Джон Уилкинс. Очерк

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЖОН УИЛКИНС
Андрей Штерн

Джон Уилкинс (1614-1672) был англиканским священнослужителем и богословом, натурфилософом и писателем, одним из основателей Лондонского Королевского общества, а в последние четыре года жизни - епископом Честера. Один из немногих интеллектуалов во всей английской истории, возглавлявших колледжи и в Оксфорде, и в Кембридже, он стал если не важнейшим новатором науки, то "виртуозом", эрудитом, популяризатором и одним из ведущих организаторов естественнонаучных работ в XVII веке. Несомненно, Уилкинс был одним из создателей английского натурбогословия, вошедшего в резонанс с естествознанием того времени (1), а также пионером лингвистики и научной методологии, в знаменитом "Опыте о реальном характере философского языка" (1668) впервые предложившим универсальный язык и интегрированную систему измерений, аналогичную  позднейшей метрической системе. Не менее значительны его усилия по реабилитации в англиканстве системы Коперника и новой астрономии в целом, подхваченные пуританами, особенно новоанглийскими. С другой стороны, очевидны  заслуги Уилкинса по снижению политической напряженности в Оксфорде периода Республики, созданию Королевского общества на надпартийной основе и ведению диалога с диссентерами. В эпоху огромных политических и религиозных потрясений он сумел стать посредником между людьми с самыми разными позициями и сыграл ключевую роль в повороте государственной церкви Англии к хотя бы ограниченной веротерпимости к концу правления Стюартов.
Гилберт Бернет считал Уилкинса "самым мудрым священнослужителем" своего времени, который "любил все человечество и находил радость в том, чтобы творить добро" (2). Полноценными биографиями ученого являются книга П.Райта Хендерсона и вышедшая в 1969 г. работа Барбары Шапиро; обстоятельна также вступительная статья А.Арслеффа к сборнику о лингвистическом наследии ученого, а совсем недавно появился лейденский сборник под редакцией Уильяма Поула (3). Джеймс Крутер включил очерк об Уилкинсе в сборник "Основатели британской науки" (1960). Все это говорит о растущем интересе к наследию ученого, и исследования его жизни и творчества не ограничиваются словарными статьями и не так давно привлекли внимание уже и русских авторов, таких, как мало известная на родине Мария Авксентьевская.

Церковный и общественный деятель

Накануне Революции: между англиканами и пуританами

Не вполне ясно, где родился Уилкинс - одни источники говорят о Кэнон Эшби, а другие о Фосли в Нортхэмптоншире. Отец будущего теолога ювелир Уолтер Уилкинс умер, когда Джону было 11 лет, и его воспитание завершила благочестивая мать - Джейн Дод, дочь пуританина Джона Дода (1549-1645) (4), прожившего огромную жизнь влиятельного священника, получившего прозвище "Декалог Дод" за свой постоянный акцент на Десяти заповедях. Вместе с Робертом Кливером Дод написал также "Божье правление в домохозяйстве" (1598) - одну из наиболее популярных книг по практическому богословию в Англии XVII в., основанную на "Руководстве для брака" (1591) духовника Елизаветы I  Генри Смита, с которым Дод познакомился в Драй-Дрейтоне в 1583 г.  (5). После смерти мужа Джейн Дод снова вышла замуж, и сводным братом Уилкинса стал астроном и поэт Уолтер Поуп (6). 
Уилкинс получил образование в школе в Оксфорде, которой тогда руководил Эдвард Сильвестр, и поступил в Нью-Инн Холл. Затем он поступил в Магдален-Холл в Оксфорде, где его наставником стал довольно радикальный служитель Джон Томбс (1603-1676) - пресвитерианин, затем баптист (7). В 1631 г. Уилкинс получил степень бакалавра, три года спустя - магистра искусств. В студенческие годы Уилкинс познакомился с пуританином Джоном Бейнбриджем, уже тогда увлекшимся астрономией, интересом которой он, по-видимому, быстро заразил своего друга (8). К этому времени к сторонникам коперниканства в Англии принадлежали близкий к пуританам Томас Диггс (1546-1595), о котором мы еще скажем,  а затем Генри Геллибранд (1597-1637), Джон Уоллис, и, наконец, Бейнбридж и Уилкинс (9).
