Классическая музыка. Наш Пантеон

Руслан Богатырев
Классическая музыка. Наш Пантеон

Рейтинг-листы в наши дни — вещь понятная и привычная. Они позволяют существенно сократить зону поиска объектов, событий, лиц. Выделяют среди них наиболее значимые и важные (с точки зрения критериев отбора и предпочтений авторов). Подобные списки помогают ориентироваться и при этом, разумеется, влияют на выработку конкретных эталонов и ориентиров и на закрепление их как в профессиональном сообществе, так и среди массовой аудитории. Они задают свою систему координат, свою «карту звёздного неба».

Римский Пантеон. Как известно, в знаменитом римском Пантеоне (126 г. н.э.), символе величия Римской империи, возведённом в эпоху правления императора Адриана, увековечены 7 главных римских богов: Юпитер, Венера, Нептун, Марс, Меркурий, Плутон и Сатурн. Рядом с ними располагалась и статуя Юлия Цезаря. Само название «Пантеон» происходит от древнегреческого слова «пантеион», что означает «относящийся ко всем богам или связанный с ним». Весьма символично, что Пантеон в Риме стал первым древнеримским храмом, внутрь которого могли входить не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

Камеронова галерея. В 1787 г. в Царском Селе императрица Екатерина II выстроила свой «Пантеон»: в знаменитой Камероновой галерее Екатерининского парка по её заказу петербургскими профессорами скульптуры Фёдором Шубиным и Фёдором Гордеевым были отлиты из бронзы и выставлены бюсты мифологических персонажей (Ахилл, Арес, Аполлон, Меркурий, Вакх, Минерва, Ариадна, Геракл, Иола, Юнона), великих философов древности (Гераклит, Сократ, Платон, Эпикур, Сенека), историков (Геродот, Тит Ливий), знаменитых ораторов (Демосфен, Цицерон), драматургов (Софокл, Феспид), поэтов (Гомер, Феокрит, Овидий), римских императоров (Веспасиан, Адриан, Антоний Пий, Марк Аврелий, Люций Вер, Септимий Север) и известных полководцев Древней Греции и Рима (Юлий Цезарь, Германик, Сципион Африканский). В один ряд с ними Екатерина II поместила и бюст великого русского учёного М.В.Ломоносова.

План монументальной пропаганды. Свой Пантеон, свой революционный рейтинг выдающихся деятелей создавала и Советская власть. По воспоминаниям А.В.Луначарского, выдвинутая весной 1918 г. В.И.Лениным идея монументальной пропаганды восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568-1639) «Город Солнца». Одной из заинтересовавших Ленина идей Кампанеллы было украшение городских стен фресками, «которые служат для молодёжи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений».

Луначарский так передавал слова Ленина: «Я назвал бы то, о чём я думаю, монументальной пропагандой.<…> Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла.<…> В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию.<…> О вечности или хотя бы длительности я пока не думаю. Пусть всё это будет временно. Ещё важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы».

Луначарский включил ленинские замыслы в свой доклад, который он сделал 11 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК. На следующий день, 12 апреля 1918 г., Ленин, Луначарский и Сталин подписали декрет СНК «О памятниках Республики».

17 июля 1918 г. заседание СНК под председательством Ленина обсудило вопрос «О постановке в Москве 50 памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства» и одобрило докладную записку Луначарского о постановке памятников. Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов страны. За время с 1918 по 1921 гг. Москва получила более 25 памятников, Петроград — свыше 15.

==
Из Постановления Совета Народных Комиссаров от 30 июля 1918 г.

<< Список лиц, коим предложено поставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР, представленный в Совет Народных Комиссаров Отделом изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению

I. Революционеры и общественные деятели:
1.Спартак. 2.Тиберий Гракх. 3.Брут. 4.Бабеф. 5.Маркс. 6.Энгельс. 7.Бебель. 8.Лассаль. 9.Жорес. 10.Лафарг. 11.Вальян. 12.Марат. 13.Робеспьер. 14.Дантон. 15.Гарибальди. 16.Степан Разин. 17.Пестель. 18.Рылеев. 19.Герцен. 20.Бакунин. 21.Лавров. 22.Халтурин. 23.Плеханов. 24.Каляев. 25.Володарский. 26.Фурье. 27.Сен–Симон. 28.Роб.Оуэн. 29.Желябов. 30.Софья Перовская. 31.Кибальчич.

II. Писатели и поэты:
1.Толстой. 2.Достоевский. 3.Лермонтов. 4.Пушкин. 5.Гоголь. 6.Радищев. 7.Белинский. 8.Огарёв. 9.Чернышевский. 10.Михайловский. 11.Добролюбов. 12.Писарев. 13.Глеб Успенский. 14.Салтыков–Щедрин. 15.Некрасов. 16.Шевченко. 17.Тютчев. 18.Никитин. 19.Новиков. 20.Кольцов.

