Молодильное яблочко

Дария Давыдова
«НАСКОЛЬКО КРАСИВА ЖИЗНЬ! ПРОСТО ХОДИ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, И ОНА ТЕБЯ НАПОЛНИТ».

Эти слова принадлежат Элеоноре Дмитриевне Гараевой, председателю совета ветеранов педагогического труда г. Перми. В уходящий летний день, пропитанный воздухом из старой тополиной листвы, спешу к ней на встречу. Элеонора Дмитриевна ждёт меня на улице – в такой день невозможно иначе. В профиль вижу маленькую, совсем молодую фигурку. Пышная морская юбка, алые туфли, алый пояс, уложенные волны волос…Удивляюсь, но уже знаю, что это – она.

«А я с праздника! – Улыбается Элеонора Дмитриевна – С Яблочного Спаса. У меня даже есть молодильное яблочко. – Показывает значок на груди. – Я люблю красиво одеваться. Да и работа обязывает, как иначе? Если ты среди людей, ты должен быть им приятен. Да и я сама никогда не лишаю себя удовольствия обернуться вслед красивой женщине. Красота – это ведь аура. Для меня красивая женщина всегда переполнена любовью!»

Элеонора Дмитриевна родилась в самый разгар белых ночей – 23 июня 1951 года. Своего отца, бывшего фронтовика, помнит плохо. От мамы знает, что был очень красивым, да к тому же ещё, гармонистом. Он скончался в 1954 году от полученных ранее боевых ранений. В семье не сохранилось ни одной медали. «Почему-то тогда это не было принято: мы не составляли генеалогические древа, не интересовались тем, как отец прошёл войну. Мы и медали потому не сохранили, что раздарили их.
Мама ради того, чтобы поднять нас с сестрой Фаиной, пошла работать на Завод Свердлова формовщицей, где проработала до пенсии. Благодаря её труду мы очень хорошо жили: на столе всегда были китайские яблоки, рыба, я даже икру ела в детстве. Мы позволяли себе носить фирменные китайские вещи, а тогда это было очень престижно».

Будучи студенткой факультета педагогики и методики начального образования ПГГПУ, Элеонора Дмитриевна одевалась лучше всех в группе. У неё была своя персональная портниха. Когда она училась на втором курсе, хотела пойти работать, потому что ей было неловко перед мамой. «Тогда мама спросила меня: «Я тебя плохо кормлю? Ты не сыта? Может, плохо одеваю? Сейчас учёба – это твоя основная работа». И я старалась изо всех сил. За четыре года учёбы у меня было всего две четвёрки, поэтому, я получала повышенную стипендию: эта была моя дань маме. С тех пор я привыкла трудиться».

К поступлению в ПГГПУ Элеонору Дмитриевну подтолкнуло нежелание расставаться с родной школой №12. Самой её первой учительницей стала Агафья Григорьевна Лязгина, с которой Элеонора Дмитриевна провела первых четыре года школьной жизни. Но даже после выпускники Агафьи Григорьевны не расставались с ней. «Мы очень любили свою первую учительницу. – Вспоминает Элеонора Дмитриевна. – Мы безумно любили её! Она действительно была нам второй мамой. Когда мы стали семейными, когда похоронили своих матерей, мы стали приходить к ней в гости как в родительский дом. Нам, подросшим, среди прочего угощения она уже ставила на стол коньячок. Конечно, при таких отношениях, я не представляла себе, как уйду из школы. Я решила, что со школой не расстанусь никогда».

После распределения Элеонора Дмитриевна оказалась в Усть-Качкинской санаторно-лесной школе, директором которой стала впоследствии. «Сейчас, когда я прихожу в любую школу, я не могу надышаться её атмосферой! Я просто изнемогаю от того, как мне этого не хватает! Мне каждого ребёнка хочется обнять, обцеловать – облюбить! Но при своей любви к детям, я могу быть плохой бабушкой. У моей дочери Ирины три сына – Алексей, Артём и Антон. И она с пониманием относится к тому, что я уделяю им не так много времени, как могла бы. Она понимает, почему я до сих пор работаю: это движет меня вперёд по жизни, в этом моя самореализация, моё саморазвитие».