В 1637 г. 23-летний Уилкинс был направлен пуританами для подготовки к служению в Фаули под покровительство семьи Найтли, которая давно оказывала помощь престарелому Доду. В феврале следующего года он был рукоположен в священники Церкви Англии в соборе Крайстчерч в Оксфорде (10), затем некоторое время был капелланом лорда Сая, с 1641 г. - лорда Беркли, а с 1644 г. - племянника Карла I принца Чарльза Луи, который тогда приехал в Англию. Эта должность обеспечила молодому образованному священнику относительное спокойствие в условиях начавшихся потрясений. Впрочем, когда Чарльз Луи в 1648 г. по Вестфальскому миру получил владения пфальцского курфюрста на Рейне, Уилкинс поехал вместе с ним в разоренную Тридцатилетней войной Германию и, по сообщениям антиквара Энтони Вуда, смог посетить Гейдельберг (11).
В нелегких условиях Гражданской войны Уилкинс примкнул к группе увлекшихся философией и естествознанием интеллектуалов, собравшейся вокруг Чарльза Скарборо (1615-1694) - врача и математика, роялиста, работавшего в Оксфорде, но переехавшего летом в 1646 г. в Лондон после взятия университетского города парламентскими войсками (12). В кружке Скарборо были Джордж Энт, Сэмюэл Фостер, Фрэнсис Глисон, Джонатан Годдард, Кристофер Мерретт, Уильям Харви, Сет Уорд, Теодор Хаак и Джон Уоллис; вся эта группа (кроме Хаака) известна также как Грэшем-колледж 1645 года. Тем не менее в этот период Уилкинс примкнул к парламенту, посчитав дело роялистов безнадежным и не допустив для себя возможности кривить душой. Усиление пуританских тенденций Уилкинса сказалось в написанной в помощь проповедникам книге "Екклесиаст" (1646) - этом вдохновенном призыве к "простому стилю" проповеди, избегавшем риторики и схоластики в пользу большей эмоциональности и назидательности (13). Здесь Уилкинс проанализировал всю область доступных ему библейских комментариев и по сути написал важнейшую гомилетическую работу своего времени, переизданную много раз.

В центре междуцарствия

В конце 1648 г. Уилкинс вернулся в Оксфорд и смог возглавить Уэдхем-колледж, который под его руководством вскоре стал одним из лучших в университете. Он способствовал политической и религиозной терпимости и привлек к колледжу талантливые умы, включая выдающегося астронома и математика Кристофера Рена (1632-1723) (14). Он также общался с его двоюродным братом Мэтью Реном, убедив последнего, в частности, написать критику на "Океанию" Гаррингтона - наиболее нашумевший из республиканских проектов (15). Уникальным было то, что хотя Уилкинс стал сторонником Кромвеля, многие роялисты сохранили уважение к нему как к ученому и даже посылали к нему учиться своих детей!
В 1649 г. Уилкинс написал "Беседу о красоте провидения" - своеобразную богословско-эстетическую работу, где он защищал не модную в революционные годы позицию, что провидение менее постижимо, чем обычно считают толкователи, заинтересованные в применении библейских пророчеств к современным событиям, и может временно допустить события, значение которых станет ясным в будущем. По словам одного историка, он "призывал своих читателей помнить, что мы смотрим на события за недолгую жизнь и не всегда можем правильно различать великие мировые события и их взаимозависимость, так что легко впадаем в ошибки" (16). Эта книга позволила ему сохранить репутацию, когда Стюарты вернулись на трон, тем более что в накаленной атмосфере пуританской апокалиптики он был менее кого-либо склонен к эсхатологизму или милленаризму.   
