любовником. Для Шанель это был скорее «полезный роман». Она поставила точки на «и» сразу: ни постоянной любовницей, ни женой становиться не намерена. Дмитрий воспринял все адекватно. Расставание было спокойным. Но зато он познакомил Коко с…
Но сначала о духах того времени. Волшебная жидкость разливалась в вычурные флаконы фабрики Лалика, даже пробки были в виде стеклянных скульптур. Содержимое было терпким, немыслимо терпким, и выветривалось через пару часов.
Шанель пыталась изобрести свое – смешивала по капле духов, но запах был еще хуже.
Так вот когда Шанель с Дмитрием отправились в Монте-Карло, он предложил заехать по пути в Грасс. И там он представил Эрнеста Бо – химика. Эрнест первый при создании духов начал применять альдегиды. Синтетические запахи. Шанель просит сделать аромат с запахом, который бы характеризовал образ не «вазы с цветами», а элегантной женщины.

И вот через месяц перед ней стоят несколько аптечных флаконов с жидкостью. Она выбирает цифру пять. Вместе с флаконом. Без вычурности. Простой прозрачный флакон с янтарной жидкостью и ароматом от Шанель. «Шанель № 5»! Две переплетенные буквы С стали фирменным знаком Шанель. В качестве рекламы Шанель подарила несколько флаконов состоятельным дамам. И вот уже весь Париж в 1921 году пах «Шанель № 5»! Далее последовало знакомство с Пьером и Полем Вертхаймерами. Шанель приняла их замечание к флакону, стекло стало чище, а пробка стала удобнее откручиваться. Братья предложили создать фирму «Духи Шанель». Шанель попыталась сначала разместить заказ на их фабриках. Братья отказались, сославшись на многочисленные заказы. Шанель согласилась войти в фирму с рецептом и именем, и получала 10% акций. Братья 70%, за склады в «Галери Лафайет» 20% получил Теофиль Баде. Гораздо позже она пожалела об этой сделке. Но в то время, послушав какая выгода, будет от продаж, она радовалась. А братья начали создавать и перепродавать фирму на подставных лиц. И передавали им все права. Шанель получала всего 5 тысяч долларов в год, и иногда и того меньше. Узнав, что Вертхаймеры перепродали американской фирме права на производство духов в Америке за 2500 долларов, терпение Шанель лопнуло. К тому же Дом моделей в Париже в годы оккупации был закрыт. Мизерные доходы от продажи духов. Но Шанель все-таки отвоевала у братьев свои проценты от продажи духов!
(Продолжение следует)…

Фото: newstut.ru, veerlewindels.com, toptenrealestatedeals.com
Источники: «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой», "Коко Шанель. Я и мои мужчины" автор Софья Бенуа, Анри Гиде. Коко Шанель, Статьи, опубликованные в интернете, с совпадениями и несовпадениями фактов биографии Шанель.