Зелёная папка

Ада Бабич
 
 По делам налоговой инспекции находясь в областном городе и имея немного свободного времени,я позвонила своей приятельнице Валентине, с которой раньше работала и предложила встретиться.
  Валентина – начальник планового отдела завода.
Она не сразу смогла оторваться от дел, когда я вошла в плановый отдел, так как  беседовала с бухгалтером. В содержание их беседы я не вникала, но неожиданно  в их разговоре прозвучала фамилия Верёвкина. Он-то каким боком  с делами завода связан?! И не тот ли Верёвкин, что каждый квартал приносит балансовые отчёты в налоговую с нулевой деятельностью. Согласно графика налоговых проверок  с завтрашнего дня нам с Риной Сергеевной предстоит провести проверку Товарищества с ограниченной ответственностью  Антона Верёвкина.
  Что за мистика?
Если честно,  нам по плану нехватало  одной проверки и, мы решили быстро написать акт.  Товарищество в течении трёх лет бездействует, документооборот отсутствует. Особых затрат времени не потребуется.
 Надеясь на случайное совпадение фамилий,  попросила Валю пояснить кто это такой. Она с негодованием рассказала, что уже третий год мучается с этим арендатором. Он ни разу вовремя не оплатил за аренду складских помещений, а сейчас вообще не появляется и у него громадная задолженность. Вскрыть и очистить без него помещения нельзя.
Оказывается, что предприятие  действующее! Вот тебе и два дня на проверку!
   
   Каждый квартал, принимая отчёты Антона Верёвкина, я переспрашивала его:

   – Почему так долго предприятие бездействует? Такого не должно быть!

На что он, бывший работник ФСБ, глядя на меня большими, серыми, обрамлёнными длинными ресницами глазами, убедительно отвечал:

   – Да посмотрите в мои глаза, разве я похож на обманщика?!

   Приехавшую из Ташкента  свою сестру Светлану он оформил бухгалтером.
 Сдавая последний квартальный отчёт с нулевыми показателями, она каким-то тревожным голосом сообщила, что будет возвращаться в Ташкент.
   Меня это удивило. Обычно люди из нашей области надолго не уезжают. У нас все лояльно друг к другу относятся. Область многонациональная, вероисповедание у всех разное, но никто никому не мешает. Русские очень хорошо помнят казахов, узбеков, туркмен, киргизов, приютивших многомиллионную армию эвакуированных во время Великой отечественной войны людей и благодарны им.

  - Что заставляет Вас возвращаться в Ташкент? И брат с вами?

   С каким-то скрытым волнением в голосе Светлана ответила:

  - Ни в коем случае. Не с ним. Я тут никогда не смогу... Можно вас попросить? Мне покупки сделать надо, а с собой носить тяжёлую папку не хочется, ничего, если её на время у вас оставлю?

   Чужую зелёную папку, чтобы не путать с рабочими, попросила  Свету положить в нижний ящик стола для посетителей.  Других документов в этом столе не хранилось.
    Несколько дней прошло, за своими делами совсем забыла про эту папку.
 
Случайно оказавшись свидетелем разговора своей приятельницы Валентины  с бухгалтером  решила попросить копии договоров связывающих деятельность ТОО Верёвкина и  завод, в тот же момент переживая, а имею ли я на то право.    Показав своё удостоверение, объяснила Валентине, что это Товарищество у меня в группе и в данный момент мы его проверяем.Пообещала  на следующий день привезти официальное представление на встречную проверку.
   Моему удивлению не было конца. Проверять-то практически нечего было, а тут сюрприз... и очень серьёзный.
   Я поделилась своими сомнениями с начальником отдела, Риной  Сергеевной, на что она ответила:
   – Готовь представление на встречную проверку!

