Трудности и проблемы воспитания

Людмила Каштанова
               
      Испокон веков считалось, что человек должен  уметь делать две вещи: строить себе дом и воспитывать детей.  Строительство не будет касаться, а вот о воспитании поведем речь. До революции вся жизнь человека основывалась на христианской вере и учению. Я приведу несколько заповедей из Библии.

1. Почитай Бога одного и лишь Ему одному служи.
2. Не делай себе кумира;
3. Почитай отца своего и мать
4. Не убивай;
5. Не прелюбодействуй;
6. Не кради;
7. Не лги;
8. Не желай ничего чужого

      Эти заповеди, написанные Моисеем  со слов самого Бога во время выхода израильского народа и Египта,  легли в основу государственного законодательства  многих  христианских стран.  Они  передавались из уст в уста старого покорения молодому и служили основами воспитания.  Во времена  Моисея не было царей в народе, поэтому Бог сам вершил справедливый суд над нарушителями. Дети  в те времена росли в сложных  условиях, с малых лет приучаясь к труду и приготовлению к взрослой жизни.  И это было в норме.
      Когда в израильском народе появились цари,  третий царь Израиля Соломон прослыл как  самый мудрый царь того времени.   В своих знаменитых притчах он много касается воспитания  отроков с раннего  возраста. Вот  некоторые из них.

1. Не замышляй против ближнего своего зла;
2. Не ссорься без причины;
3. Не вступай на тропу нечестивых и не вставай на путь зла;
4. Кто жалеет  розги своей, тот ненавидит сына своего, а кто любит, тот с детства наказывает его;
5. Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей;
6. Наказывай сына своего, если есть надежда, и не возмущайся криком его;
7. Доброе имя лучше большого богатства, а добрая слава лучше серебра и золота;
8. Наставь юношу в начале пути его, он не уклонится от него, когда и состарится;
9. Не оставляй юноши своего без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет, но спасешь душу его от преисподней.

       Как мы видим,  Соломон не представляет себе воспитания детей без наказания.  Сам он имел  великое множество сыновей (от разных жен),  которые мечтали о троне отца своего и враждовали  между собой, особенно старшие сыновья.
       Обратите внимание на четвертый пункт.  Соломон со  всей своей мудростью говорит, что тот отец, оставляет сына своего без наказания, тот не любит его. В наши дни  это звучит  довольно нелепо, смешно, безрассудно.  Но это только на первый взгляд, поверхностный. И в наши дни разумные педагоги  учат не оставлять всякий проступок ребенка незамеченным, ибо за ним вскоре последует другой, еще более тяжкий. Жалея ребенка, не наказывая его, мы  сами себе завязываем петлю на шее.
      В бедных семьях проблемы у детей были другие, но тем не менее строгое родительское воспитание нужно было и им.  Отец стремился вырастить из сына преемника своего ремесла, чтобы он не был ленивым и глупым, а честным умным, трудолюбивым, а для этого примерно наказывал, если что не так. Сыну, хоть и больно было сносить наказание, но он. видя  в этом справедливость, на отца не обижался.

       В эпоху Петра была написана и издана книга с названием «Домострой», которая впоследствии была настольной книгой каждого уважающего себя домохозяина.  В ней был подробно расписан  житейский  уклад,   основанный на  христианском образе жизни.
      Согласно этому укладу, воспитание основывалось на строгом послушании детей взрослым и старшим братьям и сестрам. Детей готовили к взрослой жизни уже с четырех лет. Главой семьи строго являлся отец, который  брал на себя ответственность за себя и всю семью. Если кто-либо из семьи  провинится, то отец брал на себя его вину. На нем держался весь дом. Его, разумеется, уважали и слушались все. Ему, например, первому подавалась тарелка с борщом и крупным куском мяса.

