Прощание в августе

Махно Евгений
 
ИЛИ ВЕНОК ПАМЯТИ.
(Брату Василию, и писателю А.В.Вампилову, трагически погибшим в водах Байкала)

Скажи, брат, ведь я прав?!!!
 - Прав, что вспоминаю тебя весело!
     Без слезоточивых слов и эпитетов, без  прохладной торжественности и выверенной драматичности посвящений и эпитафий, более уместных набожным , холодным и надменным атмосферам реанимационных комнат, погостам и крематориям.
Пусть это им и останется.
Как ваши перевёрнутые Байкалом лодки…
Как милицейско-полицейские протоколы и журналистские расследования…
Как реквием по ушедшим...
Пусть!
      А мы с тобой вспомним хорошее, нам есть что вспомнить.
 Вспомнить, как растворяясь в синих азиатских сумерках, бидончик Семипалатинского прииртышского пива, да привезённые тобой Байкальский омуль и жирная голомянка, развязали нам языки…
Прохладная хмельная жидкость, прославленных семипалатинских пивоваров, теплотой разлилась внутри нас, и благодушие лёгкого опьянения  приняло нас в свои объятия.
Ты рассказывал о Байкале.
Ты мог о нём говорить бесконечно.
 И всегда с такой душевной теплотой и сердечностью, с такой бережной улыбкой и тихой радостью.
Мне это нравилось…
даже трезвому.
Ты много рассказывал.
Про туннель, который охранял,  вооружённый автоматом «АКМ»*.
Про медведя…
Рысь…
Охоту.
 Про Дин Рида , что пел «Венсеремос!» и «Бэлла, чао»…
и сломавшего ногу , у вас, там , в Бурятии.
То ли «навернувшись» с оранжевого «Магируса», в Улан-Удэ…
То ли  «сковырнувшись» с мотоцикла, в Тынде.
А как он, «Кровный брат» заслуженного индейца СССР Гойко Митича,  по-ковбойски смело прыгал и пел на крыше вагона, летящего по БАМу поезда!!? Это видел весь «Нерушимый советский Союз»!
И восхищался им, вызывая массовый психоз.
А мне тогда, почему-то вспоминалась Анджела Девис.
Несомненно,  он - Дин Рид, буржуинский мученик, по-американски деловито  перевёл ремесло барда, (песенника под гитару), на новую ступень политического шоу.
 Такое уважение к отсидевшему в тюрьме американцу можно было встретить только в СССР!

Ты рассказываешь…
 А я как будто читаю сны, или смотрю старый, знакомый фильм, который пустили задом наперёд…
Хрипя и «про Париж и про погоду» поёт, пьянея с нами, «Всесоюзный Володя», который, как я помню, так и не приехал, к вам на БАМ.
Но ты привёз мне записи его песен, диалогов, разговоров на магнитной ленте.
 Записи с того самого концерта , на который ты случайно попал в одно  «доолимпийское звёздное лето» в Ермаке или в Усть-Каменогорске, через разнесённые «в дребезги», поклонниками «Северного Орфея», двери Дома Культуры.
( Как я тебе завидовал, тогда!...  Ты видел Высоцкого! ) 
 И вот ты привёз бабину магнитной ленты «Свема».  Жёванную-пережёванную запись «Семёныча», которую мы и слушали, под пиво и под простуженное дребезжание старой катушечной «Веги».

