От казаков днепровских до запорожских ч. 34

Николай Мринский
На рисунке - Чертомлыкская Сечь - самая славная и легендарная страница в истории запорожского казачества.

В отчёте королю, комендант Могилева указывает фамилии командиров сторожевого полка: Василий Янов - воевода, голова 500 донских казаков и Ермак Тимофеевич - атаман вольного казачьего отряда. Василий Тимофеевич Оленин после Ливонской войны вернулся на Дон и был назначен атаманом заставы на Переволоке. Его очень уважали казаки, называя по прозвищу и отчеству - Ермак Тимофеевич. Осада Пскова обернулась для польского короля крупным поражением, и он согласился на переговоры. В итоге по Ям Запольскому 10-летнему перемирию от 15 января 1572 г. разошлись почти «вничью» - за Польшей осталась Лифляндия и Полоцк, остальные занятые ими русские города возвращались. Москва уступала ливонские города. Продолжать войну со шведами сил и средств у российского государства уже не было и в 1583 г. с ними было подписано Плюсское перемирие сроком на 3 года. Шведы при этом удерживали Нарву и русские города Копорье и Ивангород. Задача выхода к Балтийскому морю решена не была. Москве удалось сохранить небольшой участок Финского залива в устье Невы. Обстановка на Дону менялась не в пользу казаков. Они всё сильнее попадали под влияние русского царя, теряя независимость своих земель и превращаясь в холопов. Московская Русь продолжала упрочивать позиции на казачьих землях, основывая всё новые города: Воронеж, Ливны, Елец, Оскол, Валуйки, Белгород. На Волге также был поставлен ряд укреплённых городков: Саратов, Уржум, Царицын и другие, в которых оставлялись сильные гарнизоны.

Яицкие и терские казаки были тоже приведены к покорности. Момент был упущен и теперь волнения донских казаков были попусту. Прямой захват казачьих земель Московской Русью к концу XVI в. превратил отношения между ней и казаками в откровенно враждебные. Точно такие же отношения сложились у запорожцев с Польшей. После заключения мирного договора Варшавы с Москвой, запорожские казаки возобновили военные действия против Турции и Крыма. В 1583 г. они побывали в Молдавии, затем заняли турецкую крепость Егорлык. В Крыму казаки захватили более 40 тыс. лошадей и разного скота. Несколько позже на крымцев был совершён повторный поход и взят Очаков. Батория, боясь войны с Турцией, пытался запретить запорожцам ходить на Крым. Он отправил в Запорожье посла Голубицкого с грозной грамотой, но послание осталось без ответа, а Голубицкий был казнен. В 1583 г. на королевскую службу вновь было принято 600 казаков, а после смерти Батория (1586 г.) к 1588 г. их насчитывалось уже 988 чел. Однако 6 тыс. казаков в реестре при Батории, как это иногда утверждается, никогда не было и такого их количества (даже с учётом запорожцев, не вписанных в реестр), по-видимому, в то время вообще не имелось на всей Украине, тем более, что у польского правительства всегда не хватало денег для выплаты жалованья в полной мере не только казакам, но и солдатам коронных войск. И всё же небольшая часть казаков была в списке и составляла реестровое, то есть регулярное войско со своими подразделениями, что отличало его от остальных казацких ватаг.

Входившие в реестр казаки обладали некоторой социальной защищённостью, получали жалованье, могли не беспокоиться о жилье и пропитании, а полностью отдавать себя службе. Во главе реестровых казаков стояли опытные командиры, имелась одинаковая форма (жёлтые кунтуши) и вооружение. Королевская служба формировала в них чувство солидарности и общности интересов, войскового братства. Со временем всё больше казаков стремились записаться в реестр. Отношения запорожских казаков с Речью Посполитой продолжали осложняться не только потому, что она заключила мир с турками и требовала того же от Запорожья, что было невозможно и неприемлемо, но и оттого, что польская шляхта чинила всё больший произвол в украинских землях. 12 августа 1569 г. литовская шляхетская верхушка, поддержанная и православной белорусской шляхтой, заключили в городе Люблине унию с Королевством Польским. Образовалось новое государство – Речь Посполитая, что в переводе означает Республика. Литве осталась только Берестейщина, а все остальные земли отошли к Речи Посполитой, при которой украинское население оказалось бесправным и стало подвергаться всяческим притеснениям. При Литве все были равны, Польша же завела новые порядки и поделила всё население на шляхту, мещан, селян и духовенство. Вся власть была в руках шляхты, а остальные - зависимы от неё. Шляхта имела много земель, свои войска, суды и другие разные учреждения. К шляхте относились и украинские бояре, но поляки высмеивали их язык, веру, не подпускали к госслужбе.