       Жена всегда подчинялась мужу. Она должна  была быть хорошей хозяйкой, матерью, женой, помощницей в делах; не потакать бездумному баловству детей и не выгораживать за проступки перед отцом, то есть, избегать наказания.  Ей полагалась вторая тарелка с едой.
       Потом  шли  старики- дедушка с бабушкой, если они имелись, а за ними шли дети по старшинству. Самый младший получал еду в последнюю очередь. Он должен был терпеливо  дожидаться своей очереди,  за нетерпение получал от старшего ложкой по лбу.

      В результате такой семейной иерархии дети стремились быстрее взрослеть, чтобы их быстрее причислили к взрослым. А для этого они (мальчики)  многому должны были научиться: рубить дрова, запрячь коня, шить обувь и одежду, косить траву и другие работы по дому.
       Таким образом, с юных лет молодому поколению из рода в род передавались Божьи заповеди, что делало народ законопослушным и богобоязненным. Эти важные качества у нашего народа сохранились вплоть до революции 1917 года. Мы не будем касаться причин революции, а только то, как она отразилась на воспитании.

       Большевистская диктатура, казалось бы,  нанесла большой урон в  сфере культурного и нравственного воспитания, так как была порушена вера в Бога и  царя-батюшку. Осмеивались и преследовались люди,  пытавшие отстоять эту веру.  И хотя новый строй наделал много грубых ошибок в преследовании старого «темного»  поколения и  воспитании нового в духе атеизма, он переделал некоторые Божьи заповеди (БЗ) в моральный кодекс строителей коммунизма (МКСМ). Для подтверждения давайте сравним некоторые положения из них.

1. МКСМ:  Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к
странам социализма.
БЗ:  Возлюби Господа Бога своего и только ему одному служи.

2. МКСМ: Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
 БЗ: Добросовестно трудиться.  Кто не работает, тот да не ест.
3. МКСМ: Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
ВЗ: Не  кради;
МКСМ: Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг,
товарищ и брат.
БЗ:  Возлюби ближнего, как самого себя;
4. МКСМ: Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и
 личной жизни.
 БЗ: Не прелюбодействуй
5. МКСМ: Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
БЗ: Уважай отца своего и мать, кто не заботится о семье своей, тот хуже неверного 
6. МКСМ: Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму,
стяжательству.
БЗ: Не лги, не лжесвидетельствуй; не желай чужого
7. МКСМ: Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами
БЗ:  Оказывай любовь и помощь всякому, особенно  братьям по вере.

       Это говорит  о том, что  Божьи  заповеди прекрасно продолжили   свое существование в атеистической стране.  Церковь жила неплохо, хоть и не роскошествовала, как сейчас.
       Путем проб, путем ошибок и исправления их СССР постепенно двигалось в своем развитии, имея идею построения коммунизма и воспитания  человека коммунистического общества.  Большим достижением советского строя стало провозглашение привилегированным классом  детей, согласно лозунга «Все лучшее детям».  Под этим лозунгом строились пионерские лагеря, всесоюзные здравницы. На производство детских товаров  выделялась дотация.  Начиная  с яслей, в школах, пионерских лагерях приучали детей к жизни в коллективе, где  отдых сочетался с трудом. Это очень хорошо, жаль,  что  не практикуется  в наше время в полной мере.
       Но вот произошло ужасное:  распался СССР с переходом на  капиталистические отношения, что повлекло за собой  страшное последствие: голод, бандитизм, безработица, беспредел в нарушении законов. Россия стала страной, отвергшая  всякую идеологию.  Посмотрим, что из этого вышло.

       Из США  и других западных европейских стран  в качестве обмена культурными  ценностями  стала рекой литься  антинародная  чужестранная культура в виде  низкопробных фильмов с ярко выраженной жестокостью (ужасы, откровенная эротика, боевики) и литература (триллеры, психотропная, оккультная ). Среди них имелся  небольшой процент хорошей литературы и фильмов,  но они служили  лишь  прикрытием нецензурной.  США  и другие капстраны мечтали о перерождении   России из самостоятельной страны в колонию, которая служила бы сырьевым придатком  для них.  А поскольку мечом Россию не взять, вся ставка была на  растление  молодежи.  К сожалению,  это им удалось. 