Ты рассказываешь.
Запомнилась, почему-то – База «Селенга» Восточной  Байкальской флотилии… Ребята из «мореходки» Владика проходят практику, на каком –то флагмане под именем то ли «Верный», то ли «Непотопляемый»…
А может и «Верно непотопляемый» - точно не помню!
 Крутится калейдоскоп воспоминаний…
 Лежбища Байкальской нерпы на Ушканских островах…
Западный мыс Рытый…
Хобой…
 Охота!
 Рыбалка! …   
    И всё это Байкал!
Его песок, камни, Его кристально-чистая вода, не мигая, смотрят на меня, в моё воображение.
…Гладь воды с бликами. Блики, конечно же , с игрой света!... А свет, с намёком на Жизнь!!!! Долгую, светлую и обязательно счастливую жизнь!
      Эти светлые предчувствия и что-то неведомое, искренне пробиваясь сквозь мои представления о суровости Байкальского края, и даже некоторую его грубость, берут за душу.
У меня перехватывает горло, как-то вдохновенно расширяется  грудь.                И байкальским омулем засверкали фантазии… – не остановить!
Нет, нет, а напрашивается , само собой, слово « Господин Байкал», или даже «Ваше Сиятельство».
Но в те времена совсем не пользовались такими словами – «коммунизменный лексикон» не позволял этого.  Хотя хотелось!
И хотелось уже чего-нибудь покрепче…
коньяка, водки!!!
Чтобы  потом  припасть верноподданнически мимодумно на колени,…
 и даже покаяться!
 Голубому колодцу планеты!
 Тому святому колодцу, который для тебя брат,   и для Вампилова, стал  дверью в Царство Небесное.
Жизнь на Земле Матушке началась и вышла из воды. А у вас она закончилась в воде…
 Самой чистой, прозрачной и волшебной.
 Где прозрачность Твоя, Господин Байкал, углубляла Тебя до сини, до небесной синевы. Синевы, где кончается небо и начинается душа. В том синем было даже что-то от молитвы.
Столько надежды!
 Но удивительно- уже тогда я печалился- столько в глубинные метры твои тревоги упрятано,  что становилось жутко.
 Пропастно и страшно, что люди могут сделать со своей планетой.
 С Нашей планетой!
     Человечество роскошествует по своей божедетской наивности и тупости, недоразвитости и самоуверенности. В слепой надежде на прогресс цивилизации.
Не понимая, что с техническим прогрессом , должен прогрессировать и сам человек.
Но… Дети твои, Земля, не могут смыть страх незнания.
Они -дети, не могущие в защиту ПриРодины, шевельнуть ни рукой, ни языком , ни извилинами…
Не могут забыть о личной выгоде, да объединиться во спасение Земли-Матушки!!! Пока не поздно!
 Так, наверное, сходят с ума.
Так сходят «крысы с тонущего корабля…
На бал!»
…………………………
Пишу сейчас эти строки и задыхаюсь. Больше от злости, чем от дыма сибирских пожаров.
 Невероятно, но крысы жгут лес Сибири!
Страшно!!!
Крысы выпьют и твою чистую воду , Байкал ?!
Или отравят её.?!
О, Небеса!
 О Байкал!
 Сколько надежды в тебе на будущее! Ты- Новая религия! Религия Чистоты! Где Чистота совпадает с Частотами! Частотами человечества! С Чистотой Божеправия!
Надо признаться, что никакие религии мира,  ни политические, ни экономические доктрины не смогли объединить народы Земли.
А Ты, Байкал - сможешь!
Ведь поумнеет же человечество, наконец!
……………………………….
       И вот уже, подгоняемая фантазией, с пьяной легкостью в сердце, душа так сладко замирает,  и плавно перебирается в дивный сон – взгляд в самого себя.
И я , уже совсем опьяненный, кричу – «Мама ПриРодина, я же Твой непутёвый сын!                В том Счастье и Удача! Прости нас детей неразумных!»
Плакал я или смеялся тогда  – так и не пойму!
Но видел и ощущал себя я героем драматургии Вампилова.
