Родимая Глава 12

Анна Колбасова
 Не зажженная цигарка

Через три дня я снова увидела отца, его привезли на подводе, полуобгоревшего.

 В больницу он ехать отказался.

- Везите к матери!- приказал он трактористам.

 Лицо у него было черным, на поверхности кистей рук были видны белые косточки и жир.

 Колени тоже были в ожогах.

Что же произошло с моим отцом?

Рассказали трактористы, доставившие его к матери:

- Отремонтировал Алексей Иванович мотоцикл, заправил, сколько было бензина, а остальное решил дозаправить в тракторной бригаде.

 Бензин был разлит в бочки, установленные на подставки.

Подъехав к бочке с бензином, он цигарку, скрученную перед этим, зажигать, не стал.

 Открыл пробку, а так как  бочка была заполнена доверху, бензин с напором хлынул в ведро, брызги полетели на лицо, руки, одежду.

 Алексей Иванович заправил мотоцикл и уже собирался уезжать, в это время подошел тракторист, из молодых, видя, что он в зубах держит цигарку, чиркнул спичкой и поднес к его лицу.

 Лицо вспыхнуло мигом, Алексей Иванович, прикоснулся к нему руками, загорелись кисти рук, одежда.

 В доли секунды его охватило пламя, горел как свеча.

 Он пытался сбить пламя, катался по земле, но не смог.

- Мы возвращались из мастерских,- продолжали рассказывать трактористы, - и увидели, что он горит,  а парнишка, поднесший ему спичку к лицу, от страха сбежал.

 Мы сбросили с себя верхнюю одежду и погасили пламя.

 Но он успел получить страшные ожоги.

Бабушка хлопотала вокруг отца, по лицу  у нее катились слезы.

 Потом она вышла в другую комнату, вернулась без слез и с суровым лицом.
 
- Неси, внученька, гусиные перышки, да бери все, будем папку лечить.

 Она начала читать молитву от избавления жара.

Я принесла пучок перышек, бабушка смазывала сама и дала мне склянку с гусиным жиром и велела мазать крестиком и читать молитву Богородице.

 Я делала все, как велела мне моя бабушка.

Отец лежал с закрытыми глазами, у него не было ни ресниц, ни бровей, лицо было черным.

 Он скоро уснул.

Бабушка взяла ножницы и, разрезая на куски одежду, осторожно снимала с него.

 Затем накрыла его простынкой, а меня попросила убрать кота Тишку, чтобы он не разбудил отца.

Хорошо смазав сыну кисти рук, бабушка забинтовала их, перевязала ему колени.

 На лицо положила льняную, намоченную в специально приготовленном медовооблепиховом растворе тряпицу, предварительно сделав в ней прорези для глаз.

Утром отец проснулся рано, так как привык уезжать в поле до зари, и застонал.

 Бабушка, накинув на плечи полушалок, подошла к нему.

- Ну что, сынок, как ты себя чувствуешь?

- Никак, я вообще не чувствую своего тела, не ощущаю его, нет боли, нет никаких ощущений, только при движении появляется боль.

 Очень хочется спать.

- Ты покушай и спи,- сказала ему бабушка.

Хотя «покушай», громко сказано: на губах были волдыри, и кожа в некоторых местах полопалась.

 Бабушка дала отцу из ложечки киселя из свежей смородины, она поила его, как маленького ребенка.

 Не допив кисель, он, уставший, откинулся на подушку и провалился в сон.

- Я ему травки подмешала, чтобы он подольше не ощущал боль,- пояснила мне бабушка.

Руками отец долго не мог ничего брать, кожица, появившаяся на кистях рук, была очень тонкой, и при малейшем сжатии ладошек лопалась.

 Но со временем поверхность кисти руки загрубела, стала выглядеть нормально.

Глядя в осколок зеркала, висевшего на стене, отец как-то сказал:

Мне сообщили, что идет обмен партийных билетов, как же я буду выглядеть на фотографии с таким лицом?

- Главное, чтобы был ты - краше Сатаны,- пошутила бабушка,- а брови и ресницы с годами вырастут.

 Тебе, Алеша, с лицом все не везет: то ранением порвало, то гнило пол - лица, теперь на тебе – зажарился!

Ты, сынок, на это не обращай внимания, что скажут люди.

 Все пройдет, обрастешь новой кожей, главное – жив  остался и зрение не повредил!

-Да я что, вот народ шарахаться будет от меня, как от тифозного, это факт.

 Через месяц отец от бабушки уехал прямо в поле, на работу, где трактора сеяли озимые культуры.

Так в заботах и хлопотах прошла осень, зима и наступила весна.

Вокруг щебечут птички, такое радостное волнение в жизни пернатых, слышны призывные крики сойки.

 У бабушки в сенцах было небольшое окошко, оно у нее всегда, с весны до осени открыто для кота Тишки, через него он запрыгивал на ночь, и укладывался спать на табуретке.

Как-то, находясь в комнате, я услышала, как совсем рядом ласточка стрекочет, я открыла дверь и увидела: ласточка мостит в верхнем углу сенцев гнездышко.

 Рядом с входной дверью сидит еще одна и держит в клюве кусочек грязи.

 Я закрыла дверь и позвала бабушку из второй комнаты, где она занималась с дрожжами, перетирая их с отрубями, для просушки.

Но бабушка моей радости не разделила: раз строит одна, прилетят и другие, а как ходить?

 Через день по кругу вверху, весь угол между стеной и потолком был намечен местом под строительство гнезд.

Через неделю гнезда были готовы.

Ласточки все время сновали туда-сюда, а еще через несколько дней в каждом гнезде виднелась голова наседки.

 Прошло еще время, и появились желторотые птенцы, они широко открывали рты и пищали.

 У каждого гнезда трудились по две ласточки, и не обращали внимания на людей, заходящих и выходящих из хаты.

 Все, кто видел эту картину, удивлялись: ну надо же, где нашли лепить свои гнезда!

Бабушка мне строго-настрого приказала ласточек не трогать, а то хата сгорит.

 Я, конечно, их не трогала, потому что даже при моем желании, я к ним и с табуретки дотянуться не могла.

Пришло время, птенцы выросли и уже сидели на краю гнезда, пытаясь махать крылышками, но страх брал свое и летать они еще не решались.

 Тишка все это время жил в плетеной клетке, куда я носила ему пищу и воду, а на ночь бабушка брала его в комнату.

 Как-то в сенцах начался ужасный переполох, вся стая собралась вместе и подняла такой крик, что бабушка не выдержала и открыла дверь.

 Маленький птенец, у которого через пух пробивались перышки, прыгал по полу и пищал, а над ним кружили ласточки.

 Бабушка закрыла дверь,  сказав, что сами разберутся.

- Да как же так, его надо посадить в гнездо!- сказала я.

- А куда,- спросила бабушка,- ты знаешь?

- Нет, гнезд много, давай посадим в какое – ни будь!

-Ничего не выйдет, его чужая мама вытолкнет из гнезда, нахлебник, ей не нужен, ей бы своих птенцов прокормить.

 Долго еще они кричали, волновались, а потом наступила тишина.

 Бабушка снова открыла дверь - птенца нигде не было, а это значит, что мама уговорила малыша взлететь и занять свое место в гнездышке.

Если бы Тишка не сидел в клетке, это прекратилось бы намного раньше, только перышки остались бы от птенца.

 К осени птенцы стали совсем взрослыми отважными красивыми ласточками.

Сбивались в большие стаи и сидели на проводах, что тянулись к сельскому Совету, а в одно утро их на месте не оказалось.

 - Улетели на Юг,- пояснила мне бабушка.

- На следующий год прилетят снова, поселятся здесь, это теперь их место.

 Побелю внизу, а верх тревожить не стану, что им снова трудиться.

 Быстрей нанесут яиц, быстрей высидят птенцов, а значит, успеют хорошо окрепнуть до холодов.

 Бабушка рассуждала всегда правильно, так как выходило всегда по ее предположению.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