В 1650 г. Уилкинс собрал из интересующихся экспериментальным естествознанием интеллектуалов Оксфордский философский клуб - организацию, ставшую предшественницей Королевского общества (17). Помимо некоторых лондонских групп (Годдард, Уоллис, Уорд, Рен, который был молодым протеже Скарборо) в него, по сообщениям Томаса Спрэта, вошли Роберт Бойль, Уильям Петти, Ральф Батерст, Лоуренс Рук, Томас Уиллис и Мэтью Рен (18). В 1653 г. к этой группе примкнул Роберт Гук, приехавший в оксфордский Крайстчерч, познакомившийся с Уилкинсом, видимо, через Ричарда Басби, и с 1653 г. ставший оказывать ему значительную помощь (19). 
В 1656 г. Уилкинс женился на  овдовевшей младшей сестре диктатора Робине Френч, урожденной Кромвель (ее муж Питер Френч был каноником в Крайстчерче). Тем самым Уилкинс присоединился к высшему слою парламентского общества, и пара даже  использовала комнаты во дворце Уайтхолл. В 1659 году, незадолго до своей смерти, Оливер Кромвель предоставил Уилкинсу новое назначение на должность магистра Тринити-колледжа в Кембридже, которое было подтверждено сыном и преемником диктатора Ричардом Кромвелем. Уилкинс был там достаточно долго, чтобы подружиться с Айзеком Барроу и стать его покровителем! (20).

Реставрация и епископство

С началом Реставрации Стюартов в 1660 году новые власти лишили Уилкинса должности, которую ему дал Кромвель; он получил, однако, назначение в качестве пребендария Йорка и ректора Крэнфорда в Мидлсексе. В 1661 г. он смог стать проповедником в Грейс-Инне, где работал вместе со своим другом Сетом Уордом, а через год - викарием лондонского прихода св. Лаврентия. Обладая уже всем известными орпганизаторскими способностями, Уилкинс стал одним из основателей Королевского общества и вскоре был избран его постоянным членом и одним из двух секретарей вместе с немецким богословом и естествоиспытателем Генри Ольденбургом, с которым он познакомился в Оксфорде в 1656 г. (21).
Положение Уилкинса серьезно пострадало во время Лондонского пожара 1666 г. - его храм, библиотека и научные инструменты сгорели. Тем не менее он не остался без средств к существованию и стал в конце 1666 г. викарием Полбрука в Нортхэмптоншире, через год - пребендарием Эксетера, а в 1668 г. - пребендарием собора св. Павла и епископом Честера, где служил до конца жизни. Этим возвышением он был обязан влиянию герцога Бекингемского Джорджа Вилье, не допускавшего полной веротерпимости, но считавшего возможным договариваться с пресвитерианами, чтобы частично вернуть их в англиканскую церковь. Уилкинс также мыслил в этом направлении, считая, что пресвитериан можно уговорить подчиниться епископам, в отличие от независимых церквей  (22).
По крайней мере, в 1661 г. Уилкинс выступил за оправдание изгнанного со служения пресвитерианина Джона Хамфри (23), перерукоположенного епископом Батским Уильямом Пирсом (24). Когда Уилкинс был рукоположен, он выступил против использования уголовных законов и немедленно попытался заручиться поддержкой других умеренных епископов, чтобы посмотреть, на какие уступки могут пойти нонконформисты (25). В 1668 году Уилкинсом и его коллегой Езекией Бертоном  были предприняты серьезные усилия для обеспечения взаимопонимания с такими крупными нонконформистами, как Вильям Бейтс, Ричард Бакстер и Томас Мантон. Эти переговоры провалились к концу лета того же года, когда Мантон обвинил конгрегационалиста Джона Оуэна в том, что он ухудшает положение всех диссентеров, а Ричард Бакстер заявил, что этот план исходит от палаты лордов, вмешивающейся в дела совести (26).
Последние годы жизни Уилкинса прошли в борьбе с ослаблением здоровья. В 1672 году он умер в Лондоне от мочекаменной болезни.  Его падчерица вышла замуж за Джона Тиллотсона, позже архиепископа Кентерберийского.