III. Философы и учёные:
1.Сковорода. 2.Ломоносов. 3.Менделеев.

IV. Художники:
1.Рублёв. 2.Кипренский. 3.Алекс.Иванов. 4.Врубель. 5.Шубин. 6.Козловский. 7.Казаков.

V. Композиторы:
1.Мусоргский. 2.Скрябин. 3.Шопен.

VI. Артисты:
1.Комиссаржевская. 2.Мочалов. >>

Председатель Совета Народных Комиссаров  / В. Ульянов (Ленин) /
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров / Вл. Бонч–Бруевич /
Секретарь Совета / Н. Горбунов /
==

Московская консерватория. Свой Пантеон классической музыки был создан и в Московской консерватории. Те, кому доводилось бывать в прославленном Большом зале, наверняка помнят, что его украшают портреты великих композиторов. Эта впечатляющая коллекция формировалась постепенно, и сам выбор даёт отличное представление об эталонах и предпочтениях.

Немного истории. В 1889 г. директор и главный вдохновитель строительства Большого зала Московской консерватории Василий Ильич Сафонов (1852-1918) принял решение о создании 14 портретов выдающихся композиторов. Заказ выполнял художник Николай Корнилиевич Бодаревский (1850-1921), участвовавший в создании художественного убранства Храма Спаса на Крови в С.-Петербурге; ученик Василия Верещагина, действительный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

К открытию Большого зала консерватории (7 апреля 1901 г.)  картины Бодаревским были закончены и установлены на свои места. С правой стороны (из зала) располагались 7 портретов: Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер, Бородин. С левой — ещё 7 портретов: Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк, Антон Рубинштейн.

Спустя полвека, в 1953 г. «рейтинг-лист» поправили: портреты Мендельсона, Глюка, Гайдна и Генделя заменили портретами русских композиторов: Римского-Корсакова, Даргомыжского, Мусоргского и Шопена. Портреты Глюка и Генделя оказались, к сожалению, утрачены, а вот портреты Мендельсона и Гайдна заняли своё место у входа в Большой зал.

Интересно, а причём тут Шопен? Если мы немного углубимся в историю, то выясним, что Польша с 1815 по 1915 гг. входила в состав Российской Империи (как Царство Польское). Фридерик Шопен был подданным Российской Империи: этот факт официально подтвердил бывший министр культуры и национального наследия Польши, председатель оргкомитета по празднованию 200-летия Шопена Вальдемар Домбровский. Свидетельство российского гражданства композитора — паспорт, выданный Шопену, когда он уезжал из Польши во Францию. Но дело не только в этом, и даже не в том, что его воспринимали у нас тогда «своим».

Николай Сергеевич Жиляев (1881-1938), выдающийся русский музыковед, композитор, пианист, ученик С.И.Танеева и М.М.Ипполитова-Иванова, один из близких друзей А.Н.Скрябина, профессор Московской консерватории, непримиримый критик академика Б.В.Асафьева в своей работе «Шопен и Шуман. Параллель» (1910) писал: «Шопен был первым композитором, внёсшим в общечеловеческую музыкальную культуру славянский дух, а так как после него самого ни один из славянских народов не дал сколько-нибудь крупного композитора, могущего сравниться по таланту и значению с композиторами русскими, то он является вместе с тем и отцом русской музыки, тем более, что в России не было ещё ни одного настоящего композитора, который бы не испытал на себе силы влияния Шопена...»

Иными словами, Н.С.Жиляев исторически отводил ему место выше М.И.Глинки, которого на самый верх иерархии русской музыки (отцов-основателей) возвёл в своё время академик Б.В.Асафьев.

Шопена и после Октябрьской революции, и после Великой Отечественной войны всё ещё считали русским композитором! Неудивительно, что он наряду с Мусоргским и Скрябиным в 1918 г. вошёл в число трёх избранных, кого монументально увековечивала Советская власть.

Как известно, перед зданием Московской консерватории находится знаменитый памятник П.И.Чайковскому работы нашего выдающегося скульптора-монументалиста Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). К работе она приступила в 1944 г. Но первый вариант, представленный в начале 1945 г., приёмной правительственной комиссией был отвергнут. Лишь в 1947 г. утвердили второй вариант. Была отлита и бронзовая фигура Чайковского. Но до установки памятника прошло ещё долгих 7 лет. Мухина пыталась ускорить этот процесс бесконечной волокиты, написала эмоциональное письмо В.М.Молотову, но так решения и не дождалась. Памятник с пьедесталом из красного гранита установили в 1954 г., уже после её смерти.

Неумолимое время стёрло из памяти его предшественников. После Октябрьской революции в 1918 г. в рамках реализации Ленинского плана монументальной пропаганды у главного входа Московской консерватории был установлен памятник Н.А.Римскому-Корсакову. За три дня до торжественного открытия  (в ночь с 16 на 17 ноября) его разбили вандалы. В ноябре 1919 г. был установлен уже памятник Бетховену. Но и он простоял недолго — всего лишь месяц. Лютые морозы сделали своё делало — некачественный бетон просто рассыпался.

Полагаю, эти малоизвестные детали возведения в Москве нашего Пантеона классической музыки важно знать и помнить. Тем более, что создавался он не один год и имеет столь драматичную историю.