А это отнюдь не просто слова. Элеонора Дмитриевна - обладательница правительственной медали «Почетный работник общего образования», ей была присвоена высшая категория по должности руководителя. Она принимала участие в конкурсе «Учитель года» в номинации «Лидер образования» и по итогам самопрезентации конкурса заняла 1 место.

«Мне повезло, что моя семья формировалась в любви. Я вышла замуж по любви и сохранила её до сих пор. А это очень тяжело, это большой труд. Нужно лелеять хорошее в человеке, а плохое – принимать. Поэтому, я всю жизнь была ЗА мужем, он позволил мне остаться маленькой девочкой. – Улыбается Элеонора Дмитриевна. - В юности я любила полевые ромашки, которые мальчишки охапками развозят на велосипедах. А теперь – пионы. Муж, Николай Александрович Гараев,  подарил мне их накануне свадьбы, когда я приезжала к нему перед практикой. Лепестки этих цветов он потом выслал мне в конверте.

А появление твоего ребёнка на свет – это ни с чем не сравнимое чувство! – Элеонора Дмитриевна пытается подобрать слова и разводит руками. Она долго ищет что-то глазами, а после оборачивается и так и застывает: вся открытая. Но в этом молчании – всё. – А когда я увидела свою первую внучку, был дикий восторг! Ты видишь воплощённую частицу себя. И тебе сразу же хочется, чтобы этот экземпляр стал лучше, чем ты. Моя мама служила мне, а я всё задумывалась: чем отработаю? А она мне сказала: мне не надо, отработаешь своим детям. И так – из поколения в поколение. Это – должный добрый ответ: ответственность. Это чудо жизни и природы, его невозможно понять умом».

У Элеоноры Дмитриевны двое детей – Ирина и Сергей, и пятеро внуков, и она старается им соответствовать. «Я всегда боялась плохо выглядеть чтобы не огорчить маму. В этом заключалась моя помощь ей. И даже когда мама умерла, я всегда помнила про неё. Сейчас мне стыдно плохо выглядеть перед детьми: они у меня очень красивые, современные, и мне нужно не отставать!»

Элеонора Дмитриевна каждый год старается открывать для себя что-то новое. Например, на коньки она встала только в пятьдесят пять лет, решив, что это непременно должно быть в её арсенале. При этом, она сожалеет, что многому не научилась: не умеет ездить на велосипеде и горных лыжах. «Ведь сейчас все гоняют, а я отстаю! – Переживает женщина. – Зато, я могу превосходить своих близких в знании художественной литературы. Это не соперничество. Я тоже хочу быть им чем-то полезной».

На самом деле, погоня за современностью проявляется у Элеоноры Дмитриевны только внешне, а её ценности остаются всё те же: «У меня ничего не поменялось: мои моральные ценности – дарить добро. Эта самоотдача даёт тебе силы, даёт энергию. Чего стоит одна фраза моего бывшего психолога из д/с 88, Гульнары Альфредовны Биттер: «Самое интересное время в моей профессиональной деятельности – работа с вами», понимаете, сколько вложено в эту фразу?»

В детский сад Элеонору Дмитриевну привело рождение сына: за свою жизнь она успела поработать в 229, 165 детском садах, а в завершении всего – 88, где задержалась на 30 лет. «Меня всегда притягивала невероятная атмосфера детских образовательных учреждений. Детей переполняет огромная радость жизни, дети торопятся жить, они живут полной жизнью, я заражаюсь их устремлённостью в будущее. Один священник как-то сказал «Детский сад – это Царство небесное, а дети в нём – Ангелы». Мама всегда спрашивала меня: почему ты любишь самых сопливых, обездоленных детей? А я знала, что им в семье не додано, и чувствовала, что должна компенсировать то, чего они недополучили. Мне кажется, любовь и жалость – схожие понятия».