Продолжение следует

(1) McGrath A. A Scientific Theology: Nature. Oxford,2001. P.242
(2) Burnet G. Lives, Characters and an Address to Posterity. L.,1833. P.304
(3) Shapiro B. John Wilkins. Berkeley,1969; Aarsleff A. John Wilkins // John Wilkins and 17th-Century British Linguistics. Ed.J.Subbiondo. Philadelphia,1992. P.3-45; John Wilkins: New Essays. Ed.W.Poole. Leiden,2017 Wright Henderson P.A. The Life and Times of John Wilkins. Edinburgh - L.,1910. Cм. также: Davies C.S.L. The family and connections of John Wilkins, 1614–1672// Oxoniensia. Volume LXIX (2004). P. 94–107
(4) Показательно, что Дод родился в Мальпасе в Чешире и был последним из 17 детей, однако смог закончить гимназию в Уэстчестере, а в 14 лет поступить в Колледж Иисуса в Кембридже, где вскоре получил именную стипендию! В 1585-1607 гг. Дод был викарием Хануэлла в Оксфордшире и читал лекции в соседнем Банбери, но в итоге был изгнан за пуританские взгляды, хотя с Энн Баунд имел 12 детей;  его соавтор Роберт  Кливер проповедовал в соседнем округе Драйтон. С 1608 г. Дод служил в Кэнон Эшби, а затем до конца жизни ректором Фосли, где его покровителем был Ричард Найтли. Престарелый Дод еще застал Гражданскую войну. Увы, переиздания книг Смита и Дода, сопоставимых по влиянию с "Домостроем", по понятным причинам сегодня  не появилось.
(5) Fletcher A. The Protestant Idea of Marriage // Religion, Culture and Society in Early Modern Britain: Essays in Honour of Patrick Collinson . Ed.A.Fletcher, P.Robins. Сambridge,2006. P. 63. О сотрудничестве со Смитом см.: Jenkins R.B. Henry Smith: England's Silver-Tongued Preacher. L.,1983; Tennenhouse L.  Power on Display: The Politics of Shakespeare's Genres. L.,2005. P.172
(6)  Уолтер Поуп (1627 - 1714) - английский философ и астроном, родился и вырос, видимо, в Фосли и получил образование в колледже Уодхем в Оксфорде (бакалавр с 1649, магистр с 1651), где работал до Реставрации, на некоторое время  став деканом. С 1660 г. был назначен профессором астрономии в Грешем-колледже в Лондоне, заняв пост сэра Кристофера Рена, а также работал в Королевском обществе, опубликовав свои письма в "Философских трудах" за 1665-1666 гг.; некоторое время провел во Франции и Италии. В 1687 г. Поуп почти потерял зрение и подал в отставку, в 1693 г. его библиотека погибла при пожаре. Наряду с работами по астрономии писал стихи и переводы. Умер и похоронен в Лондоне.   
