Былинные земли. Путешествие в Бели, часть 8

Василий Азоронок
(Продолжение следует)

СИСТЕМА И СОБСТВЕННИК

Из Луконца вытекала речка – это определенно, она обозначена на российской трехверстке, существовала полтора столетия назад. К сожалению, судьба ее печальна - осталась только в памяти старейших окрестных жителей. Да устье, то есть точка соприкосновения с Эссой, еще «дышит».

Что стало причиной исчезновения реки, сейчас не скажешь. Было это давно. Возможно, что борьба за главный «уличный» переход изменила топографию. В середине XIX века она называлась Гатью – словом, которое уже предсказывало скорую гибель. И - подчеркивало превратности судьбы. Ее святая роль – связывать два конца света, исчерпала себя: река обмелела, не русло, а зыбун, трясина образовалась в местах течения, и люди, чтобы перейти, прокладывали гать…

Течение жизни не остановить. Исчез Старый Изабелин, куда она стремилась, и большое озеро переименовали…

Я «излазил» весь географический словарь царства Польского и других славянских стран — польскую энциклопедию в 15-ти томах, которая была издана более ста лет назад ученым варшавским сообществом и завизирована царской цензурой (в дальнейшем - польский Словник), пытаясь найти хоть какие-то зацепки о Гати. Безуспешно. Видно, в период составления энциклопедии ей уже не придавали значения.

Но наткнулся на один косвенный, очень характерный, факт. Есть коротенькая заметка о созвучном Гати слове в латинской транскрипции (в польском алфавите последняя буква – мягкая шипящая «чь») – Гачь. Так называлась весь, но не в Лепельском, а в соседнем, Борисовском уезде.

Я обратил на нее внимание, и вот почему. Там собственность находилась тоже в распоряжении духовных лиц: виленских бенедиктинцев. А также стала позже «скарбовой» - то есть, государственной, но в 1847 году перешла в частные руки, половина которой называлась уже «староством Белинских» - по имени нового владельца.

Прямо мистика какая-то! Гать-гачь, кляшторы: бернардинский и бенедиктинский, Бели и Белинские…

Ту Гать можно увидеть на российской трехверстве 1866 года. Она обозначена как господский двор неподалеку от Зембина (сейчас это Логойский район).

- Там действительно функционировал ранее некий религиозный центр, но о бенедиктинцах у меня сведений нет, - говорит известный белорусский ученый Вячеслав Носевич. - Принадлежал ордену иезуитов, да. А до того Гатью владели Глебовичи и Зеновичи…

Удивительно: имя Зеновичей характерно также для лепельских окрестностей. Еще более парадоксальная связь с нашим краем в географическом строении. Если рассматривать Берещу, то нельзя не сказать, что одноименная река, протекавшая параллельно Эссе, образовывала отдельную уединенную территорию - своего рода продолговатый полуостров, упиравшийся в Плоскую гору.

В области зембинской Гати картина повторялась. Неподалеку протекала речка Святица, и она связывала два крутых излома параллельной Гайны – правого притока Березины. Святица там – Свядица здесь, приток Эссы...

Ничего удивительного на свете нет! Продолжая разговор о двух удаленных друг от друга дуплетах, нельзя не обратить внимание на дальнейшие совпадения. После первого раздела Речи Посполитой религиозная судьба «гатинского центра» заканчивается, земли переходят в частные руки. Носевич рассказывает, что часть его была пожалована Игнатию Дашкевичу (мстиславский каштелян, действительный статский советник). А спустя полвека Гать – уже казенное имение: как и в истории с лепельскими бернардинками.

Правда, борьба за гайновскую пустынь приняла драматический характер. Еще в 1812 году частью ее владел другой человек – Пузына, потомок мстиславских воевод. Однако представитель нового поколения, в отличие от предков, избрал другой жизненный путь, ввязался в политическую борьбу, принял участие в восстании 1833 года, и собственность постигла конформация – то есть, запрет или ограничение на использование. Староство образовалось в 1846 году, и административно управлял им, действительно, помещик Белинский, уточняет Носевич.

Заканчивая разговор о зембинской Гати, нельзя не обойти роль системы – там она тоже проявилась, «насолив» одному из последующих землевладельцев – генерал-майору императорской армии Ивану Колодееву, участнику крымских сражений.

Владея имением тещи, тот развил активную деятельность по совершенству своего околотка: решил устроить мостовой переход через реку, чтобы жители могли связаться напрямую с железнодорожной станцией Борисов, и забил зимой, по льду, глубинные сваи. Однако довести дело до логического завершения ему не удалось. Всполошились сплавщики леса, подав в суд. А тот занял сторону истцов, так как лесопромышленники и купцы могли "лишиться всего состояния, остаться нищими и банкротами" (так в деле из статьи И.Карповой, ученого секретаря Борисовской центральной библиотеки, о крупнейшем землевладельце края Колодееве).

Характерный штрих, показывающий роль системы в связи с прагматической сущностью капиталистических отношений. 28 марта 1886 года суд вынес вердикт не в пользу землевладельца, зафиксировав, что его действия могут отразиться «на интересах казны», так как реки стали средством сплава в Ригу и Кременчуг, и при этом могло пострадать «казенное управление», располагавшее лесными дачами в приречной области.

То же самое происходило в окрестностях Лепеля. На землях виленских бернардинок была образована казенная Франопольская волость, ставшая основным поставщиком произраставших в дачах лесных богатств. В 1891 году волостные старшины поголовно жаловались, что древесины ценных пород не осталось вовсе, а в отчетах обязательной к заполнению становилась графа о размерах хвойных площадей по каждому отдельному собственнику.

Березинский водный путь сыграл определяющую роль в вывозе древесины из белорусского края. Масштабы транспортировки сырья можно сравнить, пожалуй, с размахом добычи нефти. Сплав леса принял угрожающие масштабы, что вылилось в уничтожение больших природных массивов, межусадебные конфликты, социальную напряженность. Владельцы приречных массивов "купались" в прибылях, отстраивая шикарные усадьбы и дворцы. Именно на тот период приходится "золотой век" Екатерины II, посвятившей последние годы жизни плану устройства судоходного пути через Европу и наказавшей сыну - императору Павлу осуществить начертанное. Из судебного дела, касающегося гайновской Гати, видно, во что превратилась прибрежная территория. Документ свидетельствует, что лес «давно был продан в разныя заграничныя товарищества», а крестьяне, местная власть, не рассматривались в качестве главных хранителей богатств.

УЛАНА - УЛЛА - ГАТЬ...

Если представить, что лепельской Гати предшествовала часть Уллы, то проступает первоначальное состояние территории, ее божественный оттенок. От Уллы образовалась волость Улана, зафиксированная в описании грозновских обследователей. А слово «улана», если перевести с одного из иностранных языков, обозначает: «апостол», божий посланник. Получается святая река. И, если принять во внимание, что «ула» - производное от «уланы», то мы имеем дело с трансформацией названия в связи с изменением жизненных обстоятельств. Проходной «двор» - улица заменила изначальную сущность людских устремлений.

Трудно сказать, предпринимались ли в варяжское время попытки устранить проблему перевала – сухого перехода из одного водного бассейна в другой: нет летописных сведений. А вот в королевское время каналы строились. Известно, что наследница престола миланская герцогиня Бона Сфорца активно занималась преобразованием заболоченных белорусских территорий, делила земли на волоки. И, повторим, в российскую эпоху были потрачены огромные средства, чтобы соединить север с югом. Сравнивая географические издания различных периодов, можно увидеть «результаты» преобразований. Сразу скажем, искусственный коллектор через Европу – система не принесла ожидаемого эффекта для перевозки пассажиров - людей. К ней неоднократно возвращались, так как сложно было удержать баланс между разнородными стоками. Вместо многообразной транспортировки - провоза людей и разнородных различных товаров построенная водная «переправа» использовалась, главным образом, для перемещения древесины, в результате чего леса вырезались, а вслед за этим прибрежные земли попадали в число разделываемых.

Все это негативно сказалось на жизнедеятельности рек и озер. Если открыть картографический обзор за 1866-69 годы, то есть, в период функционирования «системы», то обнаружим поразительные перемены. Ныне так называемая Великая река – сегодня левый приток Березины, окажется смещенной на север и отрезанной. Она словно растворяется в березинских поймах, не имея ни конца, ни начала. И помечена безродным именем, лишь частично напоминающим о величии: «р. Смолянка (Великая)».

Эпитет «великая» был дан ранее не зря. Видимо, она выполняла некие важнейшие нагрузки на большом варяжском пути. Допустимо, что именно она служила начальным отрезком большой речной «улицы» – той самой Уллы, что заканчивалась (или начиналась, смотря с какой стороны смотреть) в Западной Двине, в 50-ти верстах от Полоцка.

О том, что начальный отрезок Уллы играл в незапамятные времена огромную роль, свидетельствуют также другие обстоятельства. В географическом польском Словнике указывается озеро Лучило (Luczylo) на северо-восточной стороне Борисовского повета. Озеро в то время называлось «значным», то есть существенным, хотя мало кто слышал о нем. Озеро изобиловало рыбой и отличалось особым вниманием польской шляхты: вкруг его располагались застенки Завищ, Лаурен, Мокрыны, Ровнополье, Тартак. Ни одно из этих поселений не сохранилось, но одно из них присутствует на средневековой карте – в виде Тартейки (Tarteika).

Не найти и самого Лучило. Косвенно его можно сопоставить с другим близким названием - урочищем Красная лука или Краснолуками, вблизи которых, если верить карте Заннони, начиналась Ula R.

Автор, готовивший статью об необычном озере для большой энциклопедии, назвал его «сборником вод», так как в окрестностях располагалась целая группа других небольших водоемов: Замошье, Глубокое, Зубель, Линовое, Бисино, Полозна. Где они сейчас? На современных картах не обнаружишь.

Система поглотила природные водоемы. Вслед за ней, уже в советское время, пришли мелиораторы и добытчики запасов торфа...

Сегодня междуречье не узнать.

(Продолжение следует).

На снимке: о, Боже! Сохрани эту первозданность!
10.09/19