СКОРОПОСТИЖНАЯ СМЕРТЬ ОТ ИНСУЛЬТА 10.09.08
"Я ПАМЯТНИК ВОЗДВИГ ТЕБЕ НЕРУКОТВОРНЫЙ" ЮРИЙ КУРАТЧЕНКО
ОТЗЫВ О РОМАНЕ ЮРИЯ КУРАТЧЕНКО «ДИЗАЙНЕР»
М.А. Бологова, с.н.с., Института Филологии СО РАН, к. ф.н., литературовед
Ю.А. Куратченко создал свой вариант героя нашего времени, современного неординарного человека с творческими устремлениями, вовлеченного в круговорот житейской суеты, однако всегда сохраняющего память о своей духовной прародине и не дающего растворить себя среде и эпохе, хотя в конечном итоге они оказываются причиной его гибели.
Роман условно распадается на 3 части – три периода из последнего года жизни главного героя: финал неудачного брака, длившегося 20 лет, отношения с новой возлюбленной Машей и собственно завершение жизни. Вторая и третья часть обладают безусловными художественными достоинствами, внутренним единством, мощной энергетикой. Они читаются на одном дыхании. Образы главных героев трогают воображение, восхищают. Все очень ярко, правдиво, органично. Переписка Диогена и Маши онлайн и предсмертное письмо Арского Маше – лучшие места книги (последнее заставило меня плакать). Читатель будет благодарен автору за знакомство с внутренним миром его героев. Такие переживания и откровения действительно очень созвучны современному жителю мегаполиса, задумывающемуся о себе и о своем месте в мире, о жизни и смерти, которые сейчас как бы вытеснены из нашего сознания западными идеями карьеры и бизнеса, и только очень сильное потрясение от потери близкого человека способно «выключить» нас из этой суеты – кого-то лишь на мгновения. Книга Ю. Куратченко пытается удержать именно эти мгновения истины, не дать им снова кануть в забвение суеты будней. У нее будет свой читатель, которому она поможет ориентироваться в жизни и в опыте смерти.
Первая часть романа местами напоминает журнальные статьи. Все увязает в деталях быта. Читателю приходится очень трудно, потому что удачные фрагменты текста, интересные по мысли, чередуются со скучными, «лишними». Однако рассказ об этой тягостности и скуке отношений в неудачном браке и не мог быть захватывающим – таким же, как все последующее повествование. Иначе читатель просто не оценил бы, какие сокровища ждали его дальше. Роман кончается очень красиво, но, возможно, к нему стоит сделать небольшое авторское послесловие, где рассказать о замысле, фактической основе книги, судьбе остальных персонажей – это только углубит сочувствие и сопереживание читателя.
В заключение хочу еще раз выразить благодарность автору за знакомство с его героем и его духовным миром.
М.А. Бологова, с.н.с., Института Филологии СО РАН, к. ф.н., литературовед