(7) Джон Томбс (1603-1676) - английский теолог, пресвитерианин, позже баптист, учитель Джона Уилкинса (Poole W. John Wilkins. P.5), одна из наиболее оригинальных фигур эпохи Английской революции и Реставрации. Родился в Бьюдли в Вустершире, в 1618 г. поступил в колледж Магдалины в Оксфорде, где учился у близкого к пуританам Уильяма Пембла (1592-1623), а его другом был пуританин Джон Гири (1600-1649); в 1621 г. получил степень бакалавра, а в 1624 г. - магистра искусств. После смерти Пембла сменил его в качестве лектора по катехизису. В 1624-1630 г. служил в оксфордском храме св. Мартина, затем некоторое время в Вустере, в 1630-1643 гг. викарием Леоминстера в Херфордшире; с 1631 г. бакалавр богословия. Уже в конце 1620-х, став популярным проповедником, усомнился в крещении детей, однако затем сблизился с пресвитерианами.  В 1643 г. по протекции "круглоголового" Н.Файнса назначен проповедовать в храм Всех Святых в Бристоле, однако вскоре переехал в Лондон, где стал служить в храме св. Гавриила, но, отказавшись крестить детей, в начале 1645 г. был уволен, а его попытка защищать такие взгляды перед Вестминстерской Ассамблеей и в дальнейшем перед О.Кромвелем оказалась неудачной (вызвав, в частности, возражения пуритан У.Гоуджа и С.Маршалла). В 1646 г. Томбс с разрешения Вестминстерской ассамблеи вернулся в Бьюдли в приход Риббесфорд, где создал небольшую баптистскую общину с тремя проповедниками, однако из-за клеветы в 1650 г., отдав руководство Г.Осланду,  переехал в общину в Россе в Херфордшире, затем служил в больнице св. Екатерины в Ледбери. Автор около 20 работ с баптистскими взглядами. Отличался принципиальностью, в 1652 г. защищал баптистскую практику в Оксфорде перед служителем из Баллиол-колледжа Г.Сэвиджем, а летом 1653 г. критиковал валлийский кальвинизм в Абергавенни в Уэльсе. Резко критиковал своего влиятельного соседа из Киддерминстера Р.Бакстера,с которым после 1650 г. неоднократно вел встречи и дебаты, Т.Блейка и других конформистов, а также антиномизм и квакеров. В 1654-1660 г. вновь служил в Леминстере, но с началом Реставрации был смещен, снял с себя служение и жил в Солсбери в имении жены. Летом 1664 г. снова предложил дискуссию о крещении в Оксфорде, но безрезультатно. Несмотря на свои убеждения, пользовался уважением некоторых провинциальных епископов. Умер в Солсбери, похоронен на кладбище св. Эдмунда. 
 (8) Джон Бейнбридж (1582-1643) - английский врач и астроном, пуританин (Lindberg D.C., Numbers R.L.. God and Nature. Berkeley,1986. P.201 f.) Родился в Эшби-де-ла-Зуш, после местной гимназии окончил колледж Эммануила в Кембридже и работал врачом в родном городке, изучая также астрономию. В 1618 г. переехал в Лондон и был замечен в связи с публикацией о комете, войдя в группу ученых-пуритан, известную как Круг Грешема, а через год по протекции Генри Сэвила стал профессором астрономии в Оксфорде, где проработал в Мертон-колледже до конца жизни. В 1620 г. перевел на латынь труды Прокла "О сферах" и Птолемея "О планетах".
(9) Basalla G. The Rise of Modern Science. L.,1968. P.60. Генри Геллибранд (1597-1637) - английский математик. и физик, профессор Грешем-колледжа, известен работами по магнитному полю Земли, изменяемости магнитного склонения и измерению долгот, а также изданием логарифмических таблиц Генри Бриггса.
 (10) Shapiro B. John Wilkins. P.257
(11) Ibid. P.23
(12) Сэр Чарльз Скарборо (1615-1694) -  английский врач и математик. Родился в Лондоне в семье офицера (брат Эдмунд Скарборо, также военный, выехал в Новую Англию), получил образование в школе св. Павла, в Кайус-колледже в Кембридже (который окончил со степенью бакалавра в 1637 и магистра искусств в 1640 г.), затем в Мертон-колледже в Оксфорде, где под руководством Уильяма Харви в 1646 г. получил степень магистра богословия. Некоторое время был наставником К.Рена. После Реставрации в 1660 г. был назначен личным врачом Карла II, который в 1669 г. посвятил его в рыцари. Скарборо навещал короля на смертном одре, затем был врачом Якова II  и, наконец, Оранских. Первый член Королевского общества и член Королевского колледжа врачей, автор трактата по анатомии Syllabus Musculorum , который многие годы использовался в качестве учебника, а также переводчик и комментатор первых шести книг "Начал" Эвклида. Умер в Лондоне, похоронен в Крэнфорде в Мидлсексе. Авраам Коули посвятил ему "Оду доктору Скарборо". См.: Henderson F. Taking the Moon Seriously // John Wilkins: New Essays. P.138;   Aarsleff A. Op.cit. P.11; O'Day R. Education and Society 1500-1800: The Social Foundations of Education in Early Modern Britain. L.,1982. P.263 f.
