Прага. Вокруг Кафки. Часть 5

Борис Готман
  Почти одиннадцатиметровой высоты сверкающая конструкция из полированной нержавейки в форме мужской головы, установленная в небольшом парке многофункционального  комплекса  "Квадрио"  (Quadrio),  известна в Праге под названием "Голова Кафки".
 
  Это одна из недавних работ известного уже нам скульптора Давида Черны.

  Его изделие,  относящееся к так называемому  кинетическому  искусству,   собрано из  42  горизонтальных  овальных пластин (или плит) толщиной около 0.2 м каждая, которые могут вращаться на общей вертикальной оси независимо друг от друга.
 
  Масса этого произведения искусства составляет  39 тонн,  из которых  24 тонны выполнены из нержавеющей стали. Внутри "головы" находятся,  кроме оси и несущих металлоконструкций,  42 электромотора,  системы управления и контроля,  почти  километр кабелей и огромное количество крепежных деталей.
 
  Теперь, когда  читатель получил некоторое представление  об устройстве этой скульптуры,  расскажу,  как она работает. 

  А потом попробуем разобраться,  что же эта голова должна символизировать?
 
  А в конце выясним,  справедливо ли называть эту скульптуру "Голова Кафки"?

  Итак, пока все 42 составляющие и одновременно секущие её горизонтальные пластины  неподвижны и находятся   в исходном положении,  скульптура  выглядит  как гигантская сверкающая  голова со всеми обычными деталями. 

  Но вот электродвигатели, управляемые электроникой, начинают вращать пластины,  и человеческая голова  плавно теряет  свои очертания, причём самым причудливым образом.

  Скорость и направления вращения меняются в соответствии с точно рассчитанными алгоритмами.

  Очертания лица расплываются и расползаются в стороны, искажаясь при этом ещё больше  отражениями окружающих зданий в зеркальных поверхностях пластин.

  Пластины  всё время меняют порядок  движения, то часть из них движется отдельно,  то они сливаются в группы и целые каскады. Движение происходит с разными скоростями то в одном направлении, то в разных.

  Пластины то  разбегаются в стороны, то опять бегут навстречу друг другу.

  Многократные отражения в зеркальной облицовке  основания  под скульптурой    еще  более  усложняют  картину.

  Но вот детали лица начинают опять  сходиться,  восстанавливая  исчезнувшие    контуры  человеческой  головы и черты лица.

  На пару секунд вращение прекращается. И опять возобновляется,  размывая    возвращённый  было порядок.

  Читатель легко может увидеть кинетическую скульптуру в действии с помощью интернета.

  Причём, по-моему,  в интернете её работа выглядит гораздо интереснее, чем в натуре: в результате замедления съёмки скорость движения пластин  на экране  больше  и  метаморфозы выглядят ярче.

  О том, что символизирует "голова",  мнения расходятся.

  Ничего страшного в этом нет – по отношению к произведениям  искусства каждому пока ещё  позволительно личное мнение.

  Приведу наиболее распространённые примеры таких мнений:

 "Давид Черны попытался выразить саму суть творчества Кафки. В его романах человеческое сознание постоянно перемалывается беспощадной машиной тоталитарного общества и только изредка всплывает на поверхность реальности".
 
 "Так художник Давид Черны воплотил в кинематической скульптуре образ Франца Кафки, самого сложного европейского писателя 20 века:  «Движение лишает нас возможности созерцания. Наш кругозор сужается. Сами того не замечая, мы теряем голову,  не теряя жизни» (Франц Кафка)".
 
 "Автор этой работы, скандально известный чешский скульптор Давид Черны (David Сernу) считает, что постоянно меняющийся в движении зеркальный лик писателя наиболее точно передает психологические особенности личности Кафки, страдавшего от множества комплексов и фобий и отличавшегося крайней неуверенностью в себе".
 
 "Скульптор  обыгрывает слова Франца Кафки, обращенные им в письме к своей сестре Оттле: «Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе,  чем думаю, думаю иначе, чем должен думать, и так до самых темных глубин»".

  Но,  как оказалось,  задолго до "Головы Кафки" этот  же скульптор не только  создал уже подобную механическую композицию, но и предельно чётко объяснил в СМИ, какой смысл он в неё вложил!

  Посмотрите внимательно на верхний правый снимок на моём коллаже. На нём фотография этой самой первой скульптуры, которую  Давид Черни  назвал  "Metalmorphosis"  ("Металлметоморфоз").

  Вот, что сообщает о ней статья в Википедии  на английском языке: 

 "По сравнению с другими его работами, «Metalmorphosis»  («Металлметоморфоз»), зеркальная скульптура, размещенная в Технологическом парке Уайтхолла в Шарлотте, Северная Каролина, является на первый взгляд аполитичной.

  Она состоит из почти 40 стальных деталей, сгруппированных в 7 сегментов, которые независимо вращаются на 360 градусов.

  Пока сегменты выровнены, скульптура выглядит как гигантская серебряная голова со всеми присущими человеческому  лицу  деталями на своих местах.

  Когда моторизованные сегменты, контролируемые интернетом, вращаются,  получается странно завораживающий постоянно движущийся экспонат, который поочередно выглядит как человеческая голова - с тревожными, зияющими отверстиями в местах, где должен быть рот или глаза - или, альтернативно, и ничего человеческого не напоминает.

  Отражающий бассейн под скульптурой создает еще более запутанную картину.

  Возможно, опираясь на переменчивую  литературную вселенную своего собрата по искусству  - чешского художника слова  Франца Кафки, Черны подчёркивает, что «Металлметоморфоз» является чем-то вроде автопортрета его собственной психики.

  Может быть. Часть мятежного художественного темперамента Черны включает и создание придуманной биографии самого себя для СМИ.
 
 Черни сказал об этом своём произведении: «Это то, что я чувствую; это умственный  автопортрет»".
 
  Теперь читатель может попытаться сам ответить на вопрос, чью же страдающую голову подсунул пражскому зрителю известный скульптор-провокатор.
   
  Но для этого желательно почитать Кафку…