Четверо в Запорожце, не считая кошки

Анна Алексеевна Золотовская
      Незабываемые моменты (продолжение)

           Казалось бы,незначительные моменты жизни неожиданно остаются в памяти на всю жизнь. Почему? Они,казалось бы, не сыграли никакой роли в нашей судьбе.
А вот помнятся  же…


      Четверо в “Запорожце”,не считая кошки


Это случилось давно. Когда наши дети были еще детьми.
А наш папа был еще жив. И он впервые решил отправиться на своем «Запорожце» из Петрозаводска в Колежму.

Кроме него за рулем и меня рядом, в машине на заднем сидении ехали наши дети: наша дочка –первоклассница, и внук моего мужа – пятиклассник Вова.
На самом заднем месте, у стекла, разлеглась на моей куртке наша красавица кошка Муся.

Мы всегда ее брали в отпуск и везли на любом транспорте.
Дорога предстояла неблизкая. Мы выехали утром рано.
Утро было солнечное, но не жаркое.

Наш водитель спокойно вел машину по гладкой дороге. Я была спокойна за него, за детей, за нашу кошку Муську и любовалась бегущими навстречу красотами карельской природы.

Дети о чем-то разговаривали между собой или играли в «умственные» загадки.
Муська, пригретая солнышком через стекло, спокойно дремала.

Проехав около четырех часов, мы приближались к Беломорску.

Дети стали шалить, весело над чем-то смеяться… А когда увидели щит с названием города, громко и весело закричали: «Ура!»

Наш водитель, видимо, тоже отвлекся и не заметил поворот на Беломорск. Я тоже, видимо, поспешно и не очень спокойно воскликнула: «Ты куда?»

И тут наш папа сплоховал: резко и запоздало повернул руль на поворот.

А поворот-то был известно коварный. Многие здесь потерпели аварию. Мы об этом еще не знали, но  не стали исключением.

Я не сразу поняла, что произошло: почему перед моим лицом возникла земля, через стекло рядом я увидела траву и камни.

Потом машина перевернулась и медленно, но верно «встала» вверх колесами.
Все стекла вдруг рассыпались колкими брызгами, а мы оказались вниз головами.
Дети кричали что-то испуганное.

Первой из машины выскочила Муська и в страхе спряталась в кусты.
Потом муж вылез из машины через разбитое лобовое стекло и через такие же разбитые боковые стекла стал помогать детям вылезти наружу.

Мне каким-то образом самой удалось открыть дверцу и вывалиться из машины.
Первая радостная мысль:

-Мы все живы!.
Но тут же в памяти всплыла картина, недавно увиденная по телевизору, - горящий опрокинутый автомобиль, и я закричала:
-От машины… Уходите! Уходите от машины!

Но моя дочка с криком: «Где Муся? Муся пропала!»- бежала от машины куда-то в лес.
Она словно никого не видела и не слышала, повторяя эти слова. Вскоре я поняла, что у нее истерика от шока.

Наш внук, казалось, был молодцом… Но он тоже беспрестанно повторял:
-Надо позвонить папе… Он сразу же за мной приедет… Позвоните папе!
Он не хотел понимать: а как позвонить-то в лесу (думаю, всем ясно, что мобильных не было)

Наши дети были в шоке и истерике. Но не плакали, не жаловались.

Я осмотрела каждого. Руки –ноги были на месте и все остальное тоже… У дочки над правой бровью взбухал огромный синяк. У Вовы на левой щеке была кровавая ссадина.
Но это уже пустяки… Главное – мы живы!

Я вроде тоже была в порядке. Муж отмахнулся от моего осмотра и хлопотал около машины.

Он пытался вытащить из машины багаж. А багажа было много. В основном это были продукты. Мы ехали на отдых на все лето, а в те годы не только в сельских магазинах, но и городских на полках –«хоть шаром покати». И муж по своим «каналам» достал многие продукты. Я даже упаковала целую кастрюлю яиц.
Между тем проезжающие машины стали останавливаться, и водители спускались в «наш» овраг. Все предлагали помощь.

Наконец, несколько мужчин, раскачав перевернутую машину, поставили ее на колеса.
Мир не без добрых людей… Повезло нам и дальше. На наше счастье, у обочины остановилась машина с краном. Всем «коллективом спасателей» зацепили машину, и кран легко поднял наш запорожец в воздух, а потом «изящно» поставил его на дорогу.

Наши дети, забыв о всех неприятностях, раскрыв рот от восхищения, следили за этим «кино».

Водители предлагали нам, рассадив всех по машинам, довезти нас до Беломорска.
Но мой муж, проверив мотор,колеса, решил ехать дальше сам.
Я недоумевала… Как? На чем? На этой развалине? Без стекол, с незакрывающимися дверцами…

Расплатившись со «спасателями» водкой, которую он вез на праздник День рыбака в Колежму для угощения родственников… и  «для порядка». А тогда был сухой закон, и это зелье днем с огнем не найти даже на талоны.
Словом,  «верная валюта» оказалась очень даже кстати. Хотя в нашем случае никто  не просил платы.

 Наконец наши спасатели, оставив нас на дороге, разъехались.
Муж снова погрузил все вещи, усадил нас в разбитый автомобиль; связав веревками дверцы, двинулся в дальнейший путь.

Преодолеть оставалось около ста километров.
И мы ехали! Ветер свистел нам навстречу.
Но нам не было душно в нашей машине.

Проезжая Беломорск и другие населенные пункты, я видела встречных водителей и пешеходов… Я видела их лица и глаза… Как они смотрели на нас!?... Что они при этом думали – не трудно догадаться…

А может, им казалось, что идет съемка приключенческого фильма?
Но нам не было никакого дела! Мы мечтали скорее приехать домой.
И доехали! Дети наши были снова веселы.

Дочка первым делом внесла в дом нашу красавицу Мусю. Внук с мужем носили вещи.
Свет в доме горел, Электроплита работала.

Я стала готовить ужин. Первым делом распаковала кастрюлю с яйцами и удивилась, что половина из них даже не разбилась.

Славная будет яичница! Остальные продукты тоже оказались в порядке.
И только сейчас за ужином все по-настоящему пришли в себя и весело со смехом стали делиться впечатлениями.

Все единогласно решили: нас всех спасла наша кошка Муся. Она была трехцветной. И нам часто говорили, что такие кошки приносят счастье.
Между тем я заметила, что моя дочка говорит с заиканием. Я решила, что этот дефект речи пройдет со временем.

Заикание было не сильное: оно не мешало ей хорошо учиться, заниматься музыкой и участвовать в концертах ансамбля. Но оно было довольно долго, к старшим же классам незаметно исчезло.

В тот вечер, уложив детей спать, Мы с мужем долго сидели на веранде, любуясь красивым закатом, белыми ночами.

Было ощущение чего-то вновь  приобретенного, радостного…

Это было ощущение жизни. Я поделилась своими мыслями с мужем. Он это выразил просто:

-Да! Мы все родились в счастливых рубашках.

Продолжение «моментов» следует.