(13) Jones R.F. The Seventeenth Century: Studies in the History of English Thought and Literature from Bacon to Pope. L.,1951. P.78; Goring P. Rhetoric of Sensibility in Eighteenth-century Culture. Cambridge,2005. P.37. Отмечалось, что "Екклесиаст" ознаменовал отход англикан от цицеронианского стиля и сдвиг к современному смыслу риторики (Green I.M. Print and Protestantism in Early Modern England. Oxford,2000. P 109)
(14) О взаимоотношениях Уилкинса и Рена см.: Shapiro B.J. Op.cit. P.118-129; Bennett J.A. The Mathematical Science of Christopher Wren. Cambridge,2002. P.16-17; Little B.D. Sir Christopher Wren: a Historical Biography. L.,1975. P.24
(15) Stimson D. Dr.Wilkins and Royal Society // John Wilkins and 17th-century British Linguistics. P.78
(16) Guyatt N. Providence and the Invention of the United States 1607–1876. Cambridge,2007. P.43
(17) О связях этих двух структур см.: Stimson D. Op. cit. P.70-89; Miles R.B. Science, Religion, and Belief: The Clerical Virtuosi of the Royal Society of Longon, 1663-1687. Leuven,1992
(18) Purver M. The Royal Society: Concept and Creation. L.,1967. P.205
(19) Ричард Басби (1606-1695) - англиканский священник, роялист, более 55 лет возглавлявший Вестминстерскую школу. Родился в Луттоне в Линкольншире, получил образование в Вестминстере, где имел королевскую стипендию, и в Колледже Крайстчерч в Оксфорде, который окончил в 1628 г. С 1637 г. пребендарий Кноула в Сомерсете, через год стал директором  Вестминстерской школы, пережив на этой должности все политические потрясения и проработал до конца жизни. Отличался некоторой суровостью к учащимся, хотя образ призрака Басби-садиста в "Дунчиаде" А.Попа (1743) все же окарикатурен. Автор лучших в свое время грамматик классических языков и иврита, собрал богатейшую библиотеку. Похоронен в Вестминстерском аббатстве. Cм.: Jardine L. The Curious Life of Robert Hooke. Oxford,2003. P.63-75.
(20) Shapiro B.J. Op.cit. P.315; Feingold  M. Before Newton: The Life and Times of Isaac Barrow. L.,1990. P.52-53; Manuel F.E. The Religion of Isaac Newton. Oxford,1974. P.30
(21) Генри (Генрих) Ольденбург (1619-1677) - немецкий реформатский богослов, натурфилософ и дипломат, около 30 лет работавший в Англии, секретарь Королевского общества по зарубежным связям.  Родился в Бремене, где к 1639 г. получил богословское образование. Сотрудничал с пуританами, прибыв в Английскую Республику в качестве дипломата, установил прочные отношения с Р.Бойлем (см.: Hall M.B. Oldenburg, the Philosophical Transactions and Technology // The Uses of Science in the Age of Newton. Ed.J.D.Burke. Berkeley,1983. P.21-47; Jacoby J. Strange Gods: A Secular History of Conversion. N.Y.,2016. P.197-199). Был репетитором племянника Бойля, позже политика Р.Джонса; через Джона Мильтона познакомился также с кругом крупнейших интеллектуалов, включая Сэмюэла Хартлиба, Джона Дьюри и Уильяма Петти  (см.: Hall M.B. Henry Oldenburg: Shaping the Royal Society. Oxford,2002. Р.16-18). Во время поездки в Нидерланды познакомился с Б.Спинозой и предоставил ему труды Бойля (Nadler S. Spinoza. Cambridge,1999. P.184-187; Maull N. Spinoza in the Age of Science // Spinoza and the Sciences. Ed. M.Grene, D.Nails. Dordrecht,2012. P.3-15). После Реставрации - один из первых членов Королевского общества и первый редактор его "Философских трудов" - самого престижного научного журнала в мире  Поддерживал обширную сеть научных контактов по всей Европе, начал практиковать рассылку представленных рукописей специалистам, которые могли оценить их качество до публикации, что стало основанием современной научной периодики и практики рецензирования.  Сотрудничал с сэром Джозефом Уильямсоном, во время Второй Англо-голландской войны подвергся заключению в Тауэр по подозрению в шпионаже. Был женат на дочери Джона Дьюри. Умер и похоронен в Лондоне.