Большое число украинской шляхты отреклось от языка, веры и ополячилось, получив все права. Бедная же украинская шляхта осталась верна обычаям и традициям своих предков, за что и всячески страдала от поляков. Что же касается казаков реестра, то обещания, которые им надавали, остались пустым звуком, их так и не уравняли в правах со шляхтой, а низовцы вообще были вне юридического статуса. Своеобразное мужское сообщество, братство, возникшее к концу XV в. близ устья Днепра на ничейных тогда «диких» землях, не признавало над собой никакой власти, кроме принятых, большинством казачьих голосов, законов Коша. Братство отчаянных храбрецов, лихих голов, порвавших со своим кругом, ценящих превыше всего личную свободу и честь, твёрдо отстаивало православную веру на украинских землях и защищало южные границы Речи Посполитой от татарских и турецких нашествий. Но отношение к запорожцам на Украине было противоречивым. Украинское дворянство - шляхта, их недолюбливала за дерзкий нрав и независимость, но часто использовала запорожцев в своих постоянных сварах за власть. Правившие страной польские магнаты казаков-сечевиков вообще терпеть не могли за непокорность и защиту православия. Однако нуждались в их силе и воинском искусстве, в борьбе против постоянно грозивших Польше мощнейшей Османской империи и Крымского ханства. Простой народ, из недр которого казаки в большинстве своём и происходили, любил их за храбрость, защиту веры и презрение к «панам», но побаивался крутого нрава сечевиков...

Считая себя «лыцарями», людьми чести и воли, запорожцы презирали «чёрный» крестьянский труд и свысока относились к «холопам». В мирные времена – обычно весенне-зимний период, когда основная масса сечевиков расходилась по домам, соседство с ними было сущим наказанием для жителей украинских местечек и сёл. С утра до вечера, просиживая в шинках, казаки поглощали огромное количество спиртного и гуляли вовсю! Вот что писал о них известный французский инженер Боплан: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог бы сравниться в пьянстве с казаками». Обычным явлением были погромы и дебоши, устраиваемые запорожцами. Задеть на улице богато разодетого пана, двинуть по физиономии из-за пустяка своего соседа мужика или затащить при случае девку на сеновал – всё это для сечевиков считалось банальным времяпровождением. Поэтому мещанское население и польские власти облегчённо вздыхали, когда к концу весны низовые вдруг дружно прекращали гулять. Смиренно шли казаки в церковь, где искренне каялись во всех своих больших и малых грехах. И, получив благословение от священника, уходили на юг, за пороги - на Сечь! Значит, вновь будет дерзкий набег на татар или турок. Где-то далеко вновь будут сверкать сабли, и литься ручьём молодецкая кровь... Такими и остались в памяти народа запорожские казаки: и немного пираты и разбойники, и рыболовы, и охотники, и храбрейшие в мире воины, отстаивавшие родную землю от разного рода врагов!

Что касалось «начальных людей», тех, кто по существу, руководил казаками, пьянство считалось серьёзным недостатком. Среди атаманов всех уровней пьяниц практически не было, да и быть не могло, ибо им тут же отказывали в доверии. После сожжения казаками Стародуба о том, чтобы базироваться возле Чернигова, конечно, не могло быть речи. И в 1580 г. возникла Запорожская Сечь. Она несколько раз меняла своё местоположение, превратившись в «блуждающее царство». Разрушаемая в одном месте, она возникала в другом с высокой степенью копирования прежних принципов функционирования и приёмов планирования. Уже с середины 1580-х гг. даже в официальных документах других правительств низовые (запорожские) казаки начали называться сечевыми, отличаться от остальных (реестровых) казаков, и причисляться к отдельному государству, именуемому Кошем. Сечь являлась главным центром управления всеми войсковыми делами низового казачества (т.е. действующего в низовьях Днепра). Внешне она представляла собой небольшое укреплённое городище, внутри которого находилась площадь (майдан) с сечевой Покровской церковью. Вокруг площади стояли казармы (курени, т. е. жилые помещения, в поздних Сечах их было 38, а в Задунайской - 40 и это число уже не менялось). В центральной части строили кладовые (сокровищницы - скарбницы; для продовольствия, инвентаря и вооружения - коморы), арсенал (пушкарня), дома отдельных старшин. Рядом с крепостью в поздних Сечах размещался посад с базаром.

Продолжение следует в части  35                http://proza.ru/2019/07/03/1080