Персонажем  его «общества Аликов», того «застольного времени»…
Видя неуверенного в себе, уставшего от повседневности, неверующего в идею «светлого будущего», да даже ни во что уже неверующего… точнее – со смертельно раненным неверием , не такого уж и научного атеизма в голове,  но с язвительными шутками и комментариями, студента худграфа** пед.института.
 Студента, мечтающего о «побольшем личном и поменьшем общественном».
  Для которого Байкал, как «утиная охота»  для Зилова!
 Впрочем, как говорил Александр Валентинович «… все мы – Зиловы!».
Эх-хе-хе!
Тогда в 80-е, я советский студент, травмированный безденежьем и количеством свободного времени, поскуливаю от невозможности махнуть на всё рукой, послать всех и всё подальше…                и поехать с тобой, брат Василий,  в буреломную будущность.
 Где « лучшие комсомольцы Страны советов строят БАМ»! 
И мы ,брат, слегка хмельные по-диссидентски смеёмся с тобой и над комсомолом, и над партией… и ещё какое-то время болтаем о том, о сём.
 О каратэ, которым ты занимался. О боксе , который я бросил. Об умеренно авангардной живописи  у меня на стенах мастерской…
 Мы веселы и счастливы. Ты прост, по настоящему прост , как Вампилов.
Ты даже похож на него! По-человечески похож, тем, что давая мне прозаическую возможность быть самим собой, не позволял стараться быть для кого-то «хорошим» или «правильным».
Научая меня говорить искренне , что хочу, а не «что положено».
И мы говорим.
Говорим…
Говорим как два ровесника, два дружка.
Честное слово – это было здорово!
……………………………………………..
И вот из «сегодняшнего далёка» я в душу свою заглянул, как в скважину.
И увидел тебя Байкал!
Поверишь – нет, брат,  но Байкал улыбнулся мне!
И тут же моя мечта, мой сон, моя фантазия…
Уже рисуют  дивные картины моей встречи с Ним.
И я шепчу, как заклинание:
- Я никогда не был у тебя в гостях, Байкал!
 Но знай!- Я приеду  к Тебе!
Обязательно приеду!
К утреннему, по- весеннему прозрачному,
 звенящему,
 предрассветному…
Приеду!
И войду в твою воду.
Как в Посвящение!
В Крещение!
В Иордан новой эры!
И вот, уже мне «пьяному и море по колено»
И я иду по воде, не оставляя следов!
 Как шёл Тот, которому поверили меньше, чем поверили, тому…кто ходил по Луне!
………………………………………………….
И пущу я венок, сплетённый из весёлых тёплых слов, юношеских признаний и душистых эпитетов! Тебе брат Василий Иванович… тебе Александр Валентинович… и тебе Байкал!
 Я знаю - мы встретимся!
И выпью я поминальные две стопки – ЗА ВАС МУЖИКИ!
 Помяну вас добрым словом благодарности!
И запью водой Байкальской…

И рассмеюсь над глупостью человеческой!
Может быть уже сквозь слёзы. Кто знает?!
 
З.08.2019.г. Новосибирск.                Памяти  В.И. Махно (1952-2012гг) и А.В.Вампилову (1937-1972гг) посвящается.
P.S.   Не подпитывая антиамериканские настроения, скажу:
 «Затея Байкал опустяшить, унизить – зряшна!»
Поэтому  11 сентября для меня был и будет только «Днём Байкала»!                А ни каким-то,  там , утверждённым мемориальной тоской для плосковидящих « чёрно-траурным                «ДЕВЯТЬ /ОДИННАДЦАТЬ»!***
Потому что ПРАЗДНИК – ЕСТЬ ПРАЗДНИК!
………………………………………………………………………
А может быть просто - У  НАС РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ, РЕБЯТА!?

* «АКМ»- автомат Калашникова модернизированный.
**Худграф- Художественно-Графический факультет педагогического института.
*** «ДЕВЯТЬ/ОДИННАДЦАТЬ» (9/11)- События , случившиеся в США 11 сентября 2001 года – теракт, трагедия, унёсшая огромное количество невинных жизней.
**** Зилов -главный герой пьесы А.Вампилова "Утиная охота"