(22) Keeble N.H. The Restoration: England in the 1660s. Cambridge,2002. P.123
(23) Джон Хэмфри (1621-1719) - английский богослов. Несмотря на роялистское влияние, окончил Пемброк-колледж в Оксфорде со степенью бакалавра (1641) и магистра (1647), в 1649 г.  получил пресвитерианскую ординацию и стал служить во Фром-Селвуде в Сомерсете. Вместе с Т.Блейком защищал открытое причастие, что оспаривалось Р.Дрейком и другими пресвитерианами. В период Республики поддерживал эрастианские взгляды (Cohen J. Protestantism and Capitalism: Mechanisms of Influence. L.,2002. P.229). В 1661 г. отступил от пресвитерианства и согласился на перерукоположение епископом Батским Уильямом Пирсом, и даже защищал свое решение в печати в "Вопросе о реординации" (1661), однако через год отказался от него и был снят со служения по закону 1662 г., затем служил нелегально в Лондоне в Уайтчепеле. Вместе с конгрегационалистом С.Лоббом написал две работы против книги епископа Стиллингфлита "Бедствие раскола", настаивавшей на расширении церковно допустимых позиций с целью возвращения нонконформистов в англиканство. В работе "Дело совести" (1669) выступал против вероисповедных преследований.
(24) Уильям Пирс  (1580-1670) - англиканский церковный деятель, вице-канцлер Оксфордского университета в 1621-1624 гг., епископ Питерборо в 1630-1632 (совмещал с должностью каноника в Колледже Крайстчерч), затем епископ Бата и Уэльса с 1632 г. до конца жизни. Сторонник арминианства и Высокой церкви, с 1630-х гг. близкий к архиепископу Лоду. Сын Джона Пирса, архиепископа Йоркского, родился в Оксфорде. В 1599 г. поступил в Колледж Крайстчерч, который окончил со степенью бакалавра и магистра искусств в 1600 и 1603 гг., бакалавра и доктора богословия в 1610-1614 гг. По рукоположении стал капелланом епископа Джона Кинга,  в 1609 г. поставлен  священником в Графтон Реджис в Нортхэмптоншире, где служил до 1632 г., с 1615 г. служил также в церкви св. Христофора в Лондоне, в 1618 г. получил пребенд в соборе св. Павла. В этот период Пирс стал непримиримым противником пуритан и кальвинизма, поддержав в дальнейшем репрессивную политику Лода, включая "Книгу спорта", запрет на пуританские молитвенные собрания и лекции, на отказ от праздников и т.п. Эта политика сделала Пирса непопулярным и вызвала раздражение пуританского дворянства, что после отстранения лодиан привело к петиции против Пирса и лишению его сана в декабре 1640 г.; через год он был заподозрен в государственной измене и провел год в Тауэре. До восстановления в сане в 1660 г. Пирс жил в своем имении в Каддесдоне в Оксфордшире, затем вернулся в Бат, где способствовал делу Хэмфри. Отойдя на покой, провел последние годы и умер в Уолтемстоу в Эссексе, где и похоронен.      
(25) Marshall J.  Locke and Latitudinarianism // Philosophy, Science and Religion in England 1640–1700. Ed. R.Kroll etc. Cambridge,1992. P.257
(26) Lamont W.M. Richard Baxter and Millenium. Oxford,1979. P.220