Чайка-рыбачка

Валентина Телепенина
Прошло лето. Просматриваю фотографии, подвожу итоги. Удалось подсмотреть новые "фишки" в поведении братьев меньших, однако этого мало для полноценной миниатюры, повторов не избежать. Ладно, одно лето пропущу… Стоп, секундочку! Вот она, моя героиня!

Небольшая птица – белая в рыжих пятнах – азартно клевала что-то вкусненькое на берегу водоёма. Чем же она так увлеклась, что появление человека её не вспугнуло? Она лишь бросила косой взгляд в мою сторону – так, между делом. Проголодалась птичка. Я вежливо остановилась поодаль.

– Ты кто? Похожа на чайку, но почему рыжая?

Наши речные чайки – белые с примесью серого и чёрного. Впервые встретила рыже-белую мелированную красотку. Матушка Природа в очередной раз застала меня врасплох: никогда не интересовалась чайками, ничего о них не знаю. Значит, предстоит новое исследование.

– До выяснения побудешь чайкой, договорились? А там посмотрим…

Перекусив, чайка зашла в воду – запить второе «компотом на третье». Пока она медленно потягивала водичку, я брезгливо рассматривала недоеденную коричневую горку – там что-то противно шевелилось… бр-р-р! Похоже, этот «деликатес» оставлен рыбаками. Некоторые парни приходят на берег с хорошим рыболовным оснащением не за уловом – их интересует процесс.

Как-то я застукала ворону, поедавшую червей из перевёрнутой пластмассовой коробки, и наябедничала на неё хозяину. Он улыбнулся, ёмкость поставил на место, но крышкой накрывать не стал. Почему? «Ворона тоже хочет есть. У неё трое прожорливых детей, надо уважить мать. Мы рыбачим для удовольствия, а не ради добычи. Много нам не надо, слегка потешим азарт, а пойманную рыбу отпустим», – ответил улыбчивый молодой человек. Едва мы отошли на шаг-другой от коробки, как ворона смело водрузилась над снедью, а по дорожке к ней уже неслось взрослое потомство. Через минуту коробка перевернётся, но мне всё равно – после неожиданного объяснения.

А как же крючок и муки освобождения? Моя первая рыбка оказалась последней именно по этой причине. Если делать добро, то делать до конца – я так понимаю… ой, мы же о чайке!

Итак, рыжему созданию тоже перепало от рыбаков. Я отошла от горки, и чайка продолжила трапезу. Она позволила приблизиться и сделать несколько снимков. Осмелев, фотограф потихоньку сокращал дистанцию. Чайка подняла голову и сосредоточила на мне своё внимание, оно показалось… заинтересованно-ласковым, что ли, приязненным. Ощущение реальности медленно растворялось, глаза стали по-другому смотреть на мир, легко кружилась голова – я вспенивалась, как морская волна. Чайка не двигалась – она не собиралась улетать! Чудеса да и только! Плод моей фантазии или она в самом деле не боится? Остановись, подруга, ещё мгновение – и ты разрушишь волшебство!

Доев живность до последнего червячка, чайка направилась к воде и больше на сушу не вышла. Она плавала у берега и не сводила с меня глаз. Я подошла совсем близко, к самой воде – чайка ни с места. Между нами возникла тонкая ниточка связи. Эта ласковость, свалившаяся на меня, – откуда она? Может ли от представителя дикой природы исходить такой импульс? Или это моё? Не понимаю… Нежность сердца к маленьким беззащитным созданиям – дело привычное, атмосфера же ласковости возникает не часто. Ласка и нежность – это разные ощущения. Не так давно мне встретилась копия малыша Брауна, героя одного из рассказов. Юный потомок черноголовой чернети вёл себя так, будто мы – старые друзья. Общение протекало в атмосфере именно ласковости, а не нежности.

Вспомнила ещё один момент: выражая свою любовь хозяйке, кот по кличке Врунгель, питомец моей дочери, тоже создаёт похожую атмосферу. Чувствую её, купаюсь в ней, хотя ласка предназначена не мне – рыжий мейн-кун самозабвенно любит только Катю. Мне он не доверяет (было дело, с метёлкой).

Не понимаю, как получается эта химия. От кого она зависит? Не замешаны ли в этом духи природы? Духи воды, например? От кого бы ни исходила эта красота, она запоминается и украшает повседневную жизнь.

Всё когда-нибудь заканчивается, в том числе и хорошее. Осталось поблагодарить Природу за прекрасные мгновения и узнать полное имя незнакомки.

Недавно в Беларуси отмечен 330-й вид птиц – большая полярная чайка или бургомистр. Птица отличается от остальных чаек отсутствием чёрного цвета на крыльях. Может быть, появилась новая разновидность – рыжая чайка?

Ещё одна идея: не чабар ли это? Детёныши животного мира, пока не знают страха, тепло реагируют на людей, в отсутствие родителей они интуитивно льнут к старшему, потому что видят в нём защитника. Для детей это нормально – отличаться от родителей цветом оперения.

Конечно, это чайка. Чайка озёрная, по-белорусски – чайка-рыбачка. У взрослой особи серая спина, чёрная голова (шоколадно-бурая весной-летом), остальное оперение белое. В первый год жизни крылья рыбачек пёстрые – в рыжеватых и серо-бурых тонах. Вот и весь секрет.

Самые массовые виды чаек в окрестностях столицы: озёрная, сизая, серебристая и хохотунья. Они всегда под рукой, и не только у водоёма – большими стаями залетают в близлежащие дворы, носятся беспокойно, кричат, как в морском порту. Многих людей подобные визиты раздражают, они хотели бы навсегда избавиться от «этих бесполезных и прожорливых». Не знают они о том, что вместо чаек получим полчища крыс и мышей. В посёлке Гатово под Минском проведено исследование корма чаек: 80 % их питания составляют мыши-полёвки. Вот так! Выбора нет: лучше пусть чайки кричат!

Всё так просто – когда знаешь.



Большие фото - интернет