Когда смотришь на Элеонору Дмитриевну, кажется, что она вся наполнена любовью – от светлой макушки до кончиков пальцев. Это сквозит в блестящих глазах, в чуть подрагивающей улыбке, развёрнутых навстречу собеседнику плечах и немного сбивчивом дыхании. Сама она считает это естественным явлением и не представляет себе, как жить иначе? Немного теряется, говорит, что любовь в неё заложила мама – как и многое другое, что собралось в ней самой. И, разумеется, уверена в том, что ей всего лишь повезло: «Меня всю жизнь окружали прекрасные люди. Все, кто встречался, были добрые и порядочные. А ведь жизнь провела нас и по печальным вехам: например, сотрясение мозга у сестры, пожар в нашей комнате на Компросе…и нам все помогали. Через эти события я открывала для себя сердечных, щедрых людей.

Я люблю жизнь во всех её проявлениях, мне хочется всё попробовать и всё познать. Мне нравятся рукоделие и суставная гимнастика. Я люблю петь, я занималась этим с детства – пела в школьном хоре. У нас до сих пор жива традиция: каждый год мы с одноклассниками (нас шесть пар) собираемся у меня дома на Рождественские пельмени и поём песни нашей молодости. Танцевать я тоже люблю, правда, заниматься этим профессионально не удалось. Мама хотела отвести меня в кружок, но в этот день она ехала на грузовике с картошки, а грузовик перевернулся. Всё обошлось, но на танцы мама меня, конечно, не повела».

Элеонора Дмитриевна говорит, что с каждым годом жажда жизни становится всё сильнее. А происходит это оттого, что ты начинаешь ощущать, как ресурсы исчерпываются, энергия растрачивается, а здоровье уходит и не восполняется. И ты хватаешься за жизнь из самых последних сил! «А ведь жизнь становится только  интереснее! Она преподносит столько подарков и приятных сюрпризов – ты только бери! Ветераны могут бесплатно ходить в Планетарий, Цирк, Институт культуры, на мероприятия Горьковского парка – было бы желание!»

На удивление, Элеонора Дмитриевна говорит, что у неё почти нет времени на простое общение с людьми. «Последнее время мне кажется, что я общаюсь по требованию. И боюсь: вдруг я не понимаю, а что же важней всего? Рабочие мероприятия или простое человеческое общение? Просто когда речь заходит о работе, я не могу бросить это и обсудить с подругой наши огороды.

Я очень люблю стихи. Читала их с самого детства. И у меня нет предпочтений среди авторов, я люблю просто строки, например: «На что мы тратим жизнь? А надо б на любовь!» Суть ли, современный это автор или нет? Или: «Времена не выбирают, в них живут и умирают» - в какой-то степени, это мой девиз: не нужно ни на что жаловаться».

Сейчас, на контрасте после детей, Элеонора Дмитриевна больше всего взаимодействует с ветеранами. «В чём же между ними разница? Дети не способны отвечать благодарностью на любовь, они, в отличие от взрослых, ещё не воспитали в себе благодарность. Они могут просто любить в ответ. Поэтому, я люблю их немного больше. Старики забирают много энергии, а дети – дарят её».

Несколько лет назад Элеонора Дмитриевна принимала участие в конкурсе «Бабушка года». Вместе с дочерью они написали сценарий, где Элеонора Дмитриевна сыграла осень, её дочь – зиму, а внук – Новый Год. Осень передавала бразды своего правления зиме, а зимой наступал Новый Год – символ зарождения новой жизни.
«Сейчас весь смысл моей жизни заключается в том, чтобы заложить свои ценности в детей и внуков и как можно больше добрых дел сделать для ветеранов».

С 2012 года Элеонора Дмитриевна работает на общественных началах председателем совета ветеранов педагогического труда Свердловского района. А с 2018 года является председателем совета ветеранов педагогического труда г. Перми. Для них проводится большое множество интересных мероприятий: прежде всего, это «Клуб ветеранов» в Доме учителя, круглые столы вместе с активной молодёжью города, различные праздники и мероприятия совместно со школьниками, например, осенний бал «Рябиновые бусы» и «Пельмени для Победы» с учениками МАОУ СОШ №9…

«Всем тем, с кем мне посчастливилось поработать на одном поприще, бок о бок, я хочу сказать: «В каждом из вас, коллеги, рассыпаны крупицы моей души».

02.09.2019.