Взгляд Анри Матисса

Ирина Лежава
В краевом музее изобразительных искусств Ставрополя продолжается сотрудничество с московской художественной компанией «Артгит». На этот раз москвичи привезли 120 литографий французского живописца, великолепного рисовальщика, гравера, иллюстратора, театрального художника, скульптора Анри Матисса (1869-1954). Выставочная деятельность «Артгит» хорошо знакома ставропольцам, благодаря этой компании удалось познакомиться с оригиналами М. Шагала (гравюрами из «Библейских сюжетов»), С. Дали (выставка «Священное послание» - самый масштабный графический цикл Дали на темы Ветхого и Нового Завета из частного итальянского собрания), недавно были показана выставка офортов Г. Доре, гравюр на тему корриды Гойи и Пикассо, в рамках одной экспозиции были объединены и работы  Пикассо (серии «Калифорнийский альбом», «Великолепный рогоносец», «Пикассо и Человеческая академия») и С. Дали («Казанова», «Маркиз де Сад»). До этого также в одной экспозиции были представлены гравюры Гойи «Каприччос» и С.Дали на ту же тему. Теперь руководители этого объединения дали возможность с помощью передвижной выставки «Взгляд» увидеть воочию литографии основателя фовизма. Не случайно и то, что выставка приурочена к 150-летию А.Матисаа и 65-летию со дня его смерти. Как отметил на презентации зам.директора музея изоискусств Александр Колбасников: «Есть достойный повод вспомнить этого интересного художника. Конечно, такая выставка должна сопровождаться подробным рассказом о его личности, его особых творческих «знаках».
А.Матисса называют то «беспокойным талантом», то «самым диким художником ХХ века». Он основал свою школу – фовизм (от фр. слова «дикий») и новый язык – язык модернизма в живописи. Новизна его метода в том, что он первый стал изображать объект как чистую форму, отбрасывая контур. К тому же художник отказался от смешивания красок, а писал только фабричными. Это казалось «диким», шокирующим и естественно, взорвало мир искусства. Его метод имел последователей – Брака, Дерен и др., он позволял щедро выплеснуть на полотно краски и тем самым заявить, что краски ценны сами по себе. Он и своих учеников учил рисовать как маленькие дети, «невинно» - то есть передавать первое впечатление от натуры, объекта. При этом, несмотря на свое новаторство, Матисс не отрицал старую школу, стиль, напротив, он их использовал в своих работах.
В России он стал известен благодаря трем панно: «Танец» (1910), «Музыка» (1910) и «Купание, или Медитация», которые в 1908 году заказал художнику русский коллекционер и меценат С. Щукин. Они и сегодня являются украшением российских музеев. Кстати, в связи с установкой этих картин в 1911 году по приглашению Щукина Матисс побывал в Петербурге и Москве, где ему оказали восторженный прием. Интересно и то, что благодаря гонорарам Щукина, а потом и И.Морозова мастер наконец избавился от материальных трудностей, купил дом в Илль-де-Франс, построил студию и полностью посвятил себя творчеству. Побывал в США, Германии, Марокко, Таити и других странах. В этот период он очень сблизился с Пикассо, увлекся кубизмом. В 1918–м в Ницце даже состоялась их совместная выставка. В 1920-м он создает по просьбе С.Дягилева эскизы костюмов к балету Стравинского «Песнь соловья», а в 1937-м эскизы декораций к балету Дм. Шостаковича «Красное и черное». С Россией его связывает также молодая эмигрантка, которая стала его секретарем, Лидия Делекторская.
С 20-х гг. его имя становится всемирно известным. А в 30-х он как бы подводит итоги. В это время он переносит в живопись приемы графики («Розовая обнаженная», 1935, и «Натюрморт с устрицами», 1940), в его работах меньше экзотики, больше ассиметрии, женские фигуры – в праздничных ярких платья, в креслах на фоне ковров и ваз. Именно такие литографии можно увидеть на выставке. Представлены также работы из циклов «Окно» и «Джаз». Цикл «Окно» восходит к картине «Открытое окно в Коллиуре», написанной еще в 1905 году. В 30-х он использует тот же принцип: открытое окно становится входом в мир, в жизнь человека, природу. Этот прием помогает строить композицию и становится излюбленным у маэстро. При этом он использует яркие краски, полутона исключает, как и переходы, а нарочито небрежная техника неожиданно создает иллюзию ликующей торжествующей красоты. Интересный прием открыл он, используя черный контур окна, который на контрасте дал эффект света.
На выставке можно увидеть работы из цикла «Джаз». После операции на желудке, когда полноценно работать у мольберта художник физически уже не мог, он придумал технику декупаж или, как он это называл - рисование ножницами. Иными словами, он составлял изображение, вырезая детали из бумаги, раскрашенной гуашью. Неожиданно, эта детская на первый взгляд забава – аппликации, дала синтез рисунка и цвета. «Рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет — это напоминает мне ваяние из камня!» - утверждал Матисс. Вот тогда-то, в 1943 году он и приступил к иллюстрации своей единственной книги «Джаз». В результате получилась удивительная цветовая музыка, которая создает обманчивое впечатление простоты и яркости. До него никто не додумался до такого живописного языка. В самом конце жизни Матисс вновь вернулся к насыщенным краскам - они присутствуют в экспозиции, это красные, желтые, синие интерьеры, где фигура полулежащей в кресле женщины всего лишь часть убранства комнаты, наряду с вазами, цветами и другими деталями. И построены они с использованием контраста между темными и светлыми пятнами, между внутренним и внешним пространствами. Именно эта экспрессия и энергетика делает неповторимыми и незабываемыми его произведения. Но что поразительно, они не раздражают, а умиротворяют, ибо в основе их лежит упоение жизнью, гуманизм.
Обращают на себя также внимание пространные подписи к литографиям, это цитаты художника, который размышляет о гармоническом сочетании цветов, о женском портрете и взаимоотношениях с моделью. Кстати, когда-то он пояснил: «Если бы я встретил такую женщину в жизни, то в ужасе убежал бы от нее, но, я создаю не женщину, а картину...» Это всего лишь очень немногое, что хотелось бы рассказать о французском мастере, чье творчество имеет огромное значение для понимания творческих поисков современных художников. Экспозиция будет работать до 20 октября.