    Получив от Валентины ксерокопии  договоров и расчётных документов, мы с Риной Сергеевной приехали к арендуемым складам.  От сторожа-грузчика дополнительно узнали, что ТОО арендует склады не только в областном центре, но также в районе .Ещё и Аптечное управление оказалось связано с ним. Мы затребовали ксерокопии документов, подтверждающих совместные операции с проверяемым нами ТОО в Аптечном управлении, 
    Когда познакомились с документацией вплотную – вздрогнули. Верёвкин вагонами перевозил стратегически важные для России грузы, оформляя сделки через своё ТОО. Запросили таможенную службу. Грузы перемещались по всей стране и бывшим союзным республикам.
   Подготовив акт проверки ТОО и докладную с обоснованием необходимости передачи материалов в налоговую полицию - общая сумма штрафа и своевременно не выплаченных налогов оказалась громадной. По действовавшему тогда положению следовало, после подписания акта учредителем, немедленно передать все документы в службу налоговой полиции.
   
Наш начальник налоговой службы-Василий Семёнович,оторвавшись от своих дел,  сходу, не раздумывая и не читая подписал докладную. А когда стал знакомиться с содержанием акта, взвыл:
   – Вы, что?  Сбрендили? Мне надо в это вникать?! Откуда такая дикая сумма? Это не опечатка?
   И оставил первый экземпляр Акта у себя.
 
   Таким образом, акт оставался не подписанным начальником налоговой службы и самим уходящим от ответственности Верёвкиным.
 Я устала вызывать его для ознакомления и подписания Акта. Все письменные и телефонные вызовы Верёвкин игнорировал.

   Наш руководитель притих, нас не вызывает. Первый экземпляр акта не возвращает. Мы с Сергеевной ничего понять не можем. Работа не доведена до конца. Висит на нас не отправленный в налоговую полицию Акт.
 
   Конец ноября, время коротких световых дней. Ничего не объясняя, наше руководство  в устной форме приказало всем не задерживаться на работе. Последние две недели к налоговой службе в конце рабочего дня подъезжал микроавтобус и в сопровождении охранника развозил налоговиков по домам.
   Порядок проведения налоговых проверок не поменялся, только при проверках нас стали сопровождать охранники налоговой полиции.
   Нашу группу часто сопровождал охранник из налоговой полиции- Андрей. Парень могучего телосложения, добродушный и симпатичный. После службы в армии он сразу же был принят  охранником в налоговую службу. Как-то раз, идя с ним в магазин проверять акцизные марки на ликёро- водочных изделиях выявляя «левый» товар,- разговорились. Андрюша поделился впечатлением от пикника, проведённого в кругу друзей. Мимоходом, с некоторой горделивостью рассказал, что не может понять, почему к нему девчонки липнут, но та, которая нравится, встречаться с ним отказывается.
   Я заметила:
   - Действительно не понимаешь, или рисуешься? Ведь прекрасно осознаёшь себя красавцем. Но разве это твоя заслуга? Да, ты высокий, волосы тёмные, густые, волнистые, доброе выражение лица. Косая сажень в плечах, ноги не кривые.  Поначалу девочки на это ведутся. А тебе понравилась не глупая девочка. Она усвоила урок своей мамы: «Не смотри на красивого, а ищи умного».
Вот в чём твоя заслуга? Что ты сам сделал для своей внешности? Ничего. Скажи спасибо твоим родителям и природе.
   А вот за свой интеллект ты в ответе. Ну ка скажи, когда был в театре? Какие оперы любишь или хотя бы знаешь? В органном зале бывал? Художественную галерею давно посещал? Камерную музыку от джаза отличишь? Ваше поколение не всегда с географией знакомо. У тебя красивый голос. Наверно, хорошо поёшь? Не пытался в этом плане развиваться?

   - Так со мной ещё никто не разговаривал.... Летом в Ленинградский финансовый поступать буду на юридическое отделение. Сейчас  экономисты, бухгалтеры и юристы нужны. На работе потихонечку математику повторяю.  Я теперь бриться наизусть буду, без зеркала.
 
   Однажды по громкой связи начальник вызвал меня к себе в кабинет. Захожу. В кабинете кроме  Василия Семёновича пять мужчин. Среди них узнаю одного из командиров налоговой полиции. Начальник металлическим голосом спрашивает:

   – Это почему вы за три года ни разу не проводили проверки ТОО Верёвкина? Он ведь в Вашей группе?!

