Человек и его дело

Сергей Цух
    Есть люди среди нас, с жизнью и деятельностью которых связаны отдельные страницы истории. Одним из таких является Николай Яковлевич Цух. Он из местных старожилов, родился в 1927г. в селе Ивановка Фёдоровкого района Саратовской области.
    Как и многие его 14-летние сверстники, в годы войны работал в колхозе вместо  ушедших на фронт отцов и старших братьев. Неокрепшие еще мальчишки наравне со взрослыми косили зерновые, сено, возили на мажорах солому, в телегах - зерно на элеватор, работали на тракторах, очищали зерно на току.
    В 1947 году Николай Яковлевич окончил Саратовский механический техникум железнодорожного транспорта и начал работать дежурным  по станции Мокроус.
   С 1948 по 1951 год служил в железнодорожных войсках.
  После службы в армии вновь приступил к обязанностям в прежней должности,  С 1954  по 1986 годы  - начальник железнодорожной станции Мокроус.
    Награжден медалью «3а доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.» и медалью «Ветеран труда».
    
                ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА.
   
   В жизни каждого человека есть эпизоды, которые остаются в памяти на всю жизнь. Хорошо помню день 22 июня 1941 года. Он был тихим, теплым, светлым. Я и мои сверстники из села Ивановка купались в реке у моста, расположенного непосредственно в черте села. Где-то ближе к полудню через мост промчались два верховых на лошадях с криком., обращенным к сельчанам: все на сход к сельскому Совету, началась война. В полдень жители по установленному единственному репродуктору слушали речь Молотова о нападении Германии на СССР. В селе с первого дня войны началась мобилизация мужчин в армию. В колхозе у кузницы производилась подковка лошадей, ремонт колес и тачанок. Я и мои сверстники в годы войны после окончания учебы в шкале трудились летом в колхозе имени Ленина, выполняли работы за взрослых.
     С 1947 года после окончания техникума начал работать на железнодорожной станции Мокроус,  а через несколько лет -  начальником станции.
   Чем запомнились эти первые годы работы? На станции в ночное время была жуткая темнота. Освещение - керосиновое. Перрон в ночное время освещал один фонарь в месте встречи поездов. Перрон был маленьким, коротким, что крайне затрудняло посадку и высадку пассажиров. Лампы семафоров и стрелочных указателей в ночное время при сильных ветрах иногда гасли, и это приводило к задержке поездов при их приеме. В те годы были очень снежные зимы. Станция утопала в снегу, и служащие учреждений Мокроуса часто привлекались на очистку путей.
   Коллектив станции в 1954 году был по возрасту молодой, работоспособный, многое делали бесплатно, на общественных началах. В 1957 году силами коллектива построили здание электростанции, смонтировали оборудование, произвели освещение служебных зданий. На перроне для освещения были  установлено 4 металлических столба, а позже организовали  освещение стрелочных указателей.
   Хорошо помнится начало технического прогресса на транспорте. С 1955 года пошла планомерная замена паровозов на тепловозы, сначала сдвоенные тепловозы ТЭ-1, позже ТЭ-2, а затем и ТЭ-3. Это позволило увеличить вес поездов и скорость движения. В 1962 году на участке Урбах - Ершов построена однопутная автоблокировка с централизацией стрелок и сигналов, с диспетчерским управлением со станции Ершов, что резко повысило пропускную способность и безопасность движения поездов.
   В 1970-1972 г.г. появился  второй путь на участке Урбах-Ершов. На станции Мокроус вошли в строй два новых приемно-отправочных пути, введен  новый вокзал(1974г.). У нас  стало   два перрона (один при вокзале, другой между главными путями, при этом оба перрона по длине соответствовали пассажирскому поезду, что обеспечило максимум комфорта при посадке и высадке пассажиров).
   Мы стали очевидцами  того, что появился  грузовой двор с хорошим разветвлением, удобный вытяжной путь. На станцию резко увеличилось поступление грузов, как и отправка их. Особенно их много  поступало в связи с освоением целинных земель, строительством газопровода Средняя Азия - Центр, строительством нового элеватора с новым путевым развитием для увеличения фронтов погрузки и выгрузки зерна.
   В районе резко увеличился сбор зерна. Для его вывоза с поля и с колхозных токов в период уборки урожая на станцию ежегодно прибывало по 7-8 составов военных автомашин. Емкости элеватора не позволяли вместить все зерно, оно складировалось на подготовленных площадках в бурты, укрывалось полотнами. Зерно из буртов затем убиралось непосредственно погрузкой в железнодорожные вагоны.
   В 1962 году в Мокроусе предприятие «Межколхозстрой» (МПМК) построило собственные железнодорожные пути  для выгрузки грузов, поступающих в их адрес. Хорошо был обустроен повышенный путь для выгрузки сыпучих грузов, так же  в МПМК установлен собственный козловой кран. Здесь же  появились складские помещения для хранения цемента, алебастра и других строительных материалов.
   В 1964 году  на станции построены дополнительные пути, в  этот же  период смонтирован и козловой кран (для выгрузки прибывающих грузов).
  Вот краткий перечень поступавших грузов: щебень, песок, трубы, бетонные изделия, кирпич, ГСМ, товары народного потребления, уголь, сельхозмашины и запчасти.
   В среднем за сутки станция выгружала до 30 вагонов. В погрузке же преобладало зерно, скот, а в иные годы и солома.
   В 1987 году после неоднократных просьб жителей и руководителей района на станции был построен переходный  мост через железнодорожные пути.
 О тех, кто работал рядом. В коллективе станции трудились честные, добросовестные люди. Это В.Н.Рябуха - старший приемосдатчик, Н.Я.Москаленко - товарный кассир, М.А., Кольчуков - дежурный по станции, Р.Ф. Козленко - рабочий, И.К.Малахов - электромеханик, Почетный железнодорожник, В.А Еременко и  Е.И.Еременко - приемосдатчики груза.
  Горд, что родился, учился и работал в великой стране Союза Советских Социалистических Республик, где труд был делом чести, доблести и геройства. В жизни я в полной мере познал радость труда и горечь ошибок.
   
   На фото Цух Николай Яковлевич(27.1.1927 - 29.7.2012) в кабинете начальника станции Мокроус. Фото 1954г.
   Статья написана в 1997г.