Родная калужница

Юрий Панов 2
  Коснется калужницы дремя,
И станет безоблачным время.
Велимир Хлебников

Если вновь завьюжится,
Заболит душа,
Вспомню, как калужница
Дивно хороша.
Вероника Тушнова

  В этом году я совершил преступление, преступление для эколога непростительное.  Нашел возле поселка весной одинокий цветок, выкопал и посадил на даче. И с тех пор, наблюдая, как он растет возле крылечка, вспоминаю слова из сказки: «Зачем сорвал ты цветочек аленький?»  Нет, это не было растение из Красной книги. Напротив, его заросли можно встретить возле дорог в канавах, возле речек, а в болотах, в сырых местах, иногда его так много, что конца края не видно.  Но возле поселка редко увидишь  красивый цветок, чаще всего первоцветы беспощадно вырывают на букеты без всякого сожаления. Этот цветок рос в глубокой балке возле ручья, там,  где из крутого слона пробивался  обустроенный бревенчатым домиком родник.  Ранней весной, когда все деревья были еще голыми, а трава бурой, он загорелся не алым, чисто золотым одиноким пламенем. Это была калужница.
  Нет для меня ничего более древнего, более культового, чем это слово - калуга. С берегов  Жиздры – реки, из села со столь некрасовским говорящим названием  Плохино,  пошли  мои предки со стороны матери. Прадед работал управляющим в имении одного  из помещиков,  а сестра деда была портнихой в семье знаменитого тогда на всю Россию акушера Дмитрия Отта, родившегося в том же Плохино.  Места эти  еще раньше   были пограничными, охраняли землю от набегов кочевников засечные леса,  и было там множество речушек, поемных лугов, ручьев, родников и болот и мочажин. В общем – калуга, сырое место. Никогда я там не был, но, когда вижу калужницу, вспоминаю родину предков.  Говорят,  в последние годы возвращается древняя калужская земля в почти первобытное состояние, население уходит в столицы, а речушки становятся все более чистыми и, конечно,  покрываются берега их весной золотой калужницей.

   Калуга слово древнее, а вот название калужница появилось совсем недавно. В Российском Академическом Словаре времен Екатерины Великой такого  слова нет. Даже в первом ботаническом словаре Н. Анненкова, созданном уже после падения крепостного права, калужницу величают  желтоголовником.  В  народе у калужницы тысяча имен и понятно, что имена эти связаны с водой и тварями, что в воде обитают – лягушатник, жабник, болотный лопух, змей-трава. Нравится мне и  название коровий цветок.  Представляете картину, милую сердцу не только жителям деревень, но и горожанам? Ранней весной коровы на первое пастбище радостно спешат  по солнечным лугам вдоль речки, мимо цветущей калужницы. Англичане тоже называют калужницу  Cow Lilly, коровьей лилией, что мне нравится еще больше. Бывают названия, связанные с ядовитостью калужницы – курослеп, и уж совсем редкие и современному человеку непонятные – нюньки, но человеку с голодным советским детством, такому как Владимир Солоухин,  любителю всего съедобного в дикой природе,  знакомое  вполне. Какие только вершки-корешки не ели в детстве наши предки!?

    Но  одно из главных достоинств калужницы в ее цвете. В определителях говорят -  у калужницы желтые цветы. Может и так. В народе считают – они золотые. Алтайцы называют калужницу Алтын баш, как Телецкое озеро Алтын Кёль.  Золота на озере никто не видел, а вот встреча с калужницей, не весной, а летом,  золотую калужницу,  отраженную на скалистом берегу   в ледяной и прозрачной воде,  встретить довелось.   Это был подарок.  Желтый цвет у многих  связан с негативными эмоциями, золотой – символ радости и солнца.  Эти оттенки восприятия цвета, наверное, впервые понял Гёте. Он считал свой труд о цвете важнее, чем поэзию, проиграл как ученый спор Ньютону, но выиграл как художник. Гёте  изучал изменение цвета    на разном фоне. Золотые цветы калужницы особенно яркие на фоне ее холодноватых изумрудно-зеленых листьев, да еще и цветы,  и листья,  и даже абсолютно черные семена блестят и переливаются красками в лучах солнца.  Если вы хотите  излечиться от зимних невзгод, отправляйтесь,  как только растает снег,  на свидание с калужницей, она вам поможет.
 
   С точки зрения ботаника цветок калужницы не просто красив, он совершенен!  Присмотритесь к нему. Он прост. Даже лепестков нет, только золотые чашелистики. Тычинок множество, этакая маленькая спиральная галактика, и раскрываются пыльники  по очереди, наружные тычинки  передают эстафету внутренним. А внутренние,  склоняясь к пестикам,  защищают их от непогоды. Дарвин, исследуя  приспособления цветов к опылению, наверняка был от калужницы в восторге. Как солнце светит всем, так и калужница предлагает свои дары, сладкий нектар и пыльцу,  всем насекомым – и жукам, и пчелам и особенно весенним мухам журчалкам.
 
  Какое растение, читатель, вы воспринимаете как родное, да и вообще существуют ли растения, которое можно назвать родным? Для меня это калужница. Надеюсь,  встретит она меня весной и сверкнет как осколок солнца на берегу ручья.