   Отвечаю:
   –Во-первых, существует график плановых проверок, во-вторых, для проведения внеплановой проверки не было оснований.  Три недели назад мы подали вам Акт плановой проверки ТОО Верёвкина. У вас в столе лежит первый экземпляр неподписанного акта.

   – У меня? Первый раз слышу!

    Я быстро ушла в свой отдел, чтобы принести вторые экземпляры акта и докладную, подписанную начальником. Пока рылась в своём столе раздался телефонный звонок. Верёвкин предупредил, чтобы его дождались, он придёт ровно в пять часов, для ознакомления с Актом проверки.

   Забрав вторые экземпляры акта и ранее  подготовленную для налоговой полиции докладную, на которой стояла дата подписания и подпись Василия Семёновича  вернулась в кабинет начальника. 
   Выхватив из моих рук документы, Василий Семёнович сказал:

   - Подпись учредителя отсутствует – это непорядок!

   Порылся в ящиках  своего стола, нашёл первый экземпляр акта.
 Старший налоговой полиции- Кошкин познакомился с  докладной и актом, удовлетворённо хмыкнул.
   Владимир Семёнович спросил меня:

   – И что думаете делать дальше?

   – В пять часов появится Верёвкин, только что звонил. Просил его дождаться. Обещал закрыть надоевший ему вопрос. Подпишет  акт, передадим материалы в полицию.

    Меня отпустили. Поделилась впечатлениями с Сергеевной. Ждём Верёвкина. В налоговой звенящая тишина- пять часов.  Кроме нас двоих и охранника Андрюши, всех увезли по домам. Шестой час вечера. Рина Сергеевна кутается в тёплый шарф:

   - Что-то мне не спокойно, знобит...

   Опять звонок по телефону, голос  Антона Верёвкина:

   – Вы ещё на месте?

   – Раз отвечаю, значит на месте.

   - Через три минуты буду.

Рывком открывается дверь. В проёме, в не застёгнутой камуфляжной куртке, большой козырёк кепки затеняет «правдивые серые глаза», не входит, врывается Верёвкин и раздаётся злобный голос:
   –Вам  подписать? Сейчас ... распишусь!
Быстро заводит правую руку под куртку и из-за спины (мне показалось, что время остановилось), очень медленно, как при замедленной съёмке, появляется чёрный ствол...
   Напротив меня Сергеевна плывёт под стол, шарф накрывает её с головой...
   Наш бесстрашный защитник - Андрюша,(откуда возник?) мгновенно успел вывернуть за спину руки Верёвкина и вытолкал его в коридор. 
   В,казалось бы, безлюдном здании налоговой инспекции возникло шумное передвижение  множества вооружённых людей.
   Руководитель группы захвата вошёл в наш кабинет. Увидав в шоковом состоянии Рину и меня -  предложил попить воды, а потом добавил:

   - Подумайте, вспомните, что могло заставить его сюда прийти, кроме Акта?

   Вот тут-то, как вспышка в голове...- зелёная папка!
   За срочными делами совершенно забылся разговор с бухгалтером ТОО- Светланой и ею оставленной в ящике стола  зелёной папки.

   Получив папку, Кошкин, выходя из кабинета, сказал:

   - Не волнуйтесь, спокойно идите домой.

   Позднее мы узнали, что в Неманском районе при тушении гаража обнаружили обгоревший труп бывшего хозяина хутора, которого пристрелил покупатель хутора – Антон Верёвкин. Там же в гараже нашли ворох документов, подтверждающих бурную неофициальную деятельность ТОО.
   За Верёвкиным долго следили. Нас не просто так по домам развозили... И в этот день в конторе не пять полицейских было, а намного больше. Район вокруг здания налоговой был под контролем полиции.
   Не могу в толк взять, если у Верёвкина с головой всё в порядве, то мы ему были зачем? Нормально рассуждающий человек так не должен был вести себя. Не уж-то зелёная папка?
   В начале девяностых только не ленивый- грабил, разорял- обогащаясь. ТОО Верёвкина, скорее всего, служило мелкой сошкой в период  присвоения государственных ценностей, принадлежащих  народу.
 
   Почему я сразу в зелёную папку Светланы не заглянула?
   Мы с Риной Сергеевной были приманкой?
   Что стало со Светланой?