В Кейптаунском порту

Олег Сенатов
Культурологический триллер «В Кейптаунском порту» привлек меня уже своим названием, так как эту песенку наше поколение распевало еще в первом классе. Кроме того, у меня перед глазами стоит документация перформанса художника Андрея Кузькина, в котором он ходит с магнитофоном по улицам Кейптауна, предлагая случайным прохожим послушать запись нашей школьной песенки, исполняемой по-русски, при этом он протягивает им листок с переводом на английский язык. Прохожие легко соглашаются на предложенную Кузькиным игру, подпевая магнитофону, и даже пританцовывая. Кузькин увлекается, привлекая к перформансу все новых участников, пока молодая негритянка не пытается украсть у него магнитофон.
Мне непонятны причины, почему режиссер и сценарист Велединский согласился на синопсис фильма, представляющий его столь примитивным, - такое упрощение популярности фильму все равно не добавило. Поэтому я даю свое, правильное его изложение. Содержание фильма передается на трех уровнях. На первом уровне Драматург пишет пьесу, являющуюся деконструкцией песенки, исполняемой в прологе дуэтом – мужчиной и девушкой - на вершине Столовой горы, возвышающейся над Кейптауном. Здесь – что ни картинка, то – шедевр; взять ли сцену на Сахалине 1945 года, которую словами можно только испортить, или в Севастополе 1996 года, в которой Драматург видит себя, беседующим с вымышленным им сахалинским героем, который не пьет, ибо закодировался, или, наконец, история о дележе наследства пахана, приехавшего из Сахалина в 1945 году в Кейптаун, и там осевший в бывшем заведении Кэт, и возглавивший банду, процветавшую до его смерти в 1996 году. (Между прочим, в ресторане Кэт на видном месте висит  фотография последствий прославившего его побоища между английскими и французскими моряками, которым завершается песенка). Но самое впечатляющее – это вид Столовой горы, на вершине которой в прологе (и в эпилоге) станцевал дуэт! В процесс деконструкции умело вплетены сцены то ли репетиции спектакля, то ли съемочной площадки, на которых разыгрывается сахалинский сюжет, а также запись «хора ангелов», исполняемого севастопольскими мальчишками для этой постановки, или сцена торговли в Кейптауне контрабандным российским хлебом, что весьма остроумно. Думаю, что мое удовольствие было неполным из-за того, что я не смотрю фильмы о криминале; наверняка, кейптаунский сюжет содержит цитаты, от которых млеет душа синефила.
На втором уровне Драматург сам находится под наблюдением, по-видимому, - режиссера картины, ибо первый попал в разработку бандитского Петербурга, готовящегося к президентским выборам 1996 года («Голосуй, а то проиграешь!»). Эта линия киноповествования также отработана блестяще, завершившись вещей физиономией следователя женского пола на фоне спецназа в камуфляже, положившего бандитов лицом на асфальт. Браво!
И, наконец, на третьем уровне повествования появляется мужчина с вещим лицом, который заявляет, что нет никакого двадцатого века, - его придумали литераторы, вроде нашего Драматурга. Этот мужчина – не тот, о ком вы подумали; это – сам господь бог, ибо кто же еще мог бы сделать такое заявление! И здесь кинематографическая ткань сминается; закручивается финальный вихрь; боясь упустить каждое слово, которое могло оказаться решающим для раскрытия замысла сценариста, я не мог  позволить себе отлучиться ни на минуту, и произошло непоправимое: сфинктер мочевого пузыря предательски отказал, и струйка горячей жидкости начала свой неостановимый бег, наполняя собою штаны. Теперь все мои усилия были направлены на то, чтобы не намочить мягкое кресло; ведь я – завсегдатай кинотеатра, причем занимаю всегда одно и то же место.
Фильм кончился. Быстро выбравшись из зала, в туалете я оглядел свои джинсы, и пришел к выводу, что состояние моего костюма будет никем не замечено, если я понесу сумку перед собой, закрывая ею пах. Так я и сделал, и гордо подняв голову, с торжествующим видом дошел до метро. А вот перед турникетом охранник потребовал, чтобы я пропустил свою сумку через досмотровое устройство, чего со мной ранее никогда не случалось: - сумочка-то маленькая! Обдумав случившееся, я пришел к следующему выводу: охранники проинструктированы проверять все сумки, которые их владельцы несут перед собой; видимо, так сумки носят преступники, чтобы было удобно быстро выхватить положенный в них пистолет и, не медля, открыть огонь.
Тест прошел успешно, и, теперь, подтвердив свое право нести сумку, как мне угодно, в том числе, прямо перед собой, я, как ни в чем не бывало, добрался до дома.
                Сентябрь 2019 г.