Э. Бронте, Незнакомка из Уайлдфелл-холла, рецензия

Наталья Царева
Серьезный викторианский роман об алкоголизме и семейных устоях

Энн Бронте, пожалуй, наименее романтичная из блестящего викторианского трио. В ее творчестве сильнее, чем у сестер, звучат доводы рассудка, голос разума. И в то же время Энн, кажется, серьезнее, чем другие, относилась к религии. Все они, воспитанные в семье священника, были, разумеется, искренними христианками, однако только у Энн целые страницы посвящены отношениям с Небесами и будущей загробной жизни.
Так получилось, что перед "Незнакомкой..." я прочитала псевдовикторианскую поделку "Логборн", где вполне разумная девушка отдается мужчине (вернее сказать, сама начинает незаконную связь), нимало не задумавшись о том, а хорошо ли она поступает. Тем сильнее было впечатление от подлинно викторианской прозы, где героиня, в полном соответствии с духом времени отказывает влюбленному мужчине в следующих выражениях (притом что сама его любит, но вот беда, она замужем):
"— И вас и меня ждет жизнь иная, — возразила я. — Если Богу угодно, чтобы сейчас мы сеяли в слезах, то для того лишь, чтобы там мы пожинали в радости. Он заповедал, что мы не должны причинять вред другим ради удовлетворения собственных земных страстей. А у вас есть мать, сестры, друзья, которым вы, покрыв себя позором, причините тяжкий вред. И у меня есть друзья, чей душевный мир никогда с моего согласия не будет принесен в жертву моему эгоистическому благополучию — и вашему тоже. Но даже будь я совсем одна на свете, со мной — мой Бог и моя вера, и я скорей умру, чем предам свою покорность Небесам и опозорю веру ради кратких лет ложного и мимолетного счастья, которое даже здесь неминуемо обернется горем… и для меня и для других".
В общем,

"Но я другому отдана;
Я буду век ему верна".

Именно так поступали хорошие жены того времени и никак иначе они поступать не могли. Во всяком случае в литературе.
Все иное - позднейшие наслоения.
Сегодня трудно понять, как этот, в общем-то, невинный роман мог подрывать устои общества и кого-то шокировать. С точки зрения современного человека тут и конфликта никакого не может быть. Разводиться да и все.
Но, конечно, для эпохи сестер Бронте это был прорыв.
Я с интересом читала книгу до тех пор, пока не заболел муж главной героини и она не отправилась героически его спасать. Тут бедной Энн, боюсь, просто не хватило жизненного опыта, чтобы держаться в рамках правдоподобия (она сама не была замужем). Во всяком случае я в такой альтруизм не верю, если только в нем нет какой-то садистической подоплеки. Причем пока она описывала пьянки и гулянки супруга Хелен и его стремительное сползание вниз, я в происходящее очень даже верила (боюсь, тут Энн, как Эмили в "Грозовом перевале", основывалась на впечатлениях от занятий своего брата).
Умница Энн все верно описала. Типы, которые она изображает, узнаваемы и встречаются повсюду от Нью-Йорка до Пекина. Беда лишь что в том, что она, чистая душа, не сумела ничего предложить скучающим мужьям кроме как счастья семейного очага. Правда же состоит в том, что минимум половине, если не больше, мужчин этот семейный очаг на фиг не нужен. А если даже нужен, то не так как женщине. Далеко не все мужчины способны испытывать ту радость, которую женщине дает семья, черпать в ней силы и желание жить. Среди женщин это, конечно, тоже встречается, но гораздо реже.
И тут вопрос - что делать этим мужикам, если не пить и гулять? Куда девать пассионарность? Раньше выходом была война. А сегодня?.. Видимо, компьютерные игры.
В общем, "Незнакомка из Уайтфелд-холла" - это неплохой викторианский роман, с которым можно скоротать несколько вечеров. Но для взрослых людей он будет немного наивным и, в общем-то, не скажет ничего нового.