Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 47. Лицейский д

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть II
                Коллежский секретарь
                47               
                Лицейский дух

                Слово убивает плоть.
                Философия переключает на серое вещество плоть.
                Искусство и разгульная жизнь веселят и хоронят плоть.
                Так и шагаешь то по бульвару, то по борделям.
                То заболеваешь арией, то гнилой горячкой.

Мне говорят:
- В тебе,  Сашка, живет  Лицейский дух!
- Не обессудьте, господа!

Мне говорят, что у лицеистов принято:

                Молодым людям не уважать старших.
                Обходиться фамильярно с начальниками.
                Вести себя высокомерно  с равными человеками.
                Презрительно вести себя со всяким сбродом,  низшими людишками.
                Для фанфаронады казаться любителем равенства.

Мне говорят, что носитель Лицейского духа:

         Порицает насмешливо все поступки особ, занимающих значительные места.
         Порицает все меры правительства.
         Знает наизусть или сам сочиняет эпиграммы, пасквили, песни предосудительные на русском  и французском языке.
         Знает все самые дерзские и возмутительные стихи.
         Знает самые сильные из революционных сочинений.

Пусть так!
Я за Лицейский дух!
В нем прячутся мои достоинства и пороки…
Да и Бог с ними!

А театр – это моё.
Театр – это сокровенное, потому что светская жизнь без театра, как бордель без проституток. И я живу театром!

     Театра злой законодатель,
     Непостоянный обожатель
     Очаровательных актрис,
     Почетный гражданин кулис…

     Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?

Я видел на сцене Семенову. В то время ей было за 30.
Эта актриса мастерски играла трагедийные роли!
Да и вообще!
Говоря о русской трагедии, говоришь о Семёновой — и, может быть, только о ней.
 Одарённая талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Бездушная французская актриса Жорж и вечно восторженный поэт Гнедич,  могли только ей намекнуть о тайнах искусства, которое поняла она откровением души. Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, голос чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновенья — все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано.
          Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова.
          Она вознесла на вершину постановки «Эдип в Афинах» и «Фингал».
          Она одушевила перевод Лобанова из Расина «Ифигения в Авлиде»
          Она придала силы и огня славянским стихам Катенина.
          Она оставалась единодержавною царицей трагической сцены.
          Она украшала собой волшебный край театра!

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, где под сению кулис
Младые дни мои неслись.