      На западный манер  стало внедряться воспитание детей в детсадах и школах;  ввели так называемую  ювенальную юстицию, позволяющую детям жаловаться на своих родителей. Эта юстиция детям давала больше прав, чем родителям; родители превращались  из воспитателей в  средства для  материального обеспечения   своих детей. Для несмышленых детей это такое счастье: наступил долгосрочный праздник непослушания! Боже упаси теперь наказывать детей физически за  серьезные проступки – надо действовать только убеждением.

     Кто бы знал, что на  подростков  более убедительно действует ремень, чем нотация, иначе получится как в басне Крылова «Кот и повар» - а Васька слушает, да ест, то есть, нисколько не раскаивается в своем поступке и делает то, что не хочет. Я  ратую не за  истязание, а за разумное, умеренное наказание, чтобы  ребенок не стал разнузданным, ибо  разнузданность   легко превращается  во вседозволенность, если взрослый  окажется бессильным в хорошем воспитании своего чада. Замечено, что плохое усваивается ребенком намного легче, чем хорошее, поэтому хорошее надо прививать ему  упорно и настойчиво.

       Еще очень важный момент – воспитание мальчика как будущего семьянина,  главы семьи. Как ни печально, но мальчики   в  неполных семьях  не видят примера тому, как быть главой семьи, потому что   мать  взвалила на себя эту нелегкую ношу.
       У народов Кавказа есть обычай: если семья лишается  отца, то главой семьи является старший сын,  являясь правой рукой матери, во всем ей помогая. Наши же матери  нежат и балуют сыновей, воспитывая их кисейными барышнями.  Своей слепой любовью к чаду они роют себе яму. Ничего путного из такого сына не получится – ни прилежный  работник, ни хороший муж, а только  инфантильный лентяй и лоботряс. Они и в сорок лет  будут детьми, не могущими  решать насущные вопросы и брать на себя  ответственность.  Они не ценят своих родителей, видя в них только финансовый источник, и, разумеется, в старости не будут для них опорой. Такой сын может воспитать  только себе подобного или вообще не участвовать в воспитании.

        В настоящее время воспитать порядочного гражданина очень трудно.  Большой помехой тому, повторяю,  является  западная культура, которую упорно с разрешения правительства  насаждают  у нас. В СМИ, прессе и телевидении стали широко пропагандироваться оккультизм, эгоцентризм и вещизм, разные  игры,  связанные с рекламой покупать соответствующую продукцию.   А как же – теперь везде царствует его величество бизнес! А на нравственные устои  наплевать! Божьи заповеди умышленно заменяются псевдонаучными  учениями, которые сильно искажают традиционное воспитание  наших детей, портят их психику. Наплевать – пусть школа и родители  хорошо воспитывают детей, если смогут!

       И вот итог.  Спустя  почти  тридцать лет  Россия  оказалась, можно сказать,   у разбитого корыта.  Подрастающей молодежи не с кого брать пример, кроме киношных и мультяшных  псевдогероев.  Это смех сквозь слезы. В  советские времена брали пример в героев космоса, героев труда, героев войны. А теперь, выходит, нет в нашей  стране героев, не с кого брать пример? Хотя это далеко не так, только  о наших героях не любят говорить.  Вот и берут наши дети пример с куклы Барби, черепашки ниндзя и других мультперсонажей, причем, не наших, а американских.
      Воспитательный процесс  и требование  к детям в нынешнее время просто шокируют.  Выходит, надо воспитывать тупых потребителей, которые находили бы  себе удовольствие в чревоугодии, шопинге, сексе,  оглушающей  музыке и ни к чему бы  серьезному не стремились?  Чтобы наши детки только бы гуляли, пили, ели  и резвились за чужой счет, как те глупые поросята из сказки, забыв, что рядом  с ними  водятся  злые и безжалостные волки, забыв, что лето не вечно - морозная зима  не за горами, забыв, в конце концов, что могут потерять свой человеческий облик навсегда.
       Поэтому я  с таким провалом в воспитании подрастающего поколения  дерзну предсказать:  Россию ждет